Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА УСЛУЖЕНИЯ ШЕЙХУ и ПОДГОТОВКА СЕРДЦА К ПОЛУЧЕНИЮ ФАЙЗА
Адаб услужения шейху посредством имущества Будь уверен в том, что все [хорошее], что дано тебе, и дети, и имущество – ты получил благодаря благодати (баракату) устаза. Также будь убежден, что еще до сотворения мира, ты получил их вследствии благодати его равхани при определении судеб. Считай, что все, что у тебя есть – из еды ли, питья ли, одежды ли и т.п. – все принадлежит шейху (т.е. от него). Не расходуй имущество на такие цели, за которые шейху было бы стыдно (т.е. от чего он останется перед тобой в долгу в глазах других людей), и проси Аллаха принять все потраченное тобой в пользу шейха. Взывай покорно, моли сердцем, чтобы муршид принял твое пожертвование. Если же ему или его шейхам отдашь дары, совершив назр(т.е. сделав их собственностью шейха, безвозвратно), то это принимается Аллахом особо. Помимо того, отданное в качестве назра, является чистым от самодовольства (‘уджб) и совершенного напоказ (рия’). Желательно дарить то, что более всего нравится тебе самому. Если шейх примет твой дар, прими это как особую милость для тебя, часто благодари и воздай хвалу своему Господу.
Рассказывают, что однажды некий шейх посетовал, что он испытывает нужду и ему необходима тысяча динаров. Услышав это, один из мюридов отправился домой и спросил у своей матери о деньгах, оставленных ему отцом в наследство. Мать ответила, что отец завещал ему тысячу динаров, которые хранятся в определенном месте. Он взял деньги и направился туда, где шейх находился в уединении.
Подойдя к нему, он поцеловал его руку и обратился к нему, прося сердцем принять его дар. Шейх принял это.
Впоследствии, когда люди собрались у шейха, он рассказал присутствующим о том, что сделал молодой человек, одобрив его усердие.
Услышав это, парень встал со своего места, поцеловал шейху руку и сказал: «Моя мать недовольна тем, что я отдал их тебе, и я хочу, чтобы ты вернул их мне». Шейх встал, пошел за динарами, вернул их и сел на свое место. Присутствующие на собрании крайне удивились поступку молодого человека. Когда настала ночь, он с теми же динарами пошел на место уединения шейха и сказал ему: «О мой шейх! Я принес их тогда, не для того, чтобы ты похвалил меня или, чтобы в глазах людей ты стал моим должником, и не для того, чтобы перед ними ты был тем, кому подарили эти динары. И
поэтому я унизил себя этим поступком в присутствии людей и вот теперь снова принес их».
Шейх одобрил поступок мюрида и сделал его самым приближенным из избранных им мюридов («аль-Халидийя»).
Адаб подготовки сердца к получению файза.
Шестой адаб об искренности и о том, как подготовить сердце к получению файза.
Мюриду необходимо быть искренним и убежденным в том, что муршид – это наместник (наиб) Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям). Принятие мюрида шейхом равносильно принятию Аллахом и Пророком (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям). В этом не сомневайся! Если же тебя отвергает твой шейх, следовательно, отвергает и его шейх, и так до самого Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям).
Душа муршида не отходит от мюрида, она всегда находится рядом с ним. Некоторые мюриды, которые постоянно чувствуют ее рядом, не могут спать, выпрямив ноги. Те, которые будут уверены, что его душа (равхани) рядом, даже если не могут видеть ее, также получат файз, какой получают видящие.
В момент, когда душа [мюрида] будет отделяться от его тела, также приходит равхани муршида, подобно тому, как она оказывает помощь, когда в могиле будет осуществляться допрос. Также для того, чтобы ему в могиле не было одиноко и чтобы отогнать от него шайтана, его посещает равхани муршида. Как мы упомянули выше, для души не существует никаких преград и ограничений ни во времени, ни в пространстве.
Один из наших шейхов совершил таваджух на одного покойного мюрида. Посредством кашфу он увидел в его могиле равхани, помогающую ему преодолеть страх и растерянность, успокаивающую и утешающую его. Это относится к всемогуществу Всевышнего Аллаха и является составной частью веры. Подобное непостижимо для нашего разума. Однако нам необходимо верить и быть убежденным в этом («аль-Халидийя»).
Великий кутбу и гавс, наш господин Ибрахим ад- Дусуки (да освятит Аллах его душу!) сказал: «О дети мои! Если вы оправдаете мое доверие и выполните мой договор с вами, то я буду рядом с вами. Если вы примете мой договор, будете следовать моему завещанию, прислушиваться к моим речам, даже если кто-то из вас будет на востоке, а я на западе, и у вас возникнут проблемы, с которыми вы посредством истихары (просить прощения грехов) обращаетесь к своему Господу, то направьте свои лица ко мне, закройте «глаза» своих ощущений (восприятий) и откройте «око» вашего сердца. Поистине, вы воочию увидите меня. И просите совета у меня во всех своих делах. И что бы я ни ответил вам, вы примите это и подчинитесь сказанному мной. Это особенность не только моя, но и каждого шейха, которого вы истинно любите. Иногда об этом знает ваш шейх, а иногда может и не знать». Таков закон Всевышнего Аллаха по отношению к Его приближенным. Об этом поведал шейх Хасан ад- Дусури в книге «ар-Рахмат-уль-хабитат» и его подтвердил Ша‘рани в книге «ат-Табакат-уль-кубра» («Нур-уль-хидайя», стр. 38).
Наш шейх хаджи ‘Абдуррахман аль-‘Асави (да будет свята его душа!) постоянно говорил: «Если вы захотите сделать что-либо и не знаете, каков будет конечный результат – хорошим или плохим – то
свяжите свои сердца (совершите рабиту) с Махмудом-афанди (да будет свята его душа!). Затем обратите ваш взор в ваши сердца и делайте то, к чему их притягивает, а сомнительное не совершайте».
Будь также уверен в том, что муршид видит и слышит тебя повсюду, где бы ты ни находился. Он всегда знает о твоем состоянии, даже если никогда и не показывал тебе этих знаний.
Все пространство от запада до востока заполнено его файзом так же, как мир бывает залит солнечным светом. И ты находишься в ореоле его файза, и если ты убежденно и искренне будешь искать его файз, то, несомненно, получишь его. Те, кто обладает кашфу, видят этот файз таким, как мы описали. Те же, у кого слабое кашфу, также видят его, но соответственно его уровню.
Действительно, те, кто имеет кашфу, видят его. И видят они этот нур муршида, охватывающим все от востока до запада. А те, кто видит файз в меньшей степени, видит это по причине слабости своего кашфу, но не по причине слабости файза муршида («аль-Халидийя»).
Сон муршида лучше, чем наше бодрствование, и принятие им пищи лучше, чем наше соблюдение поста.
За каждое мгновение он достигает такого большого уровня в богослужении, которое мюрид может достигнуть лишь на протяжении всей своей жизни. Будь также уверен в том, что у муршида есть такой взор, если он посмотрит им на кого-либо, то этот человек, каким грешным он бы ни был, дойдет до уровня Джунайда и Тайфура. Постоянно покорно проси, чтобы и на тебя шейх посмотрел таким образом.