26.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ ПРОРОКА СУЛЕЙМАНА (мир ему)

Сулейман спросил архангела Израила (мир им) о времени своей смерти. Израил (мир ему) ответил ему, что он умрет, когда вырастет дерево «Харнубат». Каждый раз, когда Сулейман (мир ему) делал земной поклон в Байту-ль-Мукаддасе, там появлялось по одному дереву. У каждого дерева Сулейман (мир ему) спрашивал: «Лекарством, от какой болезни ты являешься, как ты называешься?», и деревья отвечали ему. Записав ответ, Сулейман (мир ему), отдавал приказание пересадить дерево на другое место. Как-то раз он поинтересовался у дерева, которое выросло во время намаза, как оно называется. «Харнубат», — таков был ответ дерева, и Сулейман (мир ему) понял, что жизнь его подошла к концу. Он велел посадить дерево в саду, сделал запись о его пользе и вреде. Затем Сулейман (мир ему) сделал омовение, завернулся в саван и, подготовившись к смерти, оперся на посох в михрабе. «О Аллах, сделай так, чтобы джинны не узнали о моей смерти, чтобы люди убедились в том, что джинны не знают тайное», -попросил он Всевышнего и на этом месте Малаку-лъ-Мавт (ангел смерти) забрал его душу. Джинны же, которые утверждали, что знают тайное, в страхе перед Сулейманом (мир ему) еще круглый год работали, не поднимая головы. Они узнали о смерти Сулеймана (мир ему) только тогда, когда посох, на который он оперся, подточили (съели) черви, и он сломался.

Есть разные варианты сказания о том, как Израил прибыл забирать душу Сулеймана (мир им). Когда понятна цель предания, не нужно разногласий. Я же привел здесь тот вариант, который дается в «Бадаи’е».

В одном сказании говорится, что Сулейман (мир ему) умер в возрасте ста восьмидесяти лет, в другом же сказано, что он прожил всего пятьдесят три года. В одном сказании говорится, что похоронен он рядом с отцом, пророком Давудом (мир им), в другом же — что в местечке Байтуллахм (Палестина). Аллах Всезнающий.

 

КРАТКОЕ СКАЗАНИК О ПРОРОКЕ ДАНИЯЛЕ (ДАНИИЛ) (мир ему)

После возвращения в Бабил, Бухтанасар царствовал еще довольно долго. Однажды он проснулся в страхе от увиденного сна, собрал всех толкователей снов и повелел истолковать свой сон. Никто не смог сделать этого. В это время Даниял (мир ему) сидел вместе с друзьями в тюрьме. Их посадил Бухтанасар. Услышав о том, что никто не может толковать сон Бухтанасара, Даниял (мир ему) передал из тюрьмы через охранника, что он сможет сделать это. Бухтанасар повелел привести его. Даниял (мир ему) по прибытии не поклонился ему. Бухтаснасар спросил, почему он не поклонился. Даниял (мир ему) ответил, что Всевышний повелел поклоняться только Ему. «Если я ослушаюсь Его, то потеряю дар и мудрость, данные мне Всевышним». Бухтанасар очень удивился и не стал настаивать. «Такое уважение к ильму (знаниям, науке) — хорошая черта», — заметил он и спросил, сможет ли он истолковать сон; Даниял (мир ему) растолковал его.

Я не стал описывать его сон, и то, как именно он был растолкован. Сон был растолкован в хорошую сторону, Бухтанасар остался доволен, после чего Даниял (мир ему) и его друзья стали одними из его приближенных. Но это не понравилось огнепоклонникам, и они, задумав коварство, пожаловались Бухтанасару, что те не поклоняются идолам и не едят пищу, приготовленную для идолов. Бухтанасар велел призвать Данияла (мир ему) с друзьями к себе и спросил, так ли это. Они ответили, что это правда, и что они поклоняются только Аллаху. Услышав это, Бухтанасар разгневался, приказал вырыть большую яму, бросить туда Данияла (мир ему) и пятерых его друзей и пустить туда семь могучих львов. Натравив на них львов, сам он ушел и через некоторое время вернулся посмотреть на их растерзанные тела. Бухтанасар и его свита были поражены, увидев спокойно спящих Данияла (мир ему), его друзей и львов, которые мирно лежали рядом с ним, положив головы на лапы. С ними был и седьмой человек, которого раньше не было там. Это был ангел, посланный к ним с повелением. Он ударил по лицу Бухтанасара, от чего лицо тотчас превратилось в звериную морду. С сердцем человека и лицом зверя он пробыл среди зверей семь лет, затем Аллах вернул его к царствованию.

Увидев эту божественную силу, Бухтанасар снова помирился с Даниялом (мир ему) и сделал его своим приближенным визирем, с которым советовался. Это и был тот хороший конец, который предрек ему Даниял (мир ему), толкуя его сон. Среди людей писания есть разногласия насчет этого, были даже те, которые утверждали, что перед смертью Бухтанасар принял Ислам.

Но огнепоклонники опять решили рассорить Бухтанасара с Даниялом (мир ему) и сообщили царю, что он ночью выходит в туалет. У них это не было принято, держать нужду до утра считалось достойным поступком. Сказав так, приготовили много угощений, организовали большое застолье, пригласив Данияла (мир ему). Ели, пили, потом Бухтанасар строго предупредил стражника у ворот, чтобы убил любого, кто выйдет ночью, даже если это будет он сам. Стражник покорно послушался его. Ночью Бухтанасару стало невмоготу терпеть малую нужду, и он вышел за ворота первым. Стражник, словно орел, накинулся на него, вспомнив его наказ убить вышедшего за ворота. Бухтанасар испугался, дал знать, что это он, царь. «Бухтанасар приказал убить и себя», — ответил стражник и, взмахнув секирой, убил его. Вот что передал про смерть Бухтанасара. Есть и другие версии этого. Истину же мы поручим Всевышнему, я же написал, как дается в одной книге.


КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ ДАНИЯЛА (мир ему)

Войска Абу Мусы Аш’ари взяли город Сус. Убили его правителя по имени Сабур и, захватив его дворец Обыскивая дворец они наткнулись на запертую комнату и, сорвав замки, проникли во внутрь. Там обнаружили каменное сооружение в виде лодки, и в ней покойника удивительно высокого роста, завернутого в расшитый золотой нитью саван. Как сказано в «’Араисе», когда измерили, один только нос его был длиной больше пяди. Когда у жителей Суса спросили про покойного, они ответили следующее: «Этот человек был в Ираке, и когда иракцы его именем просили дождь, дожди шли». Об этом знали и в Сусе. Во времена сильной засухи они попросили иракцев отправить его на время к ним, чтобы попросить дождя. Ирак отказал им. Потом предложили пятьдесят человек в заложники, и только после этого иракцы согласились отправить его в Сус. После того как привезли его, начали его именем просить дождь, и в тот же час выпали обильные дожди, и распространилась благодать. Но они потом отказались вернуть его Ираку, чтобы благодать осталась на их земле, и так до самой смерти тот человек оставался в Сусе. А после смерти его хранили как сокровище.

Кроме этого, никто больше не мог ничего ответить на вопросы Аш’ари, даже имени его никто не знал. Абу Муса направил письмо к халифу Умару, в котором говорилось о взятии Суса и о неизвестном человеке, которого нашли в нем. Получив это письмо, Умар ибн Хаттаб срочно созвал старших асхабов и спросил, есть ли кто-нибудь, кто знает что-либо об этом безымянном человеке. Тут встал Али и сказал, что это Даниял (мир ему), пророк, но не посланник Аллаха. И поведал он Умару, что знал, рассказал о его истории от рождения до смерти. Он также велел, чтобы написали Абу Мусе письмо о том, как его правильно похоронить, — после совершения заупокойной молитвы и так, чтобы люди Суса не смогли его найти. Получив письмо, Абу Муса начал совершать над ним джаназа-намаз, ему сменили саван и приготовились к похоронам. С помощью людей Суса направили реку в другую сторону, на дне ее вырыли могилу, куда и опустили тело Данияла (мир ему), затем вернули реку на свое место. Так его могила оказалась на дне реки. Могила, которую считают могилой пророка Данияла (мир ему), ныне находится в Средней Азии, в Самарканде, где рядом течет маленькая речка. Люди ходят туда на зиярат.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *