26.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

Е. СВЯЗЬ МЕЖДУ ИМАНОМ И ИСЛАМОМ

Лексическое значение слова «ислам» означает «покорность», «смирение», «привязанность душой», «пребывание в здравии и благополучии». Терминологическое же его значение – «повиновение Всевышнему Аллаhу, свидетельствование об усвоении всех истин, касающихся религии, сообщенных Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям)».
В Священном Кур`ане «иман» и «ислам» порой употребляются в одном значении, а иногда рассматриваются, как два различных понятия. В случае употребления слов «иман» и «ислам» в одном значении станонится понятно, что «ислам» – это предписания религии Ислам, в которые необходимо верить, и ее обязательства, которые необходимо исполнять. Ислам следует воспринимать, и как религию, и как ее соблюдение. «Ислам» – это весьма широкое понятие, означающее «покорность». Покорность же бывает трех видов: покорность сердцем, что означает «твердую веру»; покорность языком (заявление на словах о своей вере); покорность органами тела, выражающаяся в поклонении (ибаде). Самый превосходный вид – это покорность сердцем. Именно этот вид покорности в Исламе и является «иманом» (верой). Исходя из этого, последователи школы матуридия сказали, что между «исламом» и «иманом» нет разницы, и они обозначают одно и то же. Существуют Аяты, которые показывают идентичность понятий «имана» и «ислама».
«Муса сказал( смысл): «О, мой народ! Если вы уверовали в Аллаhа и, покорны Ему (т.е. му’мины – муслимы), то на Него и уповайте». (Сура «Юнус» 10/84].
«Ты не выведешь слепых из заблуждения на истинный путь. Ты можешь заставить слушать только верующих в Наши знамения (Аяты), они и есть покорные Аллаhу (т.е. му’мины – муслимы)». (Сура «Ан-Намль» 27/81).
«Мы вывели оттуда всех верующих. А нашли Мы там лишь один дом, где обитали покорные Аллаhу (т.е. му’мины – муслимы)». (Сура «Аз-Зарият» 51/35-36).
Пророк (саллаллаху апейхи ва саллям) в одном из своих Хадисов, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаhа, и что Мухаммад – Его Посланник, совершении намазов, выплате эакята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадан»( Бухари, Муслим, Тирмизи, Насаи).
Если «иман» и «ислам» имеют одно и то же значение, а именно, если «ислам» понимать, как принятие сердцем всех предписаний религии Ислам, то тогда каждый му’мин (верующий) – это муслим (покорившийся, предавшийся Аллаhу), а каждый муслим – есть му’мин.
Абу’ль-Муин Насафи – последователь школ аш’ария и матуридия (умер в 508 г Хиджры/1115 г. н.э.) считал, что «иман» и «ислам» – это разные понятия. Согласно его концепции каждый му’мин – муслим, но не каждый муслим – му’мин. Ибо, «ислам» в этом понимании означает не покорность сердца, а покорность языка или органов тела, заключающаяся в выполнении определенных действий. В этом случае «ислам» является более широким понятием, а «иман» более узким. К примеру, лицемер на словах может заявлять о своей вере, о том, что он – мусульманин, может сделать вид, будто он выполняет все богослужения, однако, при этом он не верит сердцем. Лицемер, не являясь му’мином, может производить впечатление муслима. В Священном Кур`ане в одном из Аятов, демонстрирующих, что «иман» и «ислам» – это разные понятия, говорится так( смысл):
«Арабы-бедуины сказали: «Мы уверовали (му’мины)».
Скажи им: «Нет, вы еще не уверовали (не му мины). Лучше скажите:«Мы с виду приняли Ислам (муслимы)». Ведь вера (иман) еще не вошла в ваши сердца». (Сура «Аль-Худжурат» 49/14).
И Пророк (саллаллаху алейхи ва салпям) в одном Хадисе, известном, как «Хадис Джибриля» показал нам, что иман, ислам и ихсан – есть три разных понятия. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) (умер в 59 г. Хиджры/679 г. н.э.) рассказывает следующее: «Однажды, когда Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) находился среди людей, к нему подошел какой-то человек (это был Ангел Джабраипь) и спросил: «Что такое иман?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Это верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, а также в Судный день, и в предопределение добра и зла». Человек спросил: «Что означает Ислам?»
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Это свидетельствовать, что нет Бога, кроме Аллаhа и Мухаммад – Посланник Аллаhа, совершать молитву, выплачивать закат, соблюдать пост в Рамадан и совершать хадж». Человек спросил: «Что такое ихсан?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес: «Это поклоняться Аллаhу так, будто ты Его видишь, а если ты Его и не видишь, то Он всегда видит тебя».
Из этого Хадиса выясняется то, что «иман» – это убеждения человека, которые одобряются и подтверждаются сердцем, а «ислам» – это проявление внутренней веры через выполнение определенных действий. Как мы видим, взгляды на вопросы связи таких понятий, как «иман» и «ислам», по своей сути сходны, а разногласия есть лишь в формулировках.

Ж. Условия, необходимые для крепкой и истинной веры

Для того чтобы вера была крепкой, и обладающий верой человек мог бы обрести спасение в последующей вечной жизни, ему необходимо соблюдать следующие условия:
• Вера не должна основываться на страхе и отчаянии от неминуемого наказания. Если человек, не являющийся мусульманином, в последние мгновения жизни, увидев наказание, которое обрушится на него, попытается обрести веру, то его вера уже не будет принята. В одном из Аятов, сообщающем о недействительности веры, возникающей в состоянии потери надежды на спасение от неизбежного возмездия, говорится так (смысл):
«Когда они увидели Наше наказание, то сказали: «Мы уверовали в Аллаhа Единого и отреклись от тех, кому поклонялись и кого придавали Ему в сотоварищи. Но не помогло им их (запоздалое) уверование, после того, как они увидели Наше наказание. Таково установление Аллаhа, которое Он вершит над Своими рабами. Неверующие будут В убытке». (Сура «Аль-Мумин» 40/84-85)
Ибо человек обладает верой, когда верит в скрытое, а если он признает скрытое лишь после того, как увидит его, то он приобретает не веру, а знание.
— Правоверный мусульманин обязан избегать вещей, приводящих к неверию. Человек не может считаться мусульманином, если отрицает один из Атрибутов, присущих Создателю, или какой-либо из столпов веры (к примеру, подтвердивший сердцем существование Всевышнего Аллаhа и Его Пророков, но не верящий в пророческую миссию Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саплям)); если по своей воле отрицает хоть одно из предписаний Шариата (к примеру, совершение намаза или запрет на употребление спиртных напитков, известных как обязательные к исполнению); если поклоняется идолу или распятию.
— Верующий не должен уклоняться от выполнения ни одного из предписаний Ислама, принимая их все за единое целое. Он не должен проявлять упрямства, игнорируя их выполнение. К примеру, человек теряет свою веру, если ему не нравится какой-нибудь вид поклонения (намаз или пост), и он начинает надсмехаться над ним; или если он пренебрегает совершением богослужений только из-за того, что их повелел выполнять Аллаh; или же совершает прегрешение, зная, что Аллаhом оно запрещено, с целью непризнания или отрицания Аллаhа.
— Верующий не должен терять надежду на милость Аллаhа или быть уверенным в избавлении от наказания. Он должен пребывать в состоянии между страхом и надеждой. Пребывание верующего в состоянии уверенности в том, что он защищен от мук Ада, поскольку он верует, а потому непременно попадет в Рай, так же, как и потеря надежды на милость Аллаhа из-за того, что он совершил много прегрешений, одинаково способны стать причиной потери веры. Всевышний Аллаh в Кур`ане сказал следующее (смысл):
«He теряйте надежды на милость Аллаhа, ибо отчаиваются в милости Аллаhа только люди неверующие». (Сура «Юсуф» 12/87)
«Неужели они уверены в избавлении от наказания Аллаhа?! Только потерпевшие убыток не остерегаются наказания Аллаhа».
(Сура «Аль-Араф» 7/ 99)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *