20.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ВЕРА В ПОДРОБНОСТИ

Это вера, при которой человек имеет ясное и детальное представление о каждом из положений, в которые следует верить. Она имеет три степени.
* Первая степень означает твердую веру в Аллаhа, в то, что Мухаммад является Пророком Аллаhа и веру в Судный день. Первая степень веры в подробности является более ясной и четкой по сравнению с верой в общем. Ибо здесь присутствуют не только вера в существование Аллаhа и его Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), но и вера в Судный день.

* Вторая степень включает в себя веру в Аллаhа, в Его Ангелов, в Книги, в Пророков, в Судный день, в воскрешение после смерти, в существование Рая и Ада, в награждение и наказание, а также в Судьбу (предопределение добра и зла). Именно такое определение веры дал наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), в одном из своих Хадисов ( Муслим). Согласно точке зрения богословов-суннитов для того, чтобы что-то могло стать столпом веры, необходимо, чтобы это упоминалось в Священном Кур`ане и в достоверных Хадисах (мутаватир), а известные (машхур), и слабые (ахад) Хадисы не могут быть приняты в качестве аргументов. Некоторые ученые считали, что вера в Судьбу относится к теме Атрибутов Аллаhа. Потому что вера в Судьбу не упоминается в Священном Кур`ане и в мутавватир-Хадисах, а встречается лишь в машхур-Хадисах, которые, как было указано выше, не могут служить для этого аргументом.
В ответ на это была выдвинута следующая точка зрения: вера в Атрибуты Аллаhа делает необходимой также и веру в Судьбу. Эта относится к таким Атрибутам Аллаhа, как Знание. Воля, Могущество и Создание. Несмотря на то, что этот вопрос не упоминается отдельно в Аятах Священного Кур`ана, знакомящих нас со столпами веры, в некоторых Аятах отмечается  подвластность и подчинение всего Предопределению Всевышнего Аллаhа. (Суры «Аль-Камар» 54/49; Сура «Марьям» 19/21; Сура «Аль-Фуркан» 25/2; Сура «Аль-Хиджр» 15/21). Кроме того, Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) упоминал в некоторых своих Хадисах веру в Предопределение, как об одном из столпов веры ( Муслим, Абу Дауд).

Как видно при исследовании богословских произведений, вопрос о Судьбе широко рассмотрен в теме Атрибутов Аллаhа. Основываясь на важности этой темы, ее рассматривают также как шестой столп веры.
* Третья степень означает наличие веры в каждое из религиозных, практических, морально-этических обязательных к исполнению предписаний, основанных на Аятах и достоверных Хадисах (мутаватир), доведенных до нашего сведения Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) от Всевышнего Аллаhа. Например, обязательные к исполнению (фард) намаз, пост, эакят(Закят – обязательное пожертвование, которое выплачивается раз в году состоятельными мусульманами в пользу бедных и нуждающихся,

а также тем, кто,с точки зрения религии, имеет право на это), хадж и их основы (рукны) и условия (шарты), а также то, что дозволено (халяль) и то, что запрещено (харам). Утверждение сердцем всех этих предписаний является третьей ступенью веры в подробности. Мусульманин, отрицающий положение, основанное не на мутаватир, а на машхур и ахад Хадисах не отступает от веры.

Г. Подражательная вера (таклид) и осознанная вера (тахкик)


Вера, возникшая в результате наблюдений за действиями родителей, окружающих людей и обучение у них азам веры – есть вера, основанная на подражании. Этот вид веры считается допустимым согласно точке зрения большинства ученых. Однако, человек ответственен за то, что не усиливает свою веру при помощи умственных, основанных на логике и разуме доказательствах, а также при помощи аргументов, основанных на Кур`ане и Хадисах.

Этот вид веры, присущ большинству людей. Подражательную веру могут поколебать сомнения людей, отрицающих веру, и людей заблудших. Поэтому веру следует укреплять, опираясь на аргументы религии, а также рациональным, основанным на логике путем. Ибо аргументы и доказательства помогут увеличить способность веры противостоять различным сомнениям и колебаниям. Веру, подкрепленную доказательствами, называют осознанной (тахкик) или сознательной (истидляль), то есть верой, обретенной в результате логического хода мысли и приведения доводов.

Д. Увеличение и уменьшение веры

Согласно доктрине таких течений, как мутазилия, зайдия и школы салафия, которые считают, что деяние – это часть веры и ее столп, вера увеличивается и уменьшается качественно и количественно.

Благодаря благим, добрым делам вера увеличивается, а совершение греховных деяний уменьшает ее. И это становится очевидным из некоторых Аятов Священного Кур`ана:
«Когда ниспосылается какая-либо Сура, то среди неверующих объявляется такой, который спрашивает( смысл): «Кому из вас (те из мусульман) эта Сура добавила веры?» Тем же, кто уверовал, она увеличивает веру, И они ликуют». (Сура «Ат-Тавба» 9/124).
А Аят из Суры «Аль-Фатх» 48/4 гласит следующее( смысл):
«Он – тот, кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы они прибавили веру к своей вере».
«Верующие – это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаhа; у которых, когда им произносят Его Аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа». (Сура Аль-Анфаль» 8/2).
Согласно мнению богословов-суннитов вопрос усиления и ослабления веры следует рассматривать с двух сторон.* Вера сточки зрения количества положений, в которые следует верить (столпы веры), не увеличивается и не уменьшается. Ибо, если кто-либо уверовал в Аллаhа, в Его Книги, Пророков, Судный день, но не уверовал, например, в ангелов, то в подобном случае, человек не считается мусульманином. Если человек не принял один из столпов веры, как можно говорить о ее увеличении или уменьшении, когда он вообще не является верующим. Каждый человек обязан верить в одни и те же вещи. И в этои плане нет никакой разницы между ученым и невеждой, между Пророкои и обычным человеком, между женщиной и мужчиной. Увеличение количества положений, в которые следует верить, было актуальным лишь для «счастливого века». Имам Абу Ханифа (умер в 150 г. Хиджры/767 г. н.э.) в связи с этой темой дал прекрасное объяснение:»Вера не увеличивается и не уменьшается. Ибо увеличение веры возможно лишь уменьшении неверия, а уменьшение веры – при увеличении неверия. Однако, думать, что один и тот же человек может быть одновременно и верующим и неверующим, было бы неверно».
* Вера может увеличиваться или уменьшаться с точки зрения ее качества. Некоторые обладают крепкой и совершенной верой, а у других она неглубокая и слабая. У кого-то вера на основе информации – вера в заповеди религии и ее соблюдение без знания ее тонкостей (ильм аль-якын), у кого-то она поднимается на уровень досконального изучения информации, преобразования ее в знание и осознанное соблюдение (айн аль-якын), а у кого-то достигает уровня духовного переживания этого знания и соблюдения (хакк аль-якын). В упомянутых ниже Аятах речь идет о такого рода увеличении и уменьшении веры. К примеру, Пророк Ибрахим (алейхис салям) пожелал, чтобы Всевышний Аллаh продемонстрировал ему каким образом Он воскрешает мертвых.

В Священном Кур`ане говорится, что в ответ на пожелание Ибрахима (алейхис салям), «Неужели ты не веришь?» И Пророк Ибрахим (алейхис салям) ответил:«Конечно, я верю! Это (т.е. увидеть) для того, чтобы мое сердце успокоилось». (Сура «Апь-Бакара» 2/260).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *