Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
е. ОЧЕВИДНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРОРОЧЕСТВА
Пророчество можно доказать, только опираясь на твердый аргумент, не вызывающий никаких сомнений. Этим твердым аргументом является чудо, продемонстрированное Пророком или же достоверная информация (мутаватир) (Достоверная информация (мутаватир) – это сообщение, переданное большой группой здравомыслящих лиц, заслуживающих полного доверия, от очевидцев до наших дней.) об этом чуде.
В наши дни существуют доказательства, касающиеся Пророка Му-хаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). До нас дошли достоверные сообщения о многих чудесах, совершенных им. Самое главное же чудо, дарованное нашему Пророку – это Священный Коран. Его пророчество подтверждается твердыми доказательствами. (См. Сабуни «Аль-Кифайя», стр. 40, «Аль-Бидайя», стр. 112, сноска №4.)
(1) Чудо (Муаджиза)
Лексическое значение слова «муаджиза» – действие, перед лицом которого, человек оказывается бессильным и беспомощным. Терминологическое значение этого слова -сверхъестественное явление, совершаемое Пророками по Воле Всевышнего Аллаха.
Характеристику чуда, которое на краткий и преходящий миг приостанавливает силу естественных законов Аллаха в природе, именуемых «Адатуллах» или «Суннатуллах», невозможно объяснить с точки зрения естественных наук. Если бы такого рода события можно было бы объяснить при помощи разума и существующих законов природы, то тогда они вышли бы из разряда сверхъестественных, чудесных событий, а были бы заурядными явлениями.
Чудо – это необыкновенное явление, происходящее по Воле Аллаха у людей, которым дано пророчество, для поддержки их призыва, т.к. пророческую миссию доказать можно только, опираясь на твердый аргумент, не вызывающий никаких сомнений. Чудо представляет собой сверхъестественное, из ряда вон выходящее событие, которое не под силу совершить никому из людей, кроме Пророков. Чудеса у Пророков нозникают, как результат просьбы людей, в ответ на их следующие слова: «Докажи нам, что ты сказал правду». И тогда, Пророк по Воле Аллаха демонстрирует чудо. Для того, чтобы событие было чудом, оно должно обладать следующими особенностями:
> Чудо на самом деле является Действием Аллаха. Выражение «чудо Пророка» является иносказательным, так как оно возникает через Пророка или же подтверждает его правоту.
> Чудо – это событие сверхъестественное, не соответствующее законам природы.
> Чудо происходит у людей, наделенных пророческой миссией.
> Чудо не происходит до утверждения пророческой миссии. Оно имеется в наличии вместе с заявлением прав на пророческую миссию.
> Чудо должно соответствовать желанию и утверждению Пророка. Например, рассечение моря, после того, как им сказано, что «он сдвинет юру», – не является чудом.
> Чудо, возникающее после факта отрицания пророчества или клеветы на Пророка, бывает более эффективным и действенным. Например, когда община или некоторые из нее, до сведения которых Пророк доносит религиозные предписания, станут отрицать его пророчество, возводя на него ложь, бросая ему в лицо вызов, притесняя, стараясь поставить и трудное положение, говоря ему следующее: «Мы не верим в то, что ты -истинный Пророк. Если ты действительно являешься Пророком Бога, то докажи это». И тогда, в ответ на это возникает чудо, как доказательство его пророчества и свидетельство правоты утверждений Пророка.
> Чудо должно носить характер события, недоступного для совершения его простым человеком. Это должно быть событие, равное или подобное которому человеку не дано осуществить.(См. Сулейман Улудаг «Ислам акаиды» (перевод Тафтазани «Шархуль-Акаид»), стр. 296-297 (сноски к этигм страницам), см. Сайид Сулейман Надви «Аср-и Саадат», III и IV тома (Стамбул 1928 г.))
(2) Иные сверхъестественные явления:
Ирхас
Это сверхъестественные явления, происходящие у Пророков до их пророчества. Например, Пророк Иса (алейхис салям) разговаривал, будучи младенцем, находясь В колыбели. (Сура «Марьям» 19/29-33).
Карамат
Это сверхъестественные явления, происходящие у святых праведников – вали. По мнению ученых Ахли Сунна, вали – это человек, который очень щепетильно выполняет повеления Корана и Сунны и избегает грехов.
С точки зрения феноменальности между чудом и караматом нет разницы. Разница лишь в том, что чудо возникает у Пророка, который открыто демонстрирует его людям, как подтверждение своего пророчества, а карамат возникает у святого праведника, который не призван его демонстрировать, как подтверждение.
Маунат
Это чудесное спасение Всевышним Аллахом любого верующего мусульманина, даже если он и не является святым праведником, от бед и затруднений.
Истидрадж
Это сверхъестественное явление, возникающее согласно желаниям грешных и неверующих людей.
Иханат
Это сверхъестественное явление, возникающее в разрез с желаниями грешных и неверующих людей. Например, когда лжепророк Мусай-лима Аль-Каззаб (умер в 12 г. Хиджры/633 г.н.э.) помолился, чтобы у некоего человека прозрел невидящий глаз, то этот бедняга, в результате его молитвы, вообще ослеп на оба глаза.
ж) Чудеса, упоминаемые в Священном Коране
В Священном Коране рассказывается о некоторых чудесах. Самыми известными из них являются следующие:
Когда жестокий правитель Вавилона – Немруд бросил в огонь Пророка Ибрахима (алейхис салям), огонь не причинил ему вреда, поскольку он проявил наивысшее упование на своего Господа и Всевышний Аллах приказал огню:
«О, огонь! Будь прохладен и безвреден для Ибрахима». (Сура «Аль-Анбийя» 21/69).
. После того, как Пророк Салих (алейхис салям) начал свой призыв к Единобожию, его соплеменники потребовали от него, в качестве доказательства истинности его пророчества, вывести из скалы верблюдицу. После мольбы (ду’а) Пророка Салиха (алейхис салям), скала затряслась и из нее вышла верблюдица со словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, Салих – Пророк Аллаха». (Сура «Аш-Шуара» 26/141-158).
. Пророк Якуб (алейхис салям) из-за разлуки со своим любимым сыном Юсуфом (алейхис салям) ослеп, но перед встречей с ним, приложив рубашку сына к глазам, прозрел. (Сура «Юсуф» 12/92-96).
. Когда Пророк Муса (алейхис салям) получил повеление от Всевышнего Аллаха бросить свой посох на землю, он тот час же исполнил его, и посох превратился в змею. (Сура «Та ха» 20/17-21). Когда Пророк Муса (алейхис салям), продемонстрировал это чудо колдунам и посох, превратившись в змею, поглотил их веревки и палки, то чародеи, пораженные Могуществом Аллаха, приняли Ислам (Сура «Та ха» 20/65-70). Когда Пророк Муса (алейхис салям), сунув свою руку за пазуху, вынул ее, она была безукоризненно белой и светилась. (Суры «Та ха» 20/22, «Ан-Намль» 27/12, «Апь-Касас» 28/32). После того, как Пророк Муса (алейхис салям) ударил посохом по морю, в нем образовался проход и евреи благополучно перешли на другой берег, а преследовавшие верующих войска во главе с фараоном утонули в морской пучине. (Сура «Аш-Шуара» 26/61-66).
. Пророку Сулейману (алейхис салям) было даровано понимание языков птиц, животных и насекомых. (Сура «Ан-Намль» 27/18-19 и 20-28).
. Пророк Иса (алейхис салям) слепил из глины птицу, дунул на нее и она, по Воле Аллаха, ожила и улетела. Воскрешение Пророком Исой (алейхис салям) мертвых, лечение слепых от рождения и прокаженных. (Сура «Аль-Маида» 5/1Ю). По просьбе хавариев (апостолов), Иса (алейхис салям) обратился к Аллаху, и по воле Всевышнего с небес спустилась трапеза С яствами. (Сура «Аль-Маида» 5/114-115).
з) Подтверждение пророчества – чудеса Пророка Мухаммеда
Чудеса, доказывающие пророчество Пророка Мухаммада (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям), были разделены на три части ( О классификации качеств Пророка Мухаммада (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям), см. Матуриди «Ат-Тавхид», стр. 202-204; Газали «Аль-Мадуну’ль-Кабир», стр. 18 (Египет1309 г.); Сабуни «Аль-Бидайя», стр.112-119; Тафтазани «Шархуль-Акаид», стр. 297-299.):
Духовное чудо – Священный Коран
Великое чудо, дарованное Гордости Вселенной – Пророку Мухаммаду (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) – это Коран, во все века обращенный к людям, обладающим разумом. Наш Пророк (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) бросил вызов всем обладателям искусства поэзии и красноречия, чтобы они создали нечто, подобное Корану, но их попытки, конечно же, не увенчались успехом.
Чудеса предыдущих Пророков остались в прошлом, однако великое чудо – Коран – дошло до наших дней и сохраниться до Конца Света.
В дальнейшем мы более подробно остановимся на этом.
Чудеса, воспринимаемые органами чувств
События, которые люди видели собственными глазами, воочию и которые они воспринимали своими органами чувств, во времена нашего Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям), были из разряда феноменальных. Часть этих феноменальных событий-чудес была связана с личностью самого Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям). Благородными сподвижниками – сахабами были переданы сведения о знатном происхождении Посланника Аллаха (салляллаhу’аляйhи ва саллям), его прекрасном телосложении, статности фигуры, об образцовом поведении и высочайшей нравственности. Подобные качества, на взгляд людей, обладающих проницательностью, никогда не были сконцентрированы ни в одном человеке, ни до Него (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям), ни после.(См. Бухари «Манакыб», 23; Муслим «Фадаиль», 13.) Это говорит о высочайшем положении этой личности. Поэтому Абдуллах ибн Салям (радыйаллаху анху) (умер в 43 г. Хиджры/633 г. н.э.), бывший иудеем и принявший Ислам, еще при первой встрече с Пророком (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям), не мог удержаться, чтобы не сказать следующие слова: «Такое лицо не может принадлежать лгуну».
В течение всей своей жизни Пророк Мухаммад (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) хранил свою высокую нравственность. Даже заклятые враги, не верящие ему, не смогли найти в нем абсолютно ничего, что можно было бы подвергнуть критике. А это и есть самое сильное доказательство правоты его дела. Великий и Всемогущий Аллах, избрав Мухаммада (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) Своим Посланником, сконцентрировал в нем множество добродетелей, в течение 23-х лет ниспосылал ему Откровения, завершил им цепочку Пророков, и до Конца Света дал жизнь его Сунне ( Сунна -жизнеописание последнего Пророка Мухаммада (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям), включающее в себя его высказывания (кауль), невысказанные одобрения (такрир) и поступки (фи’ль).).(Сабуни, то же произведение, стр. 114-116.)
Пророк Мухаммад (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) принес Ислам в племя, не имевшее Писания, погрязшее в язычестве, ничего не ведавшее о сокровенных знаниях Аллаха. Он объяснил им священные заповеди, обучил всем религиозным и правовым предписаниям (Сура «Аль-Бакара» 2/151), усовершенствовал их нравственность, поднял до уровня совершенных людей.(Тафтазани, то же произведение, стр. 298-299.)
Пророк Мухаммад (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) показал множество чудес, самые важные и значительные из них следующие:
. Разделение луны на две части.( Бухари «Манакыб», 27; Муслим «Аль-Мунафикун», 8.)
. Чудо Исра и Мирадж. Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) в кратчайшее время был перенесен на райском животном Бурак из мечети «Аль-Харам» в Мекке в мечеть «Аль-Акса» в Иерусалиме, а затем вознесен на небеса (Сура «Аль-Исра» 17/1).(См. книгу про ‘Исра ва Мирадж в произведении писателя Языра, IV, 3145; Сайид Сулейман Надви, то же произведение, III, 1452.)
Камни говорили в руках Пророка (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям).(Муслим «Фадаиль», 2.)
• Для произнесения проповеди (хутбы) наш Пророк (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) становился на пальмовый пень, а когда был установлен минбар(Минбар – возвышенное место, откуда читаются проповеди.), Пророк (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) начал вести проповедь с него и тогда сподвижники услышали исходившие от пня звуки подобные плачу. Они прекратились лишь тогда, когда Пророк (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) сошел с минбара и обнял его(Бухари «Манакыб», 25.).
После завоевания Хайбара, когда одна иудейка предложила нашему Пророку (салляллаhу’аляйhи ва саллям) отравленное жареное мясо, то мясо само сообщило Посланнику Аллаха (салляллаhу’аляйhи ва саллям) о том, что оно отравлено.(Бухари «Тыб», 55; Муслим «Салям», 18; Абу Дауд «Дийат», 6.)
Чудеса – сообщения
Это сообщения о прошлом и будущем, которые дал наш Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям), будучи необученным грамоте человеком. Вот некоторые примеры:
Пророк Мухаммад (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) не читал истории о предыдущих народах. Несмотря на это, он блестяще ответил на вопросы иудеев и христиан о Пророках и общинах, живших много веков назад. Об этом можно узнать, обратившись к аятам Священного Корана и хадисам.
В день битвы при Бадре наш Пророк (салляллаhу ‘аляйhи ва саллям) сообщил о том, кто и где из вражеского войска будет убит, и все случилось именно так.(Муслим «Джаннат»,17)
В Священном Коране сказано:
«(Вскоре) Это сборище обратится в бегство, и повернут они тыл». (Сура «Аль-Камар» 54/45).
Этот аят был ниспослан в Мекке, а то, о чем сообщалось в аяте, осуществилось во время битвы при Бадре.
В Священном Коране было сказано:
«Воистину, Тот, Кто сделал для тебя обязательными (предписания) Корана, непременно возвратит тебя туда, куда все возвращаются (т.е. В Мекку)». (Сура «Аль-Касас» 28/85).
Это произошло, Мекка была взята.
Наш Пророк (салляллаху ‘аляйhи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал так: «Земля передо мной лежит свернутой, и мне показаны ее восток и запад. Господство моей общины дойдет до мест, показанных мне в свернутом виде».(Абу Дауд «Фитан»,1.)
Действительно, так и случилось.
Продолжение следует, инша Аллах.