Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
г. КОЛИЧЕСТВО ПРОРОКОВ И ПРОРОКИ, УПОМЯНУТЫЕ В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ
В истории человечества было немало Пророков, ниспослание которых началось с первого Пророка Адама (алейхис салям) и завершилось последним Пророком Мухаммадом (салляллаhу ’аляйhи ва саллям). Всевышний Аллаh послал каждой общине своего Пророка. В Священном Кур`ане не приводится точная цифра посланных Пророков. Однако об их численности можно узнать из некоторых Хадисов. Когда Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о количестве Пророков, то Он привел цифру 124000 (по другим сведениям 224000). ( См. Ахмад бин Ханбаль «Муснад», V, 266.)
Однако в Суре «Аль-Му’мин» 40/78 сказано:
«Мы до тебя (о, Мухаммад!) посылали Посланников. Мы поведали тебе о некоторых из них, о других же не рассказывали…»
Некоторые Исламские ученые сказали, что раз в Кур`ане не указано точное количество Пророков, то не уместно устанавливать определенное их число. Ибо, в случае определения такой цифры, получилось бы следующее: если бы в действительности количество Пророков оказалось бы больше установленной цифры, то тогда возникла бы ситуация, когда истинных Пророков не принимали бы за таковых. Или же, если бы количество Пророков было меньше установленной цифры, то тогда возникла бы опасность, заключающаяся в причислении к Пророкам тех, кто на самом деле ими не является. Поэтому, они считают, уместнее говорить так: «Я уверовал во всех Пророков, посланных Аллаhом, начиная с Пророка Адама (алейхис салям) и заканчивая Пророком Мухаммедом (салляллаhу’аляйhи ва саллям)».
Часть Пророков, а именно двадцать пять из них упоминается в Кур`ане: восемнадцать в Суре «Аль-Ан’ам» 6/83-86, а остальные семь упоминаются в других Аятах Кур`ана.
«И так, это – Наш довод, которым Мы поддержали Ибрахима против его народа, и Мы возвышаем степенями тех, кого пожелаем. Поистине, Твой Господь – Мудрый, Знающий. И Мы даровали ему Исхака и Якуба. И каждого из них направили на путь постижения истинной веры. Задолго до них Мы вели прямым путем Нуха, а из его потомков – Дауда,Сулеймана, Айюба, Юсуфа, Мусу и Харуна. Так Мы воздаем тем, кто делает добро. [Мы наставили прямым путем] и Закарию, и Яхью, и Ису, и Ильяса – все они были благочестивы и праведны. И Исмаила, и Альйаса’, и Юнуса, и Лута Мы также направили по праведному пути и каждого из них возвысили над всеми людьми». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/83-86).
«Поистине, Аллаh избрал [Пророками] Адама и Нуха, и род Ибрахима, и род Имрана пред мирами». (Сура «Али Имран» 3/33).
«К племени Ад [Мы послали] их брата Худа…» (Сура «Аль-Араф» 7/65).
« И к племени Самуд [Мы направили] их брата Салиха…» (Сура «Худ» 11/61).
«И к племени Мадьян [Мы направили] их брата Шуайба». (Сура «Худ» 11/84).
«А Исмаил, Идрис и ЗулькиФль были из терпеливых». (Сура «Аль-Лнбийя» 21/85).
«Мухаммед не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – Посланником Аллаhа и последним Пророком». (Сура «Аль-Ахзаб» 33/40).
д. Степени и классификация Пророков
Мы верим во всех Пророков.
«Мы не делаем различий между ними, веря в одних Пророков и не веря в других». (Сура «Аль-Бакара» 2/136).
Но мы принимаем то, что Пророки могут занимать различные степени перед Аллаhом. Ибо, Сура «Аль-Бакара» 2/253 гласит следующее:
«Всем Посланникам Мы даровали разные качества и преимущества и возвысили в разной степени. С некоторыми Аллаh говорил непосредственно, некоторых Аллаh вознес степенью выше других…»
Наш Пророк Мухаммад (салляллаhу’аляйhи ва саллям) занимает самое почетное место среди других Пророков и обладает превосходящими исех качествами. Мы можем перечислить превосходства Пророка Мухам-мада (саллаллаху алейхи ва саллям) над другими Пророками:
Наш Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) является самой великой личностью из творений Аллаhа и Его любимейшим рабом. Сура «Али Имран» 3/110 гласит по этому поводу следующее:
«Вы – лучшая община, которую Аллаh сотворил на благо людям».
Следовательно, и лидер этой самой лучшей общины является самой выдающейся личностью.
Пророчество Мухаммада (салляллаху’аляйhи ва саллям) распространяется на всех людей и джиннов, в то время как остальные Пророки были посланы только для определенных народов или сообществ. В связи с этим в Священном Кур`ане сказано следующее:
Словосочетание «Улюль-Азм» означает такие качества Пророков, как их твердость, стойкость, непоколебимость, решимость. Оно является определением, данным Пророкам из-за их бесстрашия перед выполнением данных им обязанностей и ответственности в деле донесения до пюдей религии, противостоя всем трудностям и лишениям. Согласно мнению некоторых ученых, все Пророки – обладатели решимости, непоколебимости и стойкости. Однако многие богословы придерживаются нзгляда, что Пророки Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса (алейхимус салям), имена которых упоминаются в нижеследующих Аятах, являются Пророками «Улюль-Азм» и обладают более высокой степенью по сравнению с другими Пророками.
«Мы направили тебя (о, Мухаммад!) ко всем людям: добрым вестником для верующих и увещевателем о наказании для неверующих». (Сура «Саба» 34/28).
Пророчество Посланника Аллаhа (салляллаhу ’аляйhи ва саллям) продолжится до Судного дня, в то время как пророческая миссия предыдущих Пророков распространялась лишь на определенный отрезок времени.
Наш Посланник Аллаhа (салляллаhу ’аляйhи ва саллям) – последний Пророк. В следующем Аяте ясно сказано о том, что после него не будет никакого другого Пророка:
«Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – Посланником Аллаhа и последним Пророком». (Сура «Аль-Ах-заб» 33/40).
Шариат, принесенный Пророком Мухаммадом (салляллаху ’аляйhи ва саллям), отменил все предыдущие законы, и является самым последним и самым совершенным. Он будет действовать вплоть до Судного дня. Сура «Аль-Маида» 5/3 гласит следующее:
«Сегодня Я довел вашу религию до совершенства, проявив к вам сполна Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией».
Пророков можно, расположив по степеням, разделить на три группы.
1 Великие Пророки (Улюль-Азм)
Словосочетание «Улюль-Азм» означает такие качества Пророков, как их твердость, стойкость, непоколебимость, решимость. Оно является определением, данным Пророкам из-за их бесстрашия перед выполнением данных им обязанностей и ответственности в деле донесения до пюдей религии, противостоя всем трудностям и лишениям. Согласно мнению некоторых ученых, все Пророки – обладатели решимости, непоколебимости и стойкости. Однако многие богословы придерживаются взгляда, что Пророки Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса (алейхимус салям), имена которых упоминаются в нижеследующих Аятах, являются Пророками «Улюль-Азм» и обладают более высокой степенью по сравнению с другими Пророками.
«Вспомни, как Мы взяли клятву с Пророков: и с тебя (о, Мухаммад!), и с Нуха, и с Ибрахима и Мусы и Исы сына Марьям. Да, Мы взяли с них твердую клятву». (Сура «Аль-Ахзаб» 33/7).
«Он (Аллаh) узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, и то, что Мы внушили тебе из Откровения, и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: «Утверждайте и укрепляйте религию, и не разногласьте относительно нее». (Сура «Аш-Шура» 42/13).
2 Посланник (Расуль)
Лексическое значение слова«расуль»- посланник. С точки зрения религии, это Пророк, пришедший с новым Писанием и принесший новый Закон Божий – Шариат. Множественное число слова «расуль» – «русуль».
3 Пророк (Набий)
Лексическое значение слова «набий»- приносящий известие. С точки зрения религии, это Пророк, который доводит до людей сведения о предписаниях и запретах Аллаhа. Множественное число слова «набий» – «анбийя». Согласно этому определению, слова «Пророк» и «посланник» являются синонимами. Однако Пророкам не посылались новые Писание и Шариат, и они обязаны были доносить до своей общины Писание и Шариат, предыдущего Посланника. Посланники же были посланы с новым Писанием и новым Шариатом. Поэтому существует разница между Пророком и Посланником. Каждый Посланник является Пророком, но не каждый Пророк является Посланником.
Таким образом, были Пророки, которые наряду с тем, что уже имели высокую пророческую степень, также удостоились степени быть Посланниками Аллаhа. Самую высокую степень имеет Пророк Мухаммад (салляллаhу ’аляйhи ва саллям), затем Пророки «Улюль-Азм», затем остальные Посланники после них. При этом каждый из Пророков является более совершенным и превосходящим по своим качествам всех людей, ангелов и джиннов.
Продолжение следует, инша Аллах.