ЧТО ВЫВОДИТ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ИСЛАМА?
(Часть 1)
Ридда — это отступление от Ислама.
Чтобы человек после совершения действий, которые выводят из Ислама, считался муртаддом (вероотступником), он обязательно должен быть разумным и совершеннолетним и не должен совершать действия, относящиеся к куфру, по принуждению. Если человека под страхом смерти или угрожая повреждением жизненно важных органов, заставили отступить от Ислама, он не считается муртаддом (так как в этот момент действовал не по своей воле) при условии, что он сохранял веру в сердце.
В вопросах ридда нет разницы между мужчиной и женщиной — при произнесении слов куфра или совершении деяний куфра, женщина становится вероотступницей так же, как и мужчина.
Человек может впасть в куфр, осознанно имея намерение на это, через совершение действий, которые в Шариате классифицируются как выводящие из Ислама, либо через произнесение по собственной воле (не под страхом смерти) слов, которые, с точки зрения Шариата, являются куфром, даже если он при этом сохраняет в сердце иман и не исповедует свои слова. Человек выходит из Ислама, если произнёс слова куфра, принижающие религию Ислам или те или иные её положения, либо если он исповедует подобные убеждения сердцем. Человек впадает в куфр, если до него довели истину по какому-либо вопросу, но он отрицает её по причине высокомерия или гордыни.
Если человек произнёс слова куфра в состоянии алкогольного опьянения, он становится вероотступником. При этом ставится условием, что опьянение не было настолько сильным, что человек утратил способность разумно мыслить, а также то, что человек сам ввёл себя в такое состояние, то есть его не напоили алкоголем насильно.
Далее будут приведены примеры убеждений и деяний, которые делают из мусульманина неверующего.
Убеждения и действия, которые выводят человека из Ислама
У человека есть внутренняя решимость отступить от Ислама — он имеет намерение оставить Ислам в будущем или при каких-то условиях. Например, человек внутренне говорит себе, что впадёт в неверие, если не исполнится какое-либо его желание или если в дом зайдёт определённый человек. Он впадает в куфр в тот самый момент, когда в его сердце созрело подобное решение.
Человек исповедует вечность этого мира, как, например, считали греческие философы и так называемые «мусульманские» философы.
Человек отрицает какой-то из сифатов Всевышнего Аллаhа или какое-либо положении религии, относительно которого есть иджма. Например, отступил от Ислама тот, кто отрицает, что у Всевышнего Аллаhа есть Знание (аль-Ильм) или Сила (аль-Кудра).
Вера в то, что Всевышний Аллаh имеет только общее знание о всех вещах, но не знает подробностей. Подобные убеждения имели философы, например, Ибн Рушд.
Является неверием приписывать Всевышнему Аллаhу качества, которые невозможны для Него. Например, описывать Всевышнего Аллаhа цветом, приписывать Ему немощь, усталость, верить, что Аллаh может бояться, что у Него может быть жена или дети (как исповедуют христиане) и т. п. Человек, который приписывает Всевышнему Аллаhу подобные недостатки, не является мусульманином.
Суджуд (земной поклон) солнцу или какой-то другой сотворённой вещи. Совершение суджуда идолу или солнцу является куфром, даже если человек не имел в сердце намерения, направленного на поклонение данным вещам. Однако это условие (наличие намерения на поклонение) нужно учитывать, когда речь идет о суджуде человеку, например, султану или шейху. Таким образом, если совершивший суджуд человеку не имел в виду поклонение, но сделал это в виде приветствия, например, то он не впадает в куфр, хотя и совершает тем самым харам, впадая в большой грех.
Среди мусульман существует иджма относительно того, что мусульманин, который совершил действие, свойственное именно неверным, впадает в куфр и больше не считается мусульманином. Например, человек, который надел на себя одежду, свойственную именно для христиан (например, монашескую рясу), или крест и пошёл вместе с христианами в церковь. В данном случае человек впадает в куфр, хотя заходить в церковь само по себе мусульманам не запрещено.
Человек впадает в куфр, если выбросил в качестве мусора или бросил в нечистое место листок бумаги, на котором написано имя Аллаhа, Пророка , Аяты из Кур`ана, Хадисы или какие-либо положения фикха. То же относится к человеку, который измазал наджасой мечеть, чтобы таким образом проявить своё пренебрежение к ней.
Выражение сомнения относительно пророчества, о котором достоверно известно и насчёт которого существует иджма среди мусульман. Например, сомнение в пророчестве Адама, алейхи ссалям.
Сомнение в том, что Всевышний Аллаh ниспослал Писания, относительно которых есть иджма среди мусульман. Например, человек сомневается в том, что Всевышний Аллаh ниспослал Тору, Забур, Инджиль или свитки Ибрагима.
Человек выходит из Ислама, если назвал неверующими всех сподвижников Посланника Аллаhа .
Отрицание существование Мекки или Каабы, а также произнесение в отношении них слов, которые не подобают величию этих святынь.
Запрещено уничижительно высказывать и проявлять пренебрежение в отношении обрядов Ислама, известных всем мусульманам. Например, человек впадает в куфр, если пренебрежительно отозвался о хадже, намазе или посте.
Если человек считает законным делом в Шариате взятие налога с населения каким-либо правителем, он впадает в куфр.
Отрицание той или иной известной Сунны в Исламе. Например, человек, который отрицает солятуль-Ид (праздничную молитву), впадает в куфр.
Дозволять запрещённое Аллаhом. Например, если человек дозволяет совершение молитвы без предварительного совершения омовения и утверждает, что такая молитва будет действительна. То же касается человека, который дозволил нанесение обиды без права на то мусульманам или зиммиям (христианам или иудеям, которые живут на территории мусульман и находятся под их покровительством).
Запрещать разрешённое Всевышним Аллаhом. Например, если человек объявил запретной торговлю или заключение брака.
Человек впадает в куфр, если приписал Пророку Мухаммаду такое качество, как «чернота», потому что данное качество не относится к характеристикам Пророка . То же касается человека, который говорит, что Посланник Аллаhа умер до того, как отпустил бороду, что он
не относится к племени Курейш или не является арабом.
Считать, что после Пророка Мухаммада , который является печатью Пророков (последним Пророком), будут ещё Пророки (подобные убеждения имеют последователи секты «ахмадия»).
Высокомерное произнесение фразы со смыслом: «Не знаю, жил ли Пророк в Мекке… в Медине он умер или нет…».
Не является мусульманином человек, который верит, что степени пророчества можно достичь посредством поклонения или аскетизма.
Верить, что вали может быть в чём-то лучше Пророков, мир им (например, в поклонении).
Если человек утверждает, что получает откровение через ангела, при этом не являясь Пророком, он впадает в куфр.
Человек говорит, что у него уже при жизни есть опыт пребывания в Раю (то есть утверждает, что уже побывал в Раю в буквальном смысле, до того как умер).
Порицание или критика в адрес какого-либо Пророка, ангела или произнесение слов, в которых содержится оскорбление (или уничижительное отношение) Пророка или ангелов, каких-либо их характеристик или действий.
Человеку сказали: «Оближи пальцы после еды, ведь это Сунна твоего Пророка », — а он ответил, что это действие вызывает у него отвращение. Данное действие рассматривается в Шариате как куфр, потому что содержит в себе принижение Сунны.
Человек приписал Пророку или ангелу качества или деяния, которые не подобают их статусу и умаляют их достоинство.
Человек приписал Пророку Мухаммаду качества, которыми он не описан, которые не достойны его. Например, сюда относится утверждение востоковедов о том, что Пророку было присуще такое качество, как сладострастие. Мусульманин, который говорит подобное в отношении Пророка , впадает в куфр.
Человек высказался о Пророке с иронией или уничижением. Для того, чтобы впасть в куфр, достаточно даже намёка на это.
Человек впадает в куфр, если проявляет довольство неверием другого человека. Например, если мусульманин сказал кому-то, чтобы тот не принимал Ислам по каким-то причинам. После произнесения подобных слов человек впадает в куфр.
Если немусульманин попросил мусульманина, чтобы тот научил его шахаде, или спросил, что нужно сделать, чтобы принять Ислам, мусульманину обязательно ответить ему в тот же момент и научить его шахаде. Если мусульманин, например, в ответ говорит, что сейчас ему нужно уйти, но потом он вернётся и расскажет, что сделать для принятия Ислама, или отвлекается на телефонный звонок и т. п., он впадает в куфр.
Человек сделал дуа или имеет желание, чтобы Всевышний Аллаh не одарил кого-либо из немусульман верой. В данном случае желание, чтобы какой-то человек не принял Ислам, указывает на довольство мусульманина чьим-то неверием, поэтому он сам становится неверующим. То же относится к словам: «Пусть Всевышний Аллаh утвердит этого человека в неверии» (сделает его ещё более убеждённым в своих заблуждениях).
Человек сделал дуа или пожелал, чтобы другой мусульманин оставил Ислам. Человек впадает в куфр в данном случае потому, что выразил довольство в отношении неверия другого человека.
Мусульманин обратился к другому мусульманину словами: «о кяфир!» — при этом зная, что этот человек — мусульманин.
Человек посмеялся над какими-либо повелениями или запретами Всевышнего Аллаhа либо уничижительно отозвался о них.
Произнесение фразы со смыслом: «Если бы Всевышний Аллаh приказал мне … , я бы никогда этого не сделал».
Слова: «Если Всевышний Аллаh введёт меня в Рай, я никогда не войду в этот Рай». Подразумевается, что этими словами человек проявил пренебрежение и гордыню.
Если человек тяжело болен и говорит слова со смыслом: «Если Всевышний Аллаh накажет меня за то, что я оставил молитву в таком состоянии, Он будет несправедлив», — этот человек впадает в куфр. Например, человека мучают боли, но при этом у него достаточно сил, чтобы совершить молитву (хотя это и будет тяжело). Кто-то побуждает его молиться, потому что его болезнь позволяет это делать, но этот человек отвечает, что молиться он не будет, а если Всевышний Аллаh накажет его за это, то это означает, что Бог несправедлив. Такой человек впадает в неверие.
Человек говорит, что не принял бы свидетельство (например, против себя), даже если бы оно было от Пророка или ангела.
Человек подверг сомнению какое-либо положение религии, которое подтверждено Кур`аном или достоверной Сунной. Например, человек не поверил, что совершение пятикратного намаза — это повеление от Бога.
Кто-то попросил человека произнести: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаhа», — или подобные этим слова, а человек ответил, что эти слова не принесут ему никакой пользы.
Человек, проходя мимо минарета и услышав азан, сказал, что муадзин, призывающий на молитву, лжёт, или уподобил его голос звуку христианского колокола.
Человек пренебрежительно высказался о призыве на молитву — азане.
Человек произнёс слова: «Бисмиллях…» — перед тем как совершить какое-либо запретное действие, например, перед тем, как выпить вино.
Человек с пренебрежением или чувством гордыни говорит, что не боится Судного дня. Но если человек говорит эти слова, подразумевая, что не будет наказан, если будет соблюдать Шариат и поклоняться Всевышнему Аллаhу, эти слова не являются куфром, потому что в намерении такого человека нет пренебрежения и гордыни.
Человек предпочитает эту жизнь (дунья) будущей жизни (ахирату) и просит у Всевышнего Аллаhа, чтобы Он дал ему, вместо Рая, счастье в этой жизни.
Человек надел на себя одеяние шейха, чтобы насмешить людей, тем самым умаляя достоинство учёного и проявляя пренебрежение к алимам. Например, актёр, который надевает на себя одежду, которую обычно носят алимы, и смешит тем самым людей, впадает в куфр.
Автор: Муфтий Абдульбасыт аль-Фахури
Книга:аль-КифАяту ли завиль иная
Комментарий: Махди Шамсуддин
Источник: Даруль-фикр.ру