12.12.2024

НЕ ГНЕВАЙСЯ

Во Имя Всевышнего Аллаhа, Вдохновителя Истины.
Вся хвала Аллаhу, Милостивому ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на Том.
Мир и благословения нашему Господину Мухаммаду, его семье, сподвижникам, и тем, кто за ними следует.
С точки зрения Шариата и здравого смысла, гнев в общем виде – это нечто порицаемое. Поэтому Благословенный Пророк Аллаhа несколько раз сказал тому, кто просил у него наставления: «Не гневайся».

Ученые советуют несколько способов борьбы с гневом, включая следующие:

1. Обратиться к Аллаhу за защитой от шайтана.

Когда один человек гневался в присутствии Пророка  , он сказал своим сподвижникам: «Я знаю слова, которые заставят его гнев отступить, если он произнесет их. И это – а’узу билляхи мин аш-шайтан»1(ищу защиты у Аллаhа от шайтана).
Имам Маварди, рахимахуллах, сказал в Адаб ад-Дунья ва ад-Дин, что в состоянии гнева нужно вспомнить Аллаhа. Это приведёт к тому, что человек станет бояться Аллаhа, что, в свою очередь, приведёт к тому, что человек станет послушен Ему и сдержит свой гнев, обратившись к хорошим чертам характера. Аллаh Всевышний сказал:
«Вспоминайте Аллаhа, если вы забыли2».
Обратитесь к Аллаhу с ду’а о том, чтобы сдержать свой гнев. Нужно просить у Аллаhа языком и сердцем, просить у Него избавления от гнева и других недостойных качеств. Еще лучше будет обратиться с ду’а, с которым обращался наш Благословенный Пророк .
Передает ‘Аиша, разы Аллаhу анха: «Однажды, когда я разгневалась, ко мне зашел Посланник Аллаhа. Он потёр кончик моего носа и сказал: «Моя маленькая Айша, скажи: «О Аллаh, прости мой грех, удали гнев из моего сердца и защити меня от шайтана» (Аллаhумма, гфир ли занби ва азхиб гайза кальби, ва аджирни мин аш-шайтан)3.

2. Молчание.
Не говори ничего в состоянии гнева, чтобы не идти против Шариата и не навредить себе и окружающим. Посланник Аллаhа  сказал:
«Если вы разозлились – молчите» (имам Ахмад).
3. Изменение положения.
Говорится, что Пророк сказал: «Если ты разгневался стоя – сядь, если разгневался сидя – ляг». Мудрость этого состоит в том, чтобы помешать человеку сделать то, что он бы мог (собирался) совершить в том положении, в котором находился, разгневавшись.

4. Совершить омовение.
От Пророка до нас дошло, что гнев – от шайтана, а он был создан из огня – поэтому погасить гнев можно, совершив омовение4.
5. Следовать совету Лучшего из созданных .
Его неоднократный совет тому, кто просил наставления был – «Не гневайся»5.

6. Помни о том, что большая награда обещана Аллаhом тем, кто контролирует свой гнев.
«Соперничайте друг с другом, стремясь к прощению своего Господа и к Раю, обширному, подобно небесам и земле, уготованному для тех, кто боится Аллаhа (совершая угодные Аллаhу деяния и оставляя непослушание). Для тех, кто расходует в соответствии с повелениями Аллаhа и в богатстве и в затруднённом положении, для тех, кто сдерживает свой гнев, и тех, кто прощает своих товарищей, которые нанесли им ущерб, отказываясь от своего права на то, чтобы Аллаh взыскал с них и наказал их. Аллаh любит добродетельных. А также для тех, которые, совершив большой грех или малый, раскаялись, вспомнили Аллаhа и молили Его о прощения своих грехов. А кто, кроме Аллаhа, прощает грехи?»6.

7. Помните что истинная сила – не физическая, а сила духа и нравственности.
Посланник Аллаhа сказал: «Силён не тот, кто может побороть другого в поединке, а тот, кто может побороть свой гнев»7.
Имам Кумушханави, рахимахуллах, – великий мухаддис 19-го века и муршид накшбандийского тариката – объяснил этот Хадис так: «…тот, кто может сдерживать себя, когда просыпается его гнев, победил своего самого сильного врага и самого худшего искусителя. Из этого Хадиса суфии вывели, что познавшим Аллаhа надлежит терпеть зульм, например, от соседей и других»8.
Имам Баркави, рахимахуллах, упоминает в Тарика аль-Мухаммадийя, что путь устранения склонности к гневу – это устранение её (склонности к гневу) причин, а именно, устранение жажды высокого положения, высокомерия, тщеславия. Тот, у кого есть эти черты, легко выходит из себя от тех вещей, которые обычно не разозлили бы других.
8. Помнить пример Пророка .
Вспомнить его милосердие, кротость, добрый нрав, и каким лёгким характером по отношению к остальным он обладал. Он никогда не гневался, если только это не был гнев ради Аллаhа. Примеров из его жизни – множество. Учёные говорят, что любой мусульманин должен стремиться к тому, чтобы знать о жизни Пророка и примеры того, как он вёл себя в жизни.
9. Помнить о вреде гнева, о его последствиях, когда человек впадает в грех, произнося слова и совершая поступки, которые Всевышний запретил (харам), и что подобное поведение недостойно верующего.
Как бы мы повели себя, если бы осознавали, что Аллаh всегда видит нас? Как бы вели себя в присутствии Пророка ? В работе Заваджир Ибн Хаджар аль-Хайтами, рахимахуллах, отнёс напрасный гнев к одному первых больших грехов – кабаир.
10. Помнить, что гнев присущ животным.
Знай, что в состоянии гнева люди больше походят на животных, чем на благородных людей9.

 _____________________________________

1. Приводит имам Бухари.
2. Сура 18, Аят 24.
3. [Эту историю] передает Ибн ас-Сунни, как сказано в Тарика аль-Мухаммадийя Баркави.
4. Абу Дауд.
5. Бухари.
6. Сура 3, Аяты 133-135, Смысл приведен по Тафсиру Джалалайн.
7. Бухари и Муслим.
8. Лавами’ аль Укуль, 4: 23-4.
9. Баркави, Тарика аль-Мухаммадийя.

АВТОР: Шейх Фараз Раббани
Источник: sunnipath.com

Добавить комментарий