26.04.2024
   ВИДЫ ЛЮДЕЙ И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С НИМИ

 بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Люди по отношению к тебе делятся на три вида: 1.  ДРУЗЬЯ. 2. ЗНАКОМЫЕ. 3. НЕЗНАКОМЫЕ.
Если же тебе придется быть среди незнакомого простого люда,то этик,которых ты должен придерживаться-пять:
1. Не влезать в их разговоры;
2. Как можно меньше слушать их ложные слухи и тревожные рассказы;
3. Не обращать внимания на то,что из их уст выходят нецензурные выражения;
4.Избегать многократных встреч с ними и нужд к ним;
5.Обратить внимание на их дурные поступки,посредством вежливого обращения к ним и наставления при надежде принятия ими этого.
Что касается твоих друзей и братьев (по Вере),то тебе надлежит придерживаться по отношению к ним двух правил:
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ — сначала потребовать соблюдения условий сопутствии и дружбы. И не устанавливай братские отношения кроме как с теми,кто достоин братства и дружбы.  
Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал:  » ЧЕЛОВЕК ИСПОВЕДУЕТ РЕЛИГИЮ СВОЕГО ДРУГА, И ПО ЭТОМУ ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОБРАТИТ ВНИМАНИЕ НА ТОГО, С КЕМ ОН ДРУЖИТ».      
(Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Если ты нашел спутника для партнерства в учебе,религии и жизни,то понаблюдай,есть ли в нем пять качеств:
  1. УМ. Ибо нет ничего хорошего в дружбе с тем,кто глуп,ведь к одиночеству и разрыву приводит ее конец. Самое лучшее его состояние-это когда он вредит в то время,когда хочет помочь тебе.
  2. Умный враг лучше глупого друга.
Али (رضي الله عنه) сказал: «Ты с глупцом не дружи,и всегда избегай его.
Сколько было глупцов,что-погубили умного,когда он с ним побратался.  
О человеке по другому человеку судят,когда он ходит вместе с ним.
У одной вещи по отношению к другой могут быть сходство и свои критерии оценки. И от сердца к
сердцу,при их встрече,есть путеводитель».
2. ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР.
Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем,у кого дурной нрав. Таковой не может удерживать себя в руках при гневе и страсти.
Хорошие качества собрал воедино Алкамат аль-Утариди(رضي الله عنه)   в своем завещании сыну,когда жизнь его была на исходе.
Он сказал ему: » О сынок! Если хочешь с каким нибудь человеком установить близкие отношения,то дружи только с тем, кто может,расценив твою преданность ему,защищать тебя. Если у тебя закончится провизия-снабдит тебя ею.
Дружи с тем,кто при притягивании тобою руки к добру,тоже притягивает свою.И если увидит от тебя хорошее -воспримет его,увидит плохое -покрывает его.
Дружи только с тем,кто верит твоим словам при твоем обращении к нему.И если ты ведешь какое нибудь дело,то окажет тебе содействие и поможет.Если же вы оба поспорите в чем либо,уступит тебе.  
3.НАБОЖНОСТЬ И БЛАГОЧЕСТИЕ.
Не бери в друзья нечестивого человека,постоянно совершающего большие грехи,ибо тот,кто боится Аллаhа,не совершает их. А кто Аллаhа не боится,нет гарантии,что он не совершит ужасные дел; скорее,он меняется с изменением ситуации и обстоятельств.Всевышний Аллаh говорит: Своему Пророку (صلى الله عليه و سلم): «И не иди по поводу у тех,сердца которых мы забвению предали к воспоминанию о Нас, и последовали за своей страстью и чьи дела всякие границы перешли».(Сура аль-Кафф,аят-28).
Остерегайся дружить с порочным человеком,так как постоянное проявления беспутства и греха устраняет с твоего сердца неприязнь к греху,и тебе самому становится легко совершать его.И по этому сердцам людей стало легко сносить совершения греха злословие за спиной кого-либо, в силу их привычки к нему.
Если бы они увидели золотое кольцо или шелковую одежду на алиме,(ученого)то рьяно стали бы порицать его.Но ведь злословие за спиной кого-либо, более тяжкий грех.
4 . НЕ ДРУЖИТЬ С АЛЧНЫМ,ИБО ЭТО СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЯД.
Это потому,что человеческая натура по своей природе создана так,что она всегда старается на кого-то походить и за кем то следовать.Даже натура (хорошего человека) копирует с натуры (плохого) не замечая этого; и пребывание в компании алчного человека прибавляет твою алчность, пребывание же в компании благочестивого прибавит благочестия.
5. ПРАВДИВОСТЬ.
Не дружи со лжецом,так как,будучи с ним,окажешься всегда обманутым.Он подобен мираж,потому что представляет тебе близко то,что даелеко,и далеко то,что близко от тебя.Ты,возможно ,не допускаешь вероятность того,что эти качества могут обнаружиться у обитателей учебных заведений и мечетей.Тогда тебе надлежит выбрать одно из двух дел.
1. Это отделиться и изолироваться.В этом и гарантия твоего самосохранения.
2. Или же иметь отношения со своими партнерами соответственно их типам,зная,что друзья делятся на три типа:
1. Друг для Ахирата(Того Света). Не принимай во внимание ничего,кроме его отношения к религии.
2. Друг для твоей жизни,Учитывая в нем благонравие.
3. Друг для твоего с ним общения.Берегись от его вреда,соблазна и коварного обмана.
ЛЮДИ, в целом бывают трех типов:
1. Пример одних из них подобен пище,без которой невозможно обойтись.
2. Пример вторых подобен лекарству,необходимому только в некоторые времена.
3. И пример третьих подобен болезни,вовсе не нужной, но раб Аллаhа иногда подвергается испытанию данным обществом, в котором нет ничего радостного и полезного,и поэтому необходимо угождать ему,чтобы спастись от его вреда.
И в наблюдении за ним,если тебе это удастся,кроется огромная польза.
А состоит она в том, чтобы ты наблюдал за его мерзкими действиями и поступками,которые,на твой взгляд,выглядят таковыми,и по этому остерегался их.
Ведь счастливый человек-это тот,кто учится на ошибках другого.И верующий человек-это зеркало другого верующего.
Однажды пророка Ису(Мир ему) спросили: «Кто Тебя воспитал?» Он ответил: «Меня не воспитывал никто.Но при встрече с плохими поступками невежды Я остерегался от этого». Он пророк Иса(мир ему)и Пророк Мух!аммад (صلى الله عليه و سلم) верно сказали: «Если бы люди остерегались делать то что сами не хотят, чтобы это делали им другие,то их нравственность усовершенствовалась бы, и они не нуждались бы в воспитателях».
2. ВТОРОЕ ПРАВИЛО
Это соблюдение обязанностей при дружбе.И как только установится дружба между тобой и партнером и возрастут ваши дружеские отношения,на тебя возлагаются обязанности,необходимость которых диктуется этой дружбой.
При их исполнении соблюдаются много этик. Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал:»Пример двух братьев(т.е. друзей) подобен двум рукам,одна из которых моет другую». И Однажды Пророк (صلى الله عليه و سلم) зашел в чашу леса и сорвал оттуда два сивака,одна из которых была кривая,а другая -ровная.И был с ним один из его сподвижников.И он дал ему ровную,а для себя оставил кривую. Тот сказал:»О Божий Посланник! Ведь Ты более достоин ровной,чем я, Пророк(صلى الله عليه و سلم)  ответил:»Нет такого человека,который дружит с кем либо, хотя бы в течение одного часа, с которого не возьмут отчет в Судный День и не спросят,исполнил ли он в ней (дружбе) долг перед Всевышним Аллаhом,или же дал ему пропасть»? Так же Пророк (صلى الله عليه و سلم)сказал:»Когда двое подружатся между собой,тот из них более любимый для Всевышнего Аллаhа-тот,кто более милосерден и более мягко обращается со своим приятелем
Этик общения дружбы всего двенадцать:
1. Оказывать помощь финансами.Но если это невозможно,то пожертвовать хотя бы излишком имущества,при его нужде в нем.
2. Не жалеть себя в помощи ему в скорейшем удовлетворении его потребностей,не заставляя его самого просить тебя.
3. Хранить общую тайну,покрывать недостатки друг друга и помалкивать не доводя до друг друга порицания людей,высказанные в его адрес,которые могут доставлять ему
душевную боль.
4. Доводить до него хвалебные высказывания людей о нем,которые доставят ему радость.И хорошо его слушать при беседе и не сказывать ему в этом свои претензии и сомнения.
5. Называть его самым любимым для него именем (без кличек).И высказывать ему свою похвалу насчет его хороших качеств(но без обмана и преувеличения).И благодарить его в лицо за хороший поступок.Защищать его также как и защищает самого себя,когда за спиной его злословят о нем,понося его честь. И наставлять его мягко и намеками,если он нуждается в этом.
6. Прощать ему его ошибки и оплошности и не упрекать его за это.
7. Делать для него в одиночестве Молитву (дуа) при его жизни и после его смерти.
8. Заботливо обходиться с его детьми,семьей и родственниками после его смерти.
9. Предпочитать делать облегчение ему, не возлагая на него ничего из своих проблем,(в случае если твоя проблема для него будет не легким решить) и давать покой его сердцу,беря на себя его заботы. И выявлять наружу радость в сем тем ,что доставляет удовольствие,и печаль от того,всего не приятного,что его коснулось. И скрывать в своем сердце то же,что он выявляет наружу,и быть искренним в своей скрытой и явной благосклонности к нему.
10. При встрече первым приветствовать его и дать ему место на собраниях.
11.Уступить для него свое место,(при его приходе) и сопровождать его,когда он станет собираться уходить.
12. И молчать,когда он разговаривает,пока не завершит свою речь,не перебивая его при его беседе.
Он должен обходиться с другом так,как тот любит,чтобы люди обходились с ним.А ведь кто не любит для своего брата то,что любит для себя,то его братство-это лицемерие. И это братство для него обернется и на этом и на Том Свете бедой.
Все упомянутое- это твой этикет по отношению к неизвестному тебе простому люду и по отношению к друзьям,с которым ты побратался.
А что касается третьей,по отношению к тебе,категории людей,то эти твои знакомые. Остерегайся их.Поистине,ты не видишь вреда, кроме как со стороны знакомых. Друг тебе помогает,незнакомый не вмешивается в твои дела.
Поистине весь вред исходит только от знакомых,которые своими языками публично выражают свою верную дружбу. И по этому как можно сократи количество своих знакомых.
Но если все таки придется с ними иметь какие либо отношения, тебе надлежит не презирать кого -либо из них, ибо по истине,ты не знаешь,авось он лучше тебя,и не смотреть на них,возвеличивая их из-за состоятельного положения,иначе погибнешь.
Потому что это мир ничтожная вещь и ничтожно перед Аллаhом все то,что есть в нем.
И если в сердце твоем бизнесмены занимают высокое место,то ты перед Всевышнем Аллаhом уже пал предельно низкого уровня.
И остерегайся отдавать им свою религию,чтобы получить от них деньги. Не было еще никого кто бы так не поступил,не унизился бы в их глазах.
Если знакомые враждуют с тобой,то не отвечай им враждой.И тогда вся твоя религия пропадет во вражде с ними,и из них продлится твоя утомленность.
Не питай симпатии и не склоняйся сердцем к ним в то время,когда они оказывают тебе почет,хвалят в лицо и открыто заявляют о своей любви к тебе. Поистине,если выяснишь подлинность всего этого,то не найдешь даже среди ста хотя бы одного (достойного). И нерасчитывай на то,что их внутреннее и внешнее отношение к тебе одинаково.
И не удивляйся тому, что они клевещут на тебя в твоем отсутствии,и не злись из-за этого.
Поистине если ты,на самом деле,хочешь быть справедливым,то найдешь те же самые (недостатки) и в самом себе. Это же самое клевета,поклеп,и т.д. ты найдешь и в самом себе.
Исключи полностью свою надежду и мысли на их братство,славу и помошб,так как алчный человек в большинстве случаев ,в конечном счете,остается ни с чем и в этом положении он,несомненно,становится низким.
Если попросишь кого-либо решить какую нибудб проблему, и он ее разрешит,то сначала поблагодари Всевышнего Аллаhа,а потом и его.
А если не исполнит просьбу,то не порицай его его,и не жалуйся на него,иначе станешь для него врагом.
И будь подобен муъмину (верующий) который ищет оправдания для всех,но не походи на лицемера,который постоянно находит всякие недостатки.
И скажи:»Возможно он провинился по неизвестной мне причине».
И не наставляй никаго из них,пока не заметишь в нем признаков реальной возможности восприятия им твоего нравоучения.
В противном случае он не станет даже слушать тебя и превратится в твоего соперника.
Когда они совершают в каком нибудь вопросе, и их гордость не позволяет им, чтоб кто-то учил их,не наставляй их так как они извлекут пользу от твоих знаний,а сами станут тебе врагами.
Остерегайся их,так как они выжидают,когда тебя постигнут превратности судьбы из-за их зависти к тебе.
И они судят о тебе по своим предположениям.
И подмигивают глазами друг другу за твоей спиной,перечисляют все твои ошибки при общении с ними.
Они не простят тебя за одну,даже незначительную,ошибку,либо прмах(в твоих словах и действиях).
И никогда они не скроют твой недостаток и будут брать с тебя отчет по каждой мелочи.
И они завидуют тебе в большом и малом.И подговаривают против тебя таких же братьев посредством сплетен,доноса и клеветы.
Если ты удовлетворишь их,то их внешность-это лесть,если же они разозлятся-их внутренность это гнев.
Их внешность-одежда,а внутренне они подобны волкам. «Врага остерегайся один раз,а друга-тысяча раз,ибо,возможно,друг твой изменится и лучше будет знать,как тебе навредить». «Извлечь пользы от врага можно больше чем от друга.
И посему не увеличивай числа друзей,ведь большинство болезней,видишь,бывает от чрезмерного питья и пиши».
Шейх-уль Ислам  «Довод Ислама» ИМАМ АБУ ХАМИД АЛЬ-ГАЗАЛИ 

Фатима-Патимат Гаджиева
Источник: darulfikr.ru

2 thoughts on “ИМАМ АЛЬ — ГАЗАЛИ

  1. Невежество и глупость-худщая черта человека,дай(мне) нам Аллах усовершенствовать свой нрав,чтоб нрав был чуть чуть похож на нравственность пророка Мухаммада(сав),и следовать Твоим законам искренно,чтоб Ты был доволен (мной) нами.АМИН.

    1. Амин, но только не чуть-чуть , а как можно больше пусть нрав наш становится похожим на нрав Посланника Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям)! Баракаллаh вам за дуа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *