19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ДЕЛЕГАЦИЯ ХРИСТИАН НАДЖРАНА

К Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) приехала делегация христиан Наджрана, состоящая из шестидесяти верховых. Трое из них были главными: аль-Акиб — правитель общины, главный выразитель их мнения, которому никто не перечил; имя его — Абд аль-Масих; Ас-Саййид — он главный их советчик и вождь их каравана, их главный вершитель дел, его имя — аль-Айхам; Абу Хариса ибн Алькама из рода Бану Бакр ибн Ваиль — епископ, ученый муж, духовный глава, настоятель религиозной школы — мидраса. Абу Хариса пользовался среди них уважением, изучил книги христиан, был большим знатоком их религии. Цари Византии, исповедующие христианство, оказывали ему честь, давали ему деньги, оказывали услуги, построили ему церкви и проявляли к нему всяческое уважение, узнав о его учености, религиозном усердии.
Мулица Абу Харисы споткнулась. Тогда Кауз сказал: «К несчастью того, к кому мы едем!», имея в виду Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Абу Хариса воскликнул: «Это ты несчастный!» Тогда Кауз сказал: «Это почему, брат мой?» Ответил: «Ей-богу, он тот Пророк, которого мы ожидали». Каиз просил его: «Если ты это знаешь, почему же не присоединишься к нему?»  Он ответил: «Что с нами сделали эти люди? Они оказали нам почет, снабжали деньгами, были добры к нам. Но они его категорически отвергают. Если я это сделаю, то они отнимут у нас все то, что ты видишь».
Эти слова его не понравились его брату Каузу ибн Алькамы, он не подал виду и вскоре после этого принял ислам.
Мне рассказал Мухаммед ибн Джафар нбн аз-Зубайр. Он сказал: «Они приехали к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) в Медину, вошли к нему в его мечеть, когда он совершал вечернюю молитву. Они были одеты в одежды священников: рясу, плащи; с ними были люди из племени Бану аль-Харис ибн Кааб на верблюдах.
Увидев их, некоторые сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) воскликнули: «Такой делегации мы еще не видели». Уже наступило время молитвы для них. Они стали молиться в мечети Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Он сказал: «Пускай молятся». Они помолились, обратив свои взоры к Востоку.
С Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) разговаривали Абу Харис ибн Алькама, аль-Акиб Абд аль-Масих и аль-Айхам. Это были христиане, исповедующие религию царя, хотя с некоторыми различиями. Когда к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) обратились эти два христианских священника, он им сказал: «Покоритесь!» (т. е. примите ислам и будьте мусульманами). Они ответили: «Мы приняли ислам». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Вы не стали мусульманами». Они сказали: «Нет, мы стали мусульманами еще до тебя». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Вы лжете. Вас от ислама удерживает то, что вы верите, что у Аллаха есть сын, а также то, что вы поклоняетесь кресту и едите свинину». Они спросили: «А кто же Его отец, о Мухаммад?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) промолчал и не ответил им. Аллах об этих их словах и различиях в их религии ниспослал начало суры «Аль Имран» до аята, что после восьмидесятого. Он сказал: «Только Аллах, и нет другого божества, кроме него, вечно живого и вечно существующего». Он открыл суру словами, снимающими с Бога все их слова о Нем.
Когда к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) пришла весть от Аллаха об этом и решение о разногласиях между Пророком и христианами, а также приказ предать их анафеме, если они откажутся от принятия ислама, Пророк 9салляллаху аляйхи ва саллям) призвал их покориться воле Аллаха. Христиане сказали; «О Абу аль-Касим! Дай нам подумать! Потом мы придем к тебе и дадим ответ на твой призыв». И христиане ушли. Потом они уединились с аль-Акибом, который был авторитетом среди них, и сказали: «О Абд аль-Масих! Как ты полагаешь?» Он ответил: «Ей-богу, о христиане, вы поняли, что Мухаммад — Пророк посланный. Он принес вам решение по делу Христа. Вы знаете, что когда народ проклял Пророка, а Пророк — народ, никогда (в таком случае) не оставался ни малый, ни старший из них. Если вы этого не сделаете, то вы будете уничтожены. Если вы настаиваете на любви к вашей религии и на продолжении вашего прежнего обращения к Христу, то не враждуйте с этим человеком, вернитесь к себе домой!» Они снова пришли к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказали: «О Абу аль-Касим! Мы решили не обмениваться с тобой проклятиями, оставить тебя с твоей религией, а мы вернемся домой к своей религии. Но ты пошли с нами одного человека из своих сподвижников, которого ты выберешь для нас, чтобы он рассудил нас в разногласиях относительно нашего имущества. Вы нас удовлетворяете».
Мухаммад ибн Джафар рассказал: «Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) произнес: «Приходите ко мне вечером, я пошлю с вами сильного и верного человека». Омар ибн аль-Хаттаб говорил тогда: «Я никогда так не хотел стать вершителем дел, как тогда. Мне очень захотелось стати тем повелителем. Я пошел на полуденную молитву в точное время (т. е. без опоздания). Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) совершил вместе с нами полуденную молитву, он произнес слова приветствия, потом посмотрел направо и налево. А я начал высовываться, чтобы он меня заметил. Но он все продолжал оглядываться, увидел Абу Убайду ибн аль-Джарраха, позвал его и сказал: «Иди вместе с ними и рассуди их по справедливости в том, в чем они расходятся». Омар говорил: «Так это дело досталось Убайде, а не мне».

История ибн Убаййи и Абу Амира

Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) приехал в Медину, как мне рассказал Асим ибн Омар ибн Катада, главой ее жителей был Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль. Ауситы и хазраджиты никогда раньше, до прихода ислама, не находились под властью одного человека, кроме него. Вместе с ним был человек из ауситов, который пользовался в своем народе уважением и которому все подчинялись. Его звали Абу Амир Абд Амр ибн Сайфи. Это — Абу Ханзала аль-Гасил, который прославился в битве при Бадре. Он принял монашество во времена язычества и носил монашеское одеяние. Его называли «рахиб» — «монах».
Абу Амир решил остаться в неверии и расстаться со своим народом, когда его народ принял ислам. Он ушел от них в Мекку вместе с несколькими десятками людей, не согласившись с исламом и Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям0. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) тогда сказал, как передал мне Мухаммад ибн Абу Умама со слов некоторых членов семьи Ханзалы ибн Абу Амира: «Не называйте его монахом, а назовите нечестивцем!»
Рассказал мне Джафар ибн Абдаллах ибн Абу аль-Хакам. Он сам узнал и услышал, ибо был знатоком и передатчиком преданий. Абу Амир пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) переселился в Медину, до своего отъезда в Мекку. Спросил: «Что это за религия, которую ты принес?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Я принес ханифизм — истинную веру в Единого Бога, религию Ибрахима». Амир произнес: «Я придерживаюсь именно этой религии». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) возразил: «Ты ведь не следуешь этой религии!» Абу Амир ответил: «Нет, следую! Ведь ты, Мухаммад, привнес в ханифизм то, чего в нем не было раньше». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) возразил: «Я не сделал этого. Но я принес ее белой, чистой». Абу Амир произнес: «Кто лжет, тому Аллах пошлет смерть в изгнании, отчуждении и одиночестве», намекая на Пророка. То есть он хотел сказать: «Ты
не принес этого». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Да! Кто солжет, то Всевышний Аллах сделает с ним то же самое».
Он был врагом Аллаха: уехал в Мекку, а когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) завоевал Мекку, ушел в ат-Таиф; когда жители ат-Таифа приняли ислам, переехал в Сирию и умер там в изгнании, отчуждении и одиночестве.
А Абдаллах ибн Убайй продолжал быть во главе своего народа, колеблясь, пока не одолел его ислам. Он принял ислам против своей воли. Рассказал мне Мухаммад ибн Муслим аз-Зухри со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Усамы ибн Зайда ибн Харисы, любимца Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), который рассказывал: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) отправился к Сааду ибн Убада, чтобы посетить его, когда заболел. Сел на осла, на котором было седло, покрытое фидкийской тканью, и поводок из джутовой веревки. Он посадил меня сзади себя. Проезжал мимо врага Аллаха ибн Убаййи, который находился под тенью своей башни Музахим. (Ибн Хишам объясняет, что Музахим — название башни). Вокруг него были люди из его народа. Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел его, не захотел проехать мимо него, не спешившись. Спешился, приветствовал, потом посидел немножко. Прочитал Коран. Призывал к Аллаху, предостерегал, увещевая и убеждая. А Ибн Убайй молчал, не отвечал. Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) закончил говорить, Ибн Убайй сказал: «Ты хорошо говоришь. Но лучше будет, если ты сделаешь следующее: если это правда, сиди в своем доме и рассказывай о нем тому, кто придет к тебе в дом; а кто не приходит, то не призывай его к этому и не приходи к нему на собрание с тем, что он отвергает». Тогда Абдаллах ибн Риваха, один из находившихся там мусульман, сказал: «Нет. Посещай нас, приноси нам его (Коран), приходи с ним на наши собрания, в дома и жилища. Это, ей-богу, то, что мы хотим, то, чем оказал нам Аллах честь, наставил нас на путь истинный». Абдаллах ибн Убайй, увидев разногласие в своем народе, продекламировал следующие стихи:
«Пока господин твой — твой соперник, Ты унижен будешь всегда! Тебя победят те, с которыми ты борешься! Разве поднимется сокол без крыльев — Если отрезаны у него перья, он падает».
(Ибн Хишам отмечает, что вторая строка — не от Ибн Исхака.) Рассказал мне аз-Зухри со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Усамы (Ибн Зайда), который говорил: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) уехал и приехал к Сааду Убаде, а на его лице была печаль от слов врага Аллаха Ибн Убаййи. Саад воскликнул: «О Посланник Аллаха, я вижу на твоем лице печаль, как будто кто-то говорил тебе неприятности». Пророк (салляллаху аялйхи ва саллям) ответил: «Да». Потом сообщил ему слова Ибн Убаййи. Саад сказал: «О Посланник Аллаха! Прояви доброту к нему! Когда Аллах послал к нам тебя, мы собирались надеть на него корону. А он считает, что ты отнял у него власть».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *