29.05.2024

В ЧЕМ НАШЕ РАЗЛИЧИЕ?

Чтобы рассказать историю, случившуюся с одним из правителей Александрии, предоставим слово самому правителю, не называя его имени:
– Одно время душу мою и ум мой объяло чувство беспокойства: я не находил ни в чём ни опоры, ни успокоения. Никак не удавалось мне унять этот огонь, воспламенившийся в моей душе и моем сердце.
В один из пятничных дней я пошёл в центральную соборную мечеть. Хазрат во время проповеди напомнил людям слова нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):
«У кого нет духовного наставника, у того наставник – Сатана».
Я обдумывал глубокий смысл этих слов в течение нескольких дней. В конце концов твёрдо решил, что мне нужен духовный учитель. Я позвал к себе двух своих визирей — помощников и сказал им: «Идите и найдите в моём царстве какого-нибудь хазрата, известного в народе как духовный наставник. А когда найдёте, то побудьте месяца два его учениками. И, если увидите, что он истинный духовный наставник, немедленно сообщите мне.
Прошло 6-7 месяцев. В течение этого времени я не знал, куда себя девать. Ни молитвы, ни чтение Корана по утрам не могли мне помочь.
Но вот вернулись два моих визиря, которых я послал найти для меня духовного наставника. Я увидел их по-детски счастливые лица и обрадовался так, будто увидел полную луну средь бела дня. Они, перебивая друг друга, рассказывали:
– Султан наш, правитель наш! После долгих поисков мы нашли-таки тебе духовного наставника. В нескольких верстах от твоего царства, в одной маленькой деревне, в небольшой простой избе, живёт человек, известный в народе как духовный наставник Габдульхамит. По твоему приказу мы провели у него несколько месяцев. У нас не осталось ни малейшего сомнения, что он – истинный духовный наставник. Другие слова тут неуместны и излишни.
Речь моих визирей была словно ложка мёда мне в уста. Я тут же облачился в свои самые дорогие одежды, корону и отправился в сопровождении нескольких слуг и охраны в деревню, где жил Габдульхамит.
Когда дошёл до его дома, то, несмотря на то, что я – царь, попросил разрешения войти в его дом. И как только вошёл внутрь, то увидел лучезарное лицо хазрата, сидящего среди своих учеников. Словно зная, что я приду, он прочитал следующий аят (смысл):
«…Знайте: лишь поминая Аллаха, сердца находят успокоение…», – и завершил свою проповедь. Ученики же с его разрешения разошлись по домам.
Я решил обратиться к хазрату с просьбой:
– Хазрат, я вот уже несколько месяцев пребываю в поисках духовного наставника. Если вы согласитесь, то я вас приглашаю к себе во дворец, в роскошные палаты, чтобы вы там жили.
А сам подумал, что он скажет: «Нет, не -гоже мне жить в роскошных палатах».
Однако хазрат, вопреки моим ожиданиям, дал прямо противоположный ответ:
– Да, мой царь! Давно уж пора мне начать жить в царских хоромах, в роскошных палатах, спать на мягкой постели, есть изысканные яства; давно я лелеял мечту жить по-царски. Поеду с тобой с большим желанием и охотой. Однако у меня к тебе одна просьба: пусть в твой дворец меня увезут в большой роскошной карете; кроме того, пусть мне всегда будут прислуживать двое слуг.
Услышав слова хазрата, я поразился. Можно было подумать, что моего предложения он ждал всю жизнь. Даже закралось сомнение: истинный ли он наставник? Признаюсь, желание везти его во дворец у меня пропало. Однако, чтобы про меня не сказали: «Царь говорит одно, а делает другое», я все же решил увезти его, чтобы через несколько месяцев вернуть обратно домой.
Таким образом, Габдульхамит оказался в моём дворце. Он жил у меня в течение нескольких месяцев в роскошных палатах, спал на мягкой постели, ел изысканные кушанья, и ему прислуживали двое слуг. Так хазрат проводил свои дни. Тогда у меня в голове родилась мысль: «Какая же тогда разница между мной, царем, и этим хазратом?»
Однажды утром я пришёл к хазрату и обратился к нему:
– Хазрат, у меня к вам один вопрос, если позволите.
Хазрат, странно улыбнувшись, сказал:
– Ведь этот вопрос давно тебя мучит!
Хоть меня и сильно удивило то, что хазрат знает, о чем я его хочу спросить, тем не менее я задал ему свой вопрос:
– Хазрат! Вот ты живёшь здесь в роскошных хоромах, и я живу в этом же дворце; ты, как и я, спишь на мягких подушках; как и я, ты кушаешь царские яства; мои слуги прислуживают и мне, и тебе. Ты живёшь даже более беззаботно, чем я, ведь у тебя нет царских обязанностей. Так в чём же разница между мной и тобой?
– Место и время для ответа на твой вопрос не здесь и не сейчас, – ответил хазрат.
И мы вышли с хазратом. После того как мы прошли уже довольно большую часть пути, я остановил хазрата и попросил:
– Хазрат, дай, пожалуйста, мне ответ!
Но хазрат ответил:
– Место ответа не здесь.
Мы дошли до границы моего царства. Тут я сказал хазрату:
– Хазрат! Здесь заканчиваются пределы моего царства, дальше я не могу идти. Если тебе угодно, то скажи ответ здесь, если нет, то тут мы распрощаемся.
Хазрат остановился. Слез с коня, которого я ему дал, снял роскошные одежды и бросил их на землю. Затем вытащил из мешка свои лохмотья, облачился в них и обратился ко мне:
– О, мой царь! Слезь со своего дорогого коня, сними свои роскошные одежды и брось их на землю. У меня в мешке найдется ещё одна залатан¬ная рубаха. Одень её, оставь свое царство и пойдём со мной, дабы день и ночь поминать Аллаха и стать странствующим дервишем.
Я ответил ему:
– С тобой я никак не могу идти: у меня есть семья, дети, богатые сокровища, имущество, царство, в конце концов. Как я могу оставить всё это и пойти с тобой?
Хазрат улыбнулся и сказал:
– Теперь ты видишь, в чём разница между мной и тобой? Ты свою душу крепко привязал к жене, детям, семье, накопленному богатству, царству, коню, на котором сидишь, одежде, что на тебе. И, если отобрать у тебя что-нибудь из всего этого, заплачешь и опечалишься, как дитя, у которого отняли игрушку. Однако для истинно верующего человека и богатство, и нищета одинаковы. Даже если у него в руках несметные богатства, он не впускает их к себе в сердце. Если же отнимешь у него то, чем он владеет, он не опечалится.
От слов хазрата у меня дрогнуло сердце, словно бы в него вонзили кинжал. Только тогда я понял, почему живу на свете, не имея душевного покоя. Тут я схватил рукой залатанную рубаху хазрата и сказал:
– Мне только сейчас стало понятно, что всё затеянное тобой до сих пор было для того, чтобы воспитать меня, разрушить идолы в моём сердце! Прошу, не уходи, останься, будь моим духовным настав¬ни¬ком!
Хазрат ответил:
– Чтобы быть твоим духовным наставником, мне не обязательно жить в твоих дворцах. Ты хорошо знаешь, где я живу. Мои двери всегда открыты для тех, в чьём сердце живет любовь к Аллаху.
И заглянул своими лучезарными глазами прямо мне в душу.
Опираясь на свой посох, словно легкий мотылёк, что перелетает с цветка на цветок, подобно солнцу, что клонится к закату, он зашагал к своему дому. И я долго смотрел ему вслед. Его глубокий взгляд, широкая улыбка навсегда запечатлелись в моём сердце, – завершил свой рассказ царь.

Дорогой друг! Каждый искренний мусульманин, не желающий стать подручным Сатаны и заблудиться в дебрях мирских соблазнов, должен иметь духовного наставника – человека религиозного, богобоязненного, способного указать правильный путь приближения к Аллаху Всевышнему. Подобно тому как нельзя освоить азбуку без учителя, точно также нельзя научиться шагать по пути познания Всевышнего и достижения всякого блага и добра без наставника. Точно также как человек не может сделать операцию по удалению слепой кишки самому себе, так и изъяны души нельзя излечить без духовного лекаря. Те, кто отрицает необходимость духовного наставника и утверждает, что в Исламе нет духовного наставничества, тем самым показывают своё невежество. Они не знают истории Ислама; даже если они и знают наизусть Коран и Сунну, но не понимают всего смысла. Они заучивают, как попугаи, слова, но не вникают в смысл и суть того, что учат. В силу своего невежества такие люди объявляют богохульниками тех, кто признает необходимость духовного наставничества. Корана и Сунны.
Аллах Всевышний сказал (смысл):
«Если кого-то Аллах введет в заблуждение, то не найти ему того, кто наставит его на истинный путь, даже и святые духовные наставники».

Дорогой друг! В наше смутное время, когда Сатана стал для многих духовным наставником и указывает им ложный путь, прикрываясь именем Аллаха, истинному мусульманину, дабы не заблудиться и не совершить ошибки, необходимо, подобно правителю Александрии, заняться поиском духовного наставника. Возможно, ты будешь искать не 7 месяцев, а 7 лет, но если намерение истинное, то, несомненно, найдёшь его. И, когда найдёшь, то вцепись обеими руками за его плащ. Не забывай слов нашего Пророка (с.г.с.): «Тот, кто не имеет духовного наставника, у того наставник – Сатана».

Махмуд хазрат Шарафутдинов «Тайны счастливых»

2 thoughts on “ЖИТЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *