Абу Хурайра (радыйаллаху анх) передал слова Пророка (салляллаhу ‘аляйхи ва саллям): «Семь категорий из людей Аллах укроет в Судный день в тени Своего ‘Арша, когда не будет иной тени, кроме Его: справедливого имама; юношу, росшего в поклонении Всевышнему Аллаху; человека, поминавшего Бога в уединении, проливая слезы из боязни перед Всевышним Аллахом; человека, сердце которого было связано с мечетью до очередного возвращения туда; человека, дававшего пожертвования (садака) так, что левая рука не ведала, сколько дает правая; двоих из людей, которые любили друг друга ради Всевышнего Аллаха; человека, отвергнувшего предложение красивой женщины совершить с ней прелюбодеяние, сказав: «Поистине, я боюсь Всевышнего Аллаха».
. . .
Абу Бакр (радыйаллаху анх) сказал: «Скупому не избежать одной из следующих семи ситуаций: или он умрет и его богатство унаследует такой человек, который будет расходовать на то, что Аллах не повелел (запретное); или Всевышний направит на него жестокого тирана, который унизит его и отберет имущество; или поднимет в нем сильные страсти, из-за которых он будет расточать это богатство; или сделает так, что он надумает построить дом или воздвигнуть какое-либо сооружение на негодном, неисправном месте, куда он и потратит свое богатство; или его постигнет мирское несчастье, такое как пожар, потоп, кража и т. п.; или его поразит постоянная болезнь, на излечение которой он будет тратить свое имущество; или же он закопает свое богатство в одном месте, потом забудет это место и не найдет его больше никогда».
. . .
‘Умар (радыйаллаху анх) говорил: «Кто чрезмерно смеется, у того уменьшится почтительная боязнь перед Аллахом. Тем, кто не ценит людей, также будут пренебрегать люди. Кто будет часто совершать что-либо, тот станет известным через это деяние. У того, кто говорит много, учащаются ошибки и ложь. А тот, кто врет много, теряет стыдливость. С уменьшением стыдливости теряется набожность, а с потерей набожности — умерщвляется сердце1».
. . .
‘Усман (радыйаллаху анх) о словах Всевышнего «И был под ней (стеной) клад для них обоих, и родители их были благочестивы» сказал: «Клад— это слиток из золота, на котором было написано семь строчек: «Я удивляюсь тому человеку, который познал смерть, но смеется; удивляюсь тому, кто познал, что мирская жизнь преходящая, но все еще желает ее; удивляюсь тому, кто познал, что все происходит по предопределению, однако печалится из-за какого-то происшествия;
Удивляюсь тому, кто узнал о предстоящем Отчете, но собирает богатство; я удивляюсь тому, кто знает о существовании Ада, но продолжает грешить; удивляюсь тому, кто узнал, что, поистине, Аллах существует, а поминает другого, помимо Него; удивляюсь тому, кто глубоко убежден в существовании Рая, а наслаждается мирской жизнью; удивляюсь тому, кто познал шайтана как врага, но повинуется ему».
. . .
У ‘Али (радыйаллаху анх) спросили: «Что тяжелее неба, что просторнее земли, что богаче моря, что тверже камня, что жарче огня, что холоднее стужи и что горче яда? » ‘Али (радыйаллаху анх) ответил: «Клевета, наговор на людей тяжелее неба, правда просторнее земли, сердце человека, довольствующегося тем, что у него есть, богаче моря, сердце лицемера тверже камня, притесняющий правитель жарче огня, нужда к подлому, скупому человеку холоднее стужи, проявление терпения горче яда». Также говорят, что сплетни горче яда.
. . .
Пророк (салляллаhу ‘аляйхи ва саллям) утверждал: «Мир сей является пристанищем для того, у кого нет пристанища, богатством для того, у кого его нет. Сбором мирского занимается тот, у кого нет разума, страстям мирским поддается тот, кто не обладает проницательностью, наказывают мирским того, у кого нет знаний, завидует из-за мирского не обладающий умом, и стремится обрести его тот, у кого нет твердого убеждения».
. . .
Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари (радыйаллаху анх) сказал, что слышал слова Пророка (салляллаhу ‘аляйхи ва саллям): «Джибриль не переставал говорить мне о необходимости хорошего отношения к соседу так долго, что я даже подумал, что он включит его в число наследников.
Он не переставал давать мне наставления относительно хорошего обхождения с женщинами, что я даже подумал, что он запретит давать им развод. Он не переставал говорить мне о необходимости хорошего отношения к рабам до тех пор, пока я не подумал, что он установит определенное время, в течение которого они будут освобождаться. Он не переставал давать мне наставления о необходимости пользования сиваком, что я даже подумал, что это обязанность. Он не переставал говорить мне о важности совершения молитвы с коллективом, что я даже подумал, что Всевышний Аллах не примет молитву, кроме совершенной вместе с джамаатом. Он не переставал давать мне наставления относительно вставания ночью для богослужения до тех пор, пока я не подумал, что ночью даже нельзя спать. Он также не переставал говорить мне о необходимости поминания Аллаха так долго, что я даже подумал, что всякое слово бесполезно, кроме слов поминания Его».
. . .
Пророк (салляллаhу ‘аляйхи ва саллям) поведал: «В День воскресенья Творец не одарит Своей милостью семерых, Он не простит их и ввергнет в Ад: педераста, как активного, так и пассивного; занимающегося мастурбацией; занимающегося скотоложством; совершающего с женой анальное соитие; поженившегося на женщине и ее дочери; соверятающего прелюбодеяние с женой соседа; причиняющего соседу неприятности настолько, что сосед проклянет его».
. . .
Пророк (салляллаhу ‘аляйхи ва саллям) отметил: «Категорий шахидов, помимо павших в священной войне, есть семь: умерший от болей в животе; утонувший; умерший от плеврита; умерший от чумы; погибший при пожаре; погибший под обвалом; женщина, умершая при родах».
. . .
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху анх) говорил: «Разумный человек предпочтет семь вещей семи другим: бедность — богатству; приниженность — высокому положению в обществе; скромность — высокомерию; голод — сытости; печаль — радости; самоунижение — горделивости; смерть — жизни».