12.12.2024

РОДНИК МУДРОСТИ, ВОСХОДЯЩИЙ К ПРОРОКУ

Некоторые антропоморфисты, кадариты и джабариты, а также другие безмазхабники и еретики, пользуясь тем, что на смену вековым установлениям фикха пришли дозволяющие все безбожные законы, а также стремясь сменить ханафитов, издавна исполняющих функции кадиев в большинстве стран, относятся враждебно к Абу Ханифе и его ученикам, печатают и распространяют лживые рассказы о них. Это совершенно ясно любому, кто немного изучит этот вопрос и разузнает что-нибудь о тех, кто порочит великого имама. Эти несчастные не понимают: никто и никогда не сможет принизить того, кому Аллах даровал высокое положение!

Мы уже говорили о причинах той борьбы, которую развернули передатчики против Абу Ханифы. Напомним, это прежде всего метод ар-рай (использование разума, кияса для решения новых проблем), который относят к Абу Ханифе и его ученикам. Однако они использовали этот метод только для нахождения решений проблем, которых нет в имеющихся священных текстах.

Кроме того, Абу Ханифа не считал деяния одной из основ веры (чтобы не обвинять в куфре всю умму за каждый недочет и недостаток в действиях).

Далее рассматривалась проблема оговорки в имане «я верующий, если этого пожелает Аллах». Большинство передатчиков считают не произносящих оговорку в имане сошедшими с прямого пути. Абу Ханифа и его сподвижники считают неверным, если мусульманин говорит «я мумин, ин ша Аллах», это допустимо, только если человек имеет в виду не настоящее, а будущее. Поскольку будущее неизвестно, и тогда оговорка будет верной, однако если он оговаривается применительно к своему настоящему, получается, что он сомневается в своей крепкой вере, а вера не может быть вместе с сомнением, ведь оно уничтожает веру. Это же совершенно ясно и известно, однако некоторые мухаддисы обвиняют говорящих «я на самом деле мумин» в ирджа. Естественно, эта их хула нисколько не может повредить авторитету Абу Ханифы и его учеников.

Передатчики обвиняют в неверии, выводят из Ислама тех, кто не участвует во всяких распрях, кто остановился и не осмеливается идти дальше Корана и Сунны, не добавляет к ним ничего сверх (ведь Коран — слово Аллаха). Они обвиняют в неверии всех, кто не произносит вслух: «Коран не сотворен».

Рассматривалась соответственно и проблема сотворенности Корана. Противники обвиняют в неверии всех, кто говорит «Коран сотворен». Мухаддисы не выясняют, что имеют в виду те, кто так говорит: идет ли речь о Коране как сифате/речи Аллаха или о Коране — книге в наших руках и словах, произносимых нами. Как известно ученым и сторонникам истины, в первом значении Коран, несомненно, не сотворен, а во втором, конечно, сотворен. Обвинять в неверии тех, кто считает записанный в книгу Коран, произносимый чтецами Коран сотворенным, — неприемлемое заблуждение, даже если подобную ошибку совершают такие люди, как автор «ал-Мугни» Ибн Кудама.

И, наконец, проблема атрибутов Аллаха.

Передатчики приводят далекие от истины, сомнительные и необоснованные сообщения по этому вопросу. Они трактуют эти сообщения, приписывая телесные качества Господу миров — Аллаху. Любой мусульманин суннит далек от подобных заблуждений, потому что он убежден в совершенстве Аллаха, в том, что Он лишен каких бы то ни было недостатков и изъянов. Их книги, содержащие антропоморфические идеи, были скрыты во времена силы и мощи исламской религии. Однако когда исламские государства ослабли и религия начала терять их покровительство и защиту, под прикрытием «свободы» такие книги стали издаваться и широко распространяться большими тиражами, они стали доступными каждому читателю. Специально организовывались кампании по пропаганде их авторов, которых хвалили, превозносили, делали известными на весь мир с одной только целью — чтобы легче было вводить людей в заблуждение написанной ими ложью. Например, даже среди впервые пришедших в мечеть молиться людей есть смутно представляющие себе, кто такие Бухари и Муслим (иногда они даже вовсе не представляют), зато уверенные, что Албани — самый великий человек Ислама после Пророка. Ни один мусульманин со здравым умом и здоровой верой не может остаться равнодушным к такому положению дел. Передатчики, далекие от понимания смыслов хадисов, прицепившиеся только к их буквам, обвиняют больших имамов в неверии, а сами не способны отличить прямой смысл от переносного! Они пытаются как-то по-своему толковать слова праведных предшественников о том, что «чтение — сотворено, читаемое — не сотворено».

Среди имамов — праведных предшественников Абу Ханифа был одним из лидеров и в науке вероубеждения. Он одним из первых дал ответ шиитам, хариджитам, мутазилитам, внес очень большой вклад в сохранение чистоты религии. Абдалкахир ал-Багдади сказал в «Усул ад-дин»: «Против них (заблудших сект) первыми выступили факихи, основатели мазхабов: Абу Ханифа и Шафии. Абу Ханифа написал „ал-Фикх ал-акбар“ в опровержение кадаритов».

Его мазхаб был принят различными халифатами. Со времен Харуна ар-Рашида (786–809) ханафитский мазхаб был мазхабом аббасидских халифов, газневидов, также государств сельджуков, а позже и османов. Сегодня при вынесении фетв, решений в шариатских судах Египта, Сирии, Иордании, Ирака, Ливана и других стран применяется ханафитский мазхаб.

Несомненно, четыре имама достойны только уважения и похвал с нашей стороны. Их нужно поминать только добрым словом, как и других ученых эпохи праведных предшественников. Кто отзывается о них плохо, тот сходит с прямого пути, как это показано в Коране и Сунне, в словах больших ученых нашей уммы.

Однако, несмотря на все это, в последнее время появились факты, даже целое движение клеветы и хулы на имамов уммы. Особенно широкий размах приобрели попытки дискредитировать имама Абу Ханифу, очернить его имя, оклеветать его, унизить его авторитет. Выдуманные, сомнительные сведения, касающиеся имана, религии, фикха Абу Ханифы, были изданы и бесплатно распространены большими тиражами. Они продолжают распространяться. И это неудивительно, ведь более половины уммы, 8/10 исламских земель орошаются именно его знаниями. Многие мечтали и мечтают, чтобы этот родник мудрости иссяк.

Имам Абу Ханифа первым делом отделил риваяты, полученные от тех, кто достоин доверия, и отбросил тех, кто слаб в передаче. Он крепко придерживался хадисов и фикха, был усерден в поклонении, таким образом, превратившись в великого имама. Везде нашлись те, кто последовал за ним, кто обращался к его знаниям. Абу Ханифа был одним из первых, кто применил методы джарх и тадил (признание передатчика ненадежным и надежным соответственно). Сообщается, что Абу Ханифа сказал: «Я не видел никого более ненадежного, чем Джабир ал-Джуфи, и никого, более лучшего, чем Ата». Авторитет Абу Ханифы в этой области признан выдающимися имамами, мухаддисами, такими как Абу Дауд, Тирмизи, Хаким, Байхаки, Ибн Абдалбарр и другими. В то же время, некоторые наши современники, называющие себя мухаддисами (например, Насир ал-Албани), ошиблись и сошли с прямого пути. Они, не обращая внимания на мнение вышеуказанных великих алимов, усомнились в надежности Абу Ханифы, обвинили его в неаккуратном заучивании, в неточностях.

Ибн Хаджар приводит в «Тахзиб ат-тахзиб» слова Яхья б. Маина: «Абу Ханифа был надежным, он передавал только те хадисы, которые помнил наизусть, а те, которые не помнил, он не рассказывал», и слова Ибн Дауда ал-Хурайби: «По отношению к Абу Ханифе люди либо невежды, либо завистники». Ибн Абдалбарр сказал в «Джами баян ал-илм»: «Ахл ал-хадис переусердствовали в оскорблении Абу Ханифы, в этом они преступили границы». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Недуг предыдущих народов настиг и вас — зависть и вражда». Ибн Абдалбарр цитирует в «ал-Интика» слова ал-Фадла б. Мусы про тех, кто оскорбляет Абу Ханифу: «Абу Ханифа обладал и знанием, которое доступно их пониманию, и знанием, на которое им не хватит ума, он не оставил им места, поэтому они завидуют ему».

Имам аз-Захаби пишет в «Сияр алам ан-нубала» в биографии Хаммада б. Абу Сулаймана: «Самые лучшие факихи Куфы — Али и Ибн Масуд, самый лучший факих из их учеников — Алкама, из его учеников — Ибрахим ан-Нахаи, из его учеников — Хаммад, из его учеников — Абу Ханифа, из его учеников — Абу Юсуф, его ученики разошлись по миру, лучший из них — Мухаммад б. ал-Хасан, лучший факих из учеников Мухаммада — Абу Абдаллах аш-Шафии».

Если изучить мазхаб Абу Ханифы, то мы увидим, что он наиболее крепкий, жесткий в религиозном плане. Этого не понимают только его фанатичные противники, те, кто отрицает имамов, следующих прямым путем и ведущих за собой.

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Лучшие из вас — мои современники, затем — те, которые придут вслед за ними, затем — те, которые придут вслед за ними, после этого распространится ложь». Таким образом, Абу Ханифа — один из живших в благословенное время, а его хулители — дети той эпохи, когда распространится ложь.

Пророк (саллялаху аляйхи ва саллям) сказал: «Моя умма не объединится вокруг заблуждения, если увидите разногласия — следуйте за большинством». Как бы то ни было, Аллах пожелал, чтобы этим большинством были ахл ал-фикх, а не ахл ал-хадис. Также он пожелал, чтобы среди мазхабов большинством были ханафиты.

Рафик-хазрат Миниахметов

Добавить комментарий