26.04.2024

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Знай, что все дела находятся только лишь во власти Всевышнего Аллаха, а все люди являются только телами и образами, которыми Он движет так, как захочет. Осознавший эту истину, не будет гневаться на человека за то, что тот нанёс ему какой-то вред, ибо знает, что истинным Творцом всего сущего является Всевышний Аллах и никто более.

Полюс праведников (кутб), шейх Абдульвахаб аш-Шаарани (да будет свята его душа) в книге «Аль-Минан аль-кубра» пишет:

«Всевышний Аллах наделил меня благом – я спешу искать оправдание навредившему мне человеку, не обвиняя его и не отвечая подобным злом. Потому как я знаю, что никто не смог бы навредить мне ни словом, ни делом, если бы на то не было воли Всевышнего Аллаха и если бы я не впал в соответствующий этому вреду грех. То есть моё внимание концентрируется на божественной воле, предопределении Всевышнего, а не на желаниях людей. Имеющий такой взгляд на происходящее, никогда не будет огорчаться и гневаться на того, кто нанёс ему вред. Ибо предопределение Всевышнего Аллаха не может вызвать гнев.

Что же касается отсутствия даже чувства досады по отношению к людям, совершившим зло, то это осознание того, что всё: и движение, и покой – находится под божественной волей. То есть люди, причиняющие зло, подобны кнуту, которым один бьёт другого. Разумный же человек не отнесёт это битье к кнуту, а осознает, что битьё совершает тот, кто бьёт им. А что касается отсутствия гнева на предопределение Всевышнего Аллаха, то это от убеждения в том, что происходящее является решением Аллаха Всезнающего и Милостивого к Своим рабам больше, чем родная мать к детям».

Из этого становится ясно, что ненависть к человеку, совершившему какое-либо зло может испытывать лишь тот, кто убеждён что все действия совершаются людьми. Вы только подумайте, как у раба, впавшего в грех и опороченного в глазах людей, будет разрываться сердце от печали и сожаления о содеянном грехе. А если же он будет уверен в том, что ещё до его рождения Всевышним Аллахом было предрешено ему это дело, то облегчится для него боль в сердце. Также преуспеет и осознавший, что в обоих мирах есть только один Вершитель – Превеликий Аллах.

Такой человек будет наслаждаться всем, что происходит с ним. Это подобно положению ангелов (забанийя) Ада в Судный день. Ведь когда со всех грешников снимут покрывала и обнародуют их, то никто из них не будет относить какое-либо деяние к ангелам Ада и не будет винить их в чём-либо. Так и в этой жизни не относят деяние к кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха. И увидит раб Аллаха ангелов, исполняющими то, что им велено. Праведник же видит всех, кто его притеснил в этой жизни, действующими по предопределению Всевышнего. То есть такой раб Аллаха никогда не припишет людям насилие, за исключением таклифа, исполнения велений и запретов, предписанных Всевышним.

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) также сказал: «Одним из благ, которым наделил меня Всевышний Аллах является то, что я не утомляю свое сердце, измышляя хитрости против тех, кто причинил мне зло словом или делом, как поступают многие люди. Некоторые даже не спят по ночам, пытаясь придумать хоть какую-либо хитрость, чтобы отомстить своему врагу».

О, мусульмане, для вас не будет секретом то, что самое плохое деяние, которое может совершить учёный или праведник, – это ответное зло, а также разглашение чьих-либо недостатков, не говоря уже о ложном свидетельствовании или клевете. Воистину, Всевышний Аллах видит недостатки Своих рабов, но скрывает их. Всемогущий любит Своих рабов, которые поступают также, то есть скрывают недостатки других. Наряду с сокрытием недостатков, этической нормой является и снисходительность по отношению к поступкам неприятеля, а также обращение с мольбой о прощении его к Всевышнему Аллаху.

Али аль-Хаввас (да будет свята его душа) говорил: «Когда кто-либо тебе навредил или унизил перед людьми, считай, что это тебе напоминание от Всевышнего о том, чтобы ты подумал о своих грехах. Начни искренне каяться и сожалеть о своих упущениях, ослушаниях. Остерегайся думать о недостатках того, кто тебя унизил».

Знайте, о мусульмане, если бы вы не отдалились от Всемогущего Господа, Он не направил бы на вас никого. Потому что тому, кто приближен к Всевышнему Аллаху и знает, что Он видит его, – никто из джиннов и людей не сможет навредить.

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) также пишет: «Из благ, которыми Всевышний Аллах наделил меня, является то, что если меня кто-нибудь притеснит, то я не осуждая предопределения Всевышнего Аллаха, в этом виню только себя». Из этого ясно, что ни один тиран не притеснит нас, кроме как из-за наших грехов. И это, по сути, является воздаянием за наши поступки, а не притеснением.

Если бы утончились завесы наших сердец, то мы увидели бы положение притеснителей в этом мире точно таким же, что и положение ангелов, которые мучают обитателей Ада. Однако не обойтись без упоминания факта насилия в отношении тех, кто притеснил нас на этом свете, ибо, согласно таклифу, притеснение недопустимо. А в вечной жизни, где не существует таклифа, отнести деяния к ангелам Ада невозможно.

Кто не желает бед и не хочет быть притесненным, пусть закрывает врата, через которые поступает плохое воздаяние. Это достигается путем отказа от всех греховных поступков*.

Ученые-богословы сказали: «Когда разумный человек захочет очистить колодец от затхлой воды, вначале он должен закрыть желоб, по которому поступает вода. В противном случае из желоба будет течь то же самое количество грязной воды. Поэтому тому, кто жалуется, что его притесняют, нет лучшего лекарства, чем частая мольба о прощении (тавба). И тому, кто вызвал гнев своего Господа, нет лучшего лекарства, чем мольба о прощении».

Из указанного становится ясно, что слова грешника: «Я тут причём, это было предопределено для меня до моего рождения», – проявление неучтивости по отношению к Всевышнему Аллаху. Ибо в этих словах есть нежелание признавать свою вину в ослушании, ища оправдание для своего нафса.

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) сказал: «Благом Всевышнего Аллаха для меня является то, что я не противодействую тому, кто навредил мне, и не унижаю того, кто унизил меня. Попав в такую ситуацию, я начинаю отчитывать свой нафс и прошу прощения у Создателя. Я занимаю себя Всемогущим Аллахом, осознаю, что нахожусь перед Всевышним и Он видит всё, что со мной творят Его рабы. Кто смотрит на происходящее таким образом, тот сможет терпеливо перенести зло всех джиннов и людей. Также я знаю, что Всевышний Аллах никогда не даёт власти людям для нанесения вреда человеку, чье сердце сосредоточено на Нем. Творец направляет на раба кого-то, кто причинит ему вред, лишь тогда, когда тот предает Всевышнего забвению».

Поэтому ученые-богословы отмечали: «Когда люди станут тебе вредить, обратись к их Господу – Аллаху. Поистине, в Его власти узды их дел. Не пытайся противостоять им, а то утомишься и вызовешь еще большее зло к себе».

* Иногда раба постигают беды в качестве наказания за совершенные им проступки и грехи. Иной раз испытания ниспосылаются для искупления и очищения его дурных деяний, а иногда — для возвышения его степени перед Богом, пока он не приблизится к уровням и духовным состояниям особо почитаемых пяти пророков. Признаком того, что испытания являются для него наказанием, является отсутствие у него терпения к этим бедам. Признаком того что эти бедствия предназначены для искупления грехов, является наличие терпения без жалобы и выявления беспокойства перед друзьями и соседями. А признаком того, что это для возвышения степени приближения к Аллаху, является довольство и спокойствие души.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *