22.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

О ДОСТОИНСТВЕ ЗИКРА (УПОМИНАНИЯ АЛЛАhА)

Примечание
Знай, что, согласно словам имамов явных знаний, поминать Аллаха, произнося «Ля иляха илля-ллах», в целом лучше, чем просто произнося слово «Аллах». А по мнению ученых, обладающих тайными божественными знаниями, предпочтительность поминания тем или иным методом отличается в зависимости от состояния мюридов.
Для начинающего мюрида, обремененного желаниями, страстями и своим эго (нафс), важно постоянно повторять выражение «Ля иляха илля-ллах», пока он не дойдет до султан-зикра и не почувствует божественное притяжение и возвышение в степени.
Когда им овладевает это притяжение, то он избавится от своих страстей, желаний и всех повелений эго, после чего он не замечает других и начинает думать только об Аллахе и видеть только Его [Величие], будучи растворенным в Сущности Единого Вечного Аллаха. И тогда ему лучше оставить поминание посредством выражения «Ля иляха илля-ллах» и вступить в поминание только имени «Аллах», потому что в нем совершенство наслаждения, вечные радости, счастье, предел желаний и любви.

Существует подобное мнение и о поминании языком и сердцем вместе или только сердцем. Согласно словам алимов явных знаний, словесное и сердечное поминание вместе является самым лучшим поминанием. А по мнению суфиев, в нем есть тонкости, которые можно понять из предыдущего, если быть внимательным и сообразительным. Что касается утверждения некоторых, что за поминание сердцем, а также за поминание языком так тихо, что поминающий не слышит сам, не бывает вознаграждения, то это следует понимать так, что воздаяние за него не получают, как за специальное словесное поминание. За поминание сердцем, совершенное с размышлением над его смыслом и погружением в него, несомненно, человек получит большое вознаграждение. Это подтверждает и хадис, который привел аль-Байхаки: «За поминание сердцем, которое не слышат ангелы, записывающие наши деяния, воздается в 70 раз больше, чем за поминание, которое они слышат (т.е. за словесное поминание)». Так написано в книге «Фатав-иль-хадисият» Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (да смилуется над ним Аллах!).
Шейх Маммадибир из селения Рочи в своей книге «Изхар-уль-хакк» в комментарии к книге Ибн Хаджара «Мишкат» пишет: «Утверждение того, что за отдельное поминание сердцем нет вознаграждения, означает, что за это не получают вознаграждение, которое получают за специальный упомянутый в шариате словесный зикр. Это не отрицает получение вознаграждения, как за размышление об Аллахе, видение во всем Его следов».
Так же и Ибн Хаджар в книге «аль-Фатави» пишет: «Те, кто отрицает получение вознаграждения за сердечный зикр, имеют в виду вознаграждение, получаемое за слова поминания, а те же, кто
подтверждает получение вознаграждения, имеют в виду вознаграждение за то, что в сердце у них присутствует хузур, как мы и упомянули выше. Подумай об этом хорошо, это очень важно».

Существует подобное мнение и о поминании языком и сердцем вместе или только сердцем. Согласно словам алимов явных знаний, словесное и сердечное поминание вместе является самым лучшим
поминанием. А по мнению суфиев, в нем есть тонкости, которые можно понять из предыдущего, если быть внимательным и сообразительным. Что касается утверждения некоторых, что за поминание сердцем, а также за поминание языком так тихо, что поминающий не слышит сам, не бывает вознаграждения, то это следует понимать так, что воздаяние за него не получают, как за специальное словесное поминание. За поминание сердцем, совершенное с размышлением над его смыслом и погружением в него, несомненно, человек получит большое вознаграждение. Это подтверждает и хадис, который привел аль-Байхаки: «За поминание сердцем, которое не слышат ангелы, записывающие наши деяния, воздается в 70 раз больше, чем за поминание, которое они слышат (т.е. за словесное поминание)». Так написано в книге «Фатав-иль-хадисият» Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (да смилуется над ним Аллах!).
Шейх Маммадибир из селения Рочи в своей книге «Изхар-уль-хакк» в комментарии к книге Ибн Хаджара «Мишкат» пишет: «Утверждение того, что за отдельное поминание сердцем нет вознаграждения, означает, что за это не получают вознаграждение, которое получают за специальный упомянутый в шариате словесный зикр. Это не отрицает получение вознаграждения, как за размышление об Аллахе, видение во всем Его следов».
Так же и Ибн Хаджар в книге «аль-Фатави» пишет: «Те, кто отрицает получение вознаграждения за сердечный зикр, имеют в виду вознаграждение, получаемое за слова поминания, а те же, кто
подтверждает получение вознаграждения, имеют в виду вознаграждение за то, что в сердце у них присутствует хузур, как мы и упомянули выше. Подумай об этом хорошо, это очень важно».

Выводы

Разногласия существуют относительно получения вознаграждения за поминания сердцем, таких как тасбих («Субханаллах»), тахлиль («Ля иляха илля ллах») и других, которые по шариату считаются
богослужением только за их произношение. Здесь вовсе речь не идет о сердечном зикре. А что касается сердечного зикра, известного среди суфиев, то его не сравнить с ними в отношении вознаграждения (т.е. за поминание сердцем воздается намного больше). Читайте в книге «Шарх-уль-Муслим».
Вместе с этим нет места разногласию среди тех, кто почувствовал сущность поминания сердцем. Поистине, это истинный зикр, слышимый изнутри (сердца), как это известно шейхам Накшбандийского тариката (пусть очистит Аллах их души от обращения внимания на что-либо, кроме Аллаха! Аминь).
Шейх Мухаммад Ас‘ад, автор книги «Задах» в своей книге «Нур-уль-хидаят ва ‘ирфани фи сирри рабитати ва таваджухи ва хатму Хаваджакан» сказал следующее: «В книге имама ан-Навави (да очистит Аллах его душу!) «аль-Азкар» утверждается: «Зикр совершают сердцем и языком. Самое ценное – это поминание языком и сердцем одновременно. Если хотите выбрать один из них, то поминание сердцем лучше».

Крупнейший алим Махмуд аль-Илваси из Багдада в своей книге «Файз-уль-варид» в толковании элегии нашего господина Халида аль-Багдади привел цитату, имеющую следующий смысл: «Сердце – это место веры, источник богопознания и место, куда нисходит божественное сияние и Его тайны. Как же быть иначе, когда Аллах определил сердце для веры, боязни, поминания, спасения, раскаяния. Поэтому его следует очищать, увеличивая поминание и освобождая его от постороннего, постоянно выполняя поминание сердцем или языком. Что касается поминания языком, то от него мало эффекта, и в большинстве случаев он не спасает от бед. Если ты поразмыслишь, то поймешь, что поминание языком почти бесполезно, и этим не приблизишься к Аллаху. Что же касается слов имама ан-Навави: «Если остановиться на одном из них, то поминание сердцем ценнее», — это является не сравнением, а подтверждением этого. Подобных примеров в Коране много.
Да, одновременное поминание языком и сердцем ценнее, чем одним сердцем, ибо вознаграждение зависит от степени усердия и усилий, и это так, если есть уверенность, что не впадешь в рия (показуха) или сум‘а (слава и известность). Все же начинающий мюрид не сможет совмещать оба вида поминания, и ему, бесспорно, лучше остановится на сердечном. Когда сердце заполняется, зикр переходит на язык и на остальные органы и составные части. Обрати на это внимание.
Это все уточнено и установлено, и это подтверждают слова многих алимов. Пойми и будь внимателен. Об этом я подробно написал в книге «Танбих-ус-саликин», если кто-либо желает большего, пусть
обратится к ней.

Еще одна польза

Каждому, кто постоянно занят вирдами, не следует оставлять их без крайней необходимости, ибо сказано, что оставляющий вирд проклят, поскольку он отвернулся от Аллаха, а от подобного человека отворачивается и Аллах. Так сказано в книге «Силсилят Хаваджакан».
Аль-Газали в книге «Ихья’» пишет: «Кому дан вирд, но он не может выполнить его по какой-то причине, тому не следует давать поблажки своему нафсу, оправдывая его, он должен возместить его в другое время, чтобы душа не ленилась и не привыкла к комфорту. Заставлять нафс восполнить упущенное очень хорошее средство в борьбе с ним с целью его воспитания. В хадисе Пророка (аляйхи-ссаляту ва ссаллям) говорится: «Самое любимое деяние перед Аллахом – это постоянно совершаемое деяние, даже если оно незначительно». При этом необходимо стараться, чтобы его выполнение не надоедало и совершалось постоянно. ‘Айша (разия Ллаху ‘анхума) передала хадис Пророка (аляйхи-ссаляту ва ссаллям): «На того, кто совершал богослужение, а затем оставил его из-за того, что оно ему надоело, Аллах будет гневаться. Остерегайтесь же этого. Если бы не гнев и отдаление от Аллаха, ему бы не надоело
богослужение».

Примечание

Автор книги «Музакки нуфус» (да освятит Аллах его душу!) сказал: «Нарушение покаяния и ненависть к людям тариката после раскаяния равносильны бегству при нападении врага в священной войне. Отрицание же шейхов после приближения к ним подобно переходу на сторону неверных. Повторное раскаяние перед шейхом
подобно возвращению лицемеров в ислам». Тому, кто сядет с правоверными людьми с убежденностью, что они авлия’, Аллах запишет вознаграждение как за совершение хаджа и участие в
священной войне.
В книге «Табакат» Ша‘рани в биографии Абу Абдуллаха, Мухаммад ибн Ханиф пишет следующее: «Он сказал, что видел во сне Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) обращающегося к нему со словами: «Того, кто узнал путь к Аллаху, встал на него, а потом сошел с него, Аллах накажет таким наказанием, каким не наказывает никого из людей».

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *