29.05.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
К ЧЕМУ НАС ПРИЗЫВАЮТ СУФИИ?

Вся хвала Всевышнему Аллаhу, салават и салям Пророку Мухаммаду (салляллаhу’аляйхи ва саллям), его семье, сподвижникам и всем, кто последует по их праведному пути до наступления Судного дня.
Далее. В последнее время ужесточились нападки на суфиев со стороны тех мусульман, которые считают себя приверженцами истинного пути. Они выводят суфизм за рамки Ислама и считают его учением, привнесенным в Ислам извне. Так, одни из них утверждают, что истоки суфизма в древнегреческой философии, другие выводят его из христианского монашества, третьи – из языческих верований индусов, четвертые утверждают, что суфизм – это путь дьявола, пятые – что это учение, которое внедрили в Ислам иудеи с целью посеять смуту среди его приверженцев.
Такое мнение о суфизме среди мусульман возникло сравнительно недавно, и оно совпадает с мнением западноевропейских, то есть немусульманских авторов, а не с мнением мусульманских алимов, общепризнанных великих имамов. Мусульманская умма в течение более чем 1200 лет не сомневалась в том, что суфизм – это путь внутри Ислама. Ни один из общепризнанных имамов, великих алимов никогда не подвергал суфизм такой жестокой критике, как это делают некоторые мусульмане ныне. Ни имамы-основатели четырех мазхабов, ни алимы, следовавшие за ними, ни алимы по толкованию Кур`ана, ни алимы-Хадисоведы никогда не высказывались о суфизме с такой непримиримостью. Более того, почти все из них, за редким исключением, считали, что суфизм подобен душе Ислама, сердцу Ислама.
А вот, мнение европейских, немусульманских авторов, мнение атеистов о суфизме почему-то почти полностью совпадает с мнением нынешних мусульман, критикующих суфизм.
Например, в «Исламском энциклопедическом словаре», подготовленном Академией наук СССР и изданном в 1991 году, написано: «Западноевропейские ученые вплоть до начала ХХ в. склонялись к мысли о том, что слово «ат-тасаввуф» происходит от греческого «софия» – «мудрость».
…Вероятно, еще до Ислама суфиями в Сирии и Северной Аравии называли странствующих христианских монахов и анахоретов, принадлежащих к различным сектам.
…Среди причин возникновения и развития аскетико-мистических тенденций в Исламе можно назвать… влияние других религиозных систем, и в первую очередь христианства.
…В Индии на суфийскую идеологию наложили отпечаток положения буддизма и индуизма (ХIV-ХVI вв.)».
Очевидно, что советские исламоведы, которые получили образование в строгих рамках атеистической идеологии и исполняли соответствующий заказ такого атеистического государства, как СССР, не ставили и не могли ставить задачу выявить истинную суть религии, истинную суть суфизма. Наоборот, они стремились очернить, опорочить религию или, по меньшей мере, посеять сомнения в сердцах верующих.
Разве не удивительно, что мнение о суфизме, возникшее в последнее время, среди некоторых мусульман, почти совпадает с написанным в этой книге? В то же время, как мы уже сказали, это мнение в корне противоречит убеждению общепризнанных, известных алимов в 14-вековой истории Ислама, которые утверждали, что суфизм – это учение, основанное на Кур`ане и Сунне, выражающее суть Ислама и призванное совершенствовать человека ради приближения к Всевышнему Аллаhу и Его познания.

Приведем некоторые высказывания известных алимов о суфизме.
Живший в 6-м веке по хиджре, то есть около 800 лет назад великий алим ‘Иззу бну ‘Абду-Ссалам, которого ученые мусульманской уммы прозвали Султаном алимов, сказал: «Суфии восседают на прочном фундаменте Шариата, на фундаменте, который не рушится ни на этом, ни на том свете. Остальные же восседают на изображениях Шариата». («Аль-Мавсу‘ату аль-юсуфийя». Стр. 60).
Всемирно известный историк, алим, живший 600 лет назад, имам Ибн Халдун в своей книге «Аль-Мукаддимат» пишет: «Наука о тасаввуфе – это наука, возникшая в Исламе… Эта наука была распространена среди сподвижников Пророка ? и их последователей (т.е. среди салафунов) повсеместно». («Аль-Мукаддимат». Стр. 328).
Великий имам аль-Газали, получивший высочайшее научное звание «Худжатуль-Ислам» (Довод Ислама) и живший более 900 лет назад, в своей книге «Аль-Мункиз мина-ддаляль» пишет: «Путь суфиев – это самый верный путь, и нравы их самые чистые. Если сложить воедино интеллект всех мыслителей, мудрость всех мудрецов и знания всех ученых, и тогда им не найти лучшего пути, чем путь суфиев, ибо суфии все обретают из света, исходящего из ниши пророчества». («Аль-Мункиз мина-ддаляль». Стр. 145).
Имам аш-Шафи‘и (да будет доволен им Аллаh!) сказал: «В этом мире я возлюбил три качества: несовершение чего-либо для видимости, дружбу с людьми, основанную на кротком нраве, и следование по пути суфиев». Так пишет известный имам ‘Аджлувани, живший около 400 лет назад, в своей книге «Кашфуль хафа» (том 1, стр. 341). И в книге «Диван аш-Шафи‘и» написано: «Будь и алимом, и суфием одновременно». (См. на стр. 25). Имам аш-Шафи‘и жил во втором веке хиджры, он умер 1223 года назад.
Имам Малик, который был современником имама аш-Шафи‘и, сказал: «Кто старается обрести знания по Шариату и пренебрегает тасаввуфом, тот становится фасиком (нечестивцем)». Так пишет известный имам Малла ‘Али Кари’аль-Макки. Ибрахим бину ‘Абдиллах аль-‘Алани пишет, что имам Ахмад бин Ханбал сказал: «Я не знаю людей лучших, чем суфии». Один из ученых сказал, что суфии – это совестливые люди, которых охватывают разные духовные состояния (хал).
Имам Ахмад сказал: «Пусть они блаженствуют перед Аллаhом в течение некоторого времени». («Гизауль альбаб».Том 1, стр.120).
Са‘ид Хава в своей книге «Джундуллах» пишет, что имам Абу Ханифа находился в кругу таких суфиев, как ‘Абдуллах бин Мубарак, Фузайль бин ‘Ияз, Давуд Тай.
Так же отзывались о суфизме и другие известные и общепризнанные исламские ученые, такие как имам ан-Навави, Джалалуддин ас-Суюти, Ибн аль-Хуман, Ибн аль-Куддаммат аль-Ханбали, Хайруддин аль-Ванли ибн ‘Абиддин, Таджуддин ас-Субуки, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ‘Абдуль-Ваххаб аш-Ша‘рани, Фахруддин ар-Рази, имам Шатиби, имам Кушайри, аш-Шариф аль-Джурджани, аль-Мутавали, аш-Ша‘рави, Са‘дудин ат-Тафтазани, Абу аль-Хасан ан-Наддави, Абу ‘Али Мавдуди, ‘Абдуль-Кахир аль-Багдади, Мусастафа Буга, Юсуф аль-Кардави и другие.
Такого же мнения о суфизме придерживаются и известные мусульманские ученые нашего времени.
Всемирно известный ученый, корифей науки Хадисоведения ас-Саййид Мухаммад аль-‘Алави аль-Малики (да смилуется над ним Аллаh!), отвечая на вопрос, существовал ли суфизм во времена Пророка(с.а.в.), ответил, что суфизм – это путь Ислама, известный со времен Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Название «суфизм», как и названия других исламских наук, во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) не употреблялось, но само учение, как и другие исламские науки, и во времена Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), и во времена его сподвижников, и в последующие времена существовало. Причем Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и его сподвижники занимали высшие ступени в суфизме, и они являются идеалами для суфиев.
Другой всемирно известный современный мусульманский ученый из Сирии Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути тоже пишет в своей книге «Фикху-ссират»: «Все мусульмане признают необходимость трудиться над усовершенствованием состояний сердца. Подавляющее большинство мусульманских ученых науку о методах усовершенствования сердца называют тасаввуфом, то есть суфизмом, некоторые ее называют ихсаном, а некоторые – сулуком». («Фикх-ху-ссират» Стр. 94). В своей книге «Хаза валиди» Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути также пишет: «Истинный тасаввуф не может иметь другой источник, кроме Кур`ана и Хадисов».
(См. на стр. 106 указанной книги). В книге «Ас-Салафият» он также пишет: «Истинный тасаввуф – это суть Ислама, его сердцевина». (См. на стр. 117 названной книги).
Ярким свидетельством того, что суфизм – это исламский путь, является и то, что все известные, великие суфии призывали и призывают к строгому следованию Кур`ану и Хадисам, к очищению Шариата от ереси.
Продолжение следует, инша Аллаh!
Проповедь Алима-шахида Курамухаммада-хаджи Рамазанова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *