26.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
О ПРИЕМЕ ПИЩИ И ЭТИКЕ РАЗГОВОРА С ШЕЙХОМ

После приема пищи, прежде чем лечь спать, дай пище перевариться с помощью совершения намазов и поминания (зикра). В Хадисе говорится, что если лечь спать сразу после приема пищи, то сердце черствеет. Самое малое – это совершение четырехракаатного намаза или зикра в 100 тасбиха (Субх1аналлаh), или же чтение одного джуза Кур`ана. Так сказано в книге «Ихья’» имама аль-Газали.
Наш шейх Абдуррахман-хаджи (да будет свята его душа!) сказал: «Если я произнесу «Ля иляха илляллах» с задержкой дыхания (хабс-ун-нафас) 30 раз, то в моем желудке переварится вся пища, даже если он будет полным». Я слышал, как один его мюрид передавал следующие слова Абдуррахмана-хаджи (да будет свята его душа!): «Я могу переваривать всю пищу с помощью зикра, кроме сушеного мяса и размолотого кунжута(урбеч)». В книге «Фатави» Ибн Хаджара на стр. 122 сказано: «Его спросили (да одарит нас Аллаh пользой от его знаний!) о смысле слов Наджмуддина аль-Кубра: «Зикр размельчает запретные куски пищи». Он ответил, что это относится к малому количеству недозволенной пищи, которую в наше время употребляет человек, когда запретным полон весь мир. Употреблять это ему разрешается шариатом.
В действительности, Ибн Абду Салям сказал: «Если запретное распространится повсюду, то мусульманину дозволено есть необходимый минимум, подобно тому, как разрешено употреблять мертвечину ради спасения жизни в безысходных ситуациях». По этому поводу сказано: «Если весь мир станет кровью, то мусульманину будет разрешено питаться ею, но, несмотря на то, что это будет разрешено шариатом, она (кровь) все равно будет омрачать душу (сердце)». А зикр освещает сердце, удаляя тот мрак, подобно лекарству выводит из организма вредное, образовавшееся в результате приема недоброкачественной пищи. Поистине, благие деяния удаляют плохие. Нет никакого сомнения, что большое количество разрешенной пищи омрачает душу так же, как и малое количество запретной. Поэтому необходимо, чтобы мы переваривали пищу до того, как она воздействует на наше сердце. Аллаh поможет». Читайте в книгах «аль-Минан» и «Минхадж-уль-‘абидин».
Остерегайся смеха и гнева – они оба гасят свет сердца, умерщвляя его. Не делай того, от чего нет пользы ни для этого и ни для того миров. Не губи свою драгоценную жизнь. Цени каждое свое дыхание, будучи усердным в зикре и хузуре, ибо оно невозвратно. Усердствуй в служении Всевышнему так, как будто ты умрешь сейчас.

Адаб при разговоре с шейхом

Разговор с устазом начинай только с его позволения, тихим голосом, избегая недозволенных речей (неприятных слов). Следи за тем, чтобы не было расхождений в мыслях и речи. Не возражай такими словами, как «почему», «нет». Подтверждай все, что скажет муршид, и не возражай ему. Говори с ним только о своем духовном состоянии и о непонятных тебе вещах, иначе прекратится файз, исходящий от шейха.
Находясь рядом с муршидом, не смейся громко, ибо это самое худшее для тебя. Если тебе приснился сон или ты стал свидетелем кашфу, расскажи ему об этом, но не проси раскрывать смысл сна и сам не занимайся его толкованием для устаза. Никогда не спрашивай его о тайном. Не требуй от него чуда (карамата), ведь способность совершать чудеса не является для вали условием приближения к Аллаhу. Караматами обладают те, кто в душе отрекся от мирского и любит Всевышнего Аллаhа. Познавшие Аллаhа, говоря о караматах, отмечают, что они подобны менструации у мужчин.
Во всем спрашивай разрешения и совета муршида. То, что будет совершено с его позволения, будет нести в себе благодать, поэтому для того, чтобы стать ее обладателем, делай все с его разрешения.
Шейх аш-Шабланджи (да смилуется над ним Аллаh!) в своей книге «Нур-уль-абсар», где рассказывается о достоинствах кутба Ибрахима ад-Дусуки аль-Курайши аль-Хашими (да смилуется над ним Аллаh!), сказал следующее: «Из его изречений так же, как из книги «Табакат аш-Ша‘рани» явствует: мюриду абсолютно не следует разговаривать в присутствии своего шейха без его позволения. А если же шейх не рядом, то проси разрешения сердцем до тех пор, пока не дойдешь до степени прошения разрешения сердцем у Аллаhа.
Поистине, шейх воспитывает мюрида, когда видит, что тот соблюдает все эти предосторожности, с помощью изящного, прекрасного напитка, давая ему испить его из «воспитывающей воды». И он контролирует этого мюрида своим моральным духом. О, какое великое счастье тому, кто прекрасно соблюдает адаб по отношению к воспитателю (шейху), и какая великая беда для того, кто ведет себя неприлично» (стр. 214).
Не пытайся скрыть что-либо от духовного наставника, что бы это ни было – слово, твое духовное состояние или материальное положение. Проси разрешения у шейха перед дорогой и по возвращении. Если он придет к тебе, то, провожая его, иди за ним до тех пор, пока он не скажет: «Возвращайся». Уходя, поцелуй его руку, стой, пока он не скроется, стараясь, таким образом, получить от него файз.
Одним словом, всегда возвеличивай шейха так, как возвеличивают царей их придворные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *