Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
О ПРИЕМЕ ПИЩИ И ЭТИКЕ РАЗГОВОРА С ШЕЙХОМ
После приема пищи, прежде чем лечь спать, дай пище перевариться с помощью совершения намазов и поминания (зикра). В Хадисе говорится, что если лечь спать сразу после приема пищи, то сердце черствеет. Самое малое – это совершение четырехракаатного намаза или зикра в 100 тасбиха (Субх1аналлаh), или же чтение одного джуза Кур`ана. Так сказано в книге «Ихья’» имама аль-Газали.
Наш шейх Абдуррахман-хаджи (да будет свята его душа!) сказал: «Если я произнесу «Ля иляха илляллах» с задержкой дыхания (хабс-ун-нафас) 30 раз, то в моем желудке переварится вся пища, даже если он будет полным». Я слышал, как один его мюрид передавал следующие слова Абдуррахмана-хаджи (да будет свята его душа!): «Я могу переваривать всю пищу с помощью зикра, кроме сушеного мяса и размолотого кунжута(урбеч)». В книге «Фатави» Ибн Хаджара на стр. 122 сказано: «Его спросили (да одарит нас Аллаh пользой от его знаний!) о смысле слов Наджмуддина аль-Кубра: «Зикр размельчает запретные куски пищи». Он ответил, что это относится к малому количеству недозволенной пищи, которую в наше время употребляет человек, когда запретным полон весь мир. Употреблять это ему разрешается шариатом.
В действительности, Ибн Абду Салям сказал: «Если запретное распространится повсюду, то мусульманину дозволено есть необходимый минимум, подобно тому, как разрешено употреблять мертвечину ради спасения жизни в безысходных ситуациях». По этому поводу сказано: «Если весь мир станет кровью, то мусульманину будет разрешено питаться ею, но, несмотря на то, что это будет разрешено шариатом, она (кровь) все равно будет омрачать душу (сердце)». А зикр освещает сердце, удаляя тот мрак, подобно лекарству выводит из организма вредное, образовавшееся в результате приема недоброкачественной пищи. Поистине, благие деяния удаляют плохие. Нет никакого сомнения, что большое количество разрешенной пищи омрачает душу так же, как и малое количество запретной. Поэтому необходимо, чтобы мы переваривали пищу до того, как она воздействует на наше сердце. Аллаh поможет». Читайте в книгах «аль-Минан» и «Минхадж-уль-‘абидин».
Остерегайся смеха и гнева – они оба гасят свет сердца, умерщвляя его. Не делай того, от чего нет пользы ни для этого и ни для того миров. Не губи свою драгоценную жизнь. Цени каждое свое дыхание, будучи усердным в зикре и хузуре, ибо оно невозвратно. Усердствуй в служении Всевышнему так, как будто ты умрешь сейчас.
Адаб при разговоре с шейхом
Разговор с устазом начинай только с его позволения, тихим голосом, избегая недозволенных речей (неприятных слов). Следи за тем, чтобы не было расхождений в мыслях и речи. Не возражай такими словами, как «почему», «нет». Подтверждай все, что скажет муршид, и не возражай ему. Говори с ним только о своем духовном состоянии и о непонятных тебе вещах, иначе прекратится файз, исходящий от шейха.
Находясь рядом с муршидом, не смейся громко, ибо это самое худшее для тебя. Если тебе приснился сон или ты стал свидетелем кашфу, расскажи ему об этом, но не проси раскрывать смысл сна и сам не занимайся его толкованием для устаза. Никогда не спрашивай его о тайном. Не требуй от него чуда (карамата), ведь способность совершать чудеса не является для вали условием приближения к Аллаhу. Караматами обладают те, кто в душе отрекся от мирского и любит Всевышнего Аллаhа. Познавшие Аллаhа, говоря о караматах, отмечают, что они подобны менструации у мужчин.
Во всем спрашивай разрешения и совета муршида. То, что будет совершено с его позволения, будет нести в себе благодать, поэтому для того, чтобы стать ее обладателем, делай все с его разрешения.
Шейх аш-Шабланджи (да смилуется над ним Аллаh!) в своей книге «Нур-уль-абсар», где рассказывается о достоинствах кутба Ибрахима ад-Дусуки аль-Курайши аль-Хашими (да смилуется над ним Аллаh!), сказал следующее: «Из его изречений так же, как из книги «Табакат аш-Ша‘рани» явствует: мюриду абсолютно не следует разговаривать в присутствии своего шейха без его позволения. А если же шейх не рядом, то проси разрешения сердцем до тех пор, пока не дойдешь до степени прошения разрешения сердцем у Аллаhа.
Поистине, шейх воспитывает мюрида, когда видит, что тот соблюдает все эти предосторожности, с помощью изящного, прекрасного напитка, давая ему испить его из «воспитывающей воды». И он контролирует этого мюрида своим моральным духом. О, какое великое счастье тому, кто прекрасно соблюдает адаб по отношению к воспитателю (шейху), и какая великая беда для того, кто ведет себя неприлично» (стр. 214).
Не пытайся скрыть что-либо от духовного наставника, что бы это ни было – слово, твое духовное состояние или материальное положение. Проси разрешения у шейха перед дорогой и по возвращении. Если он придет к тебе, то, провожая его, иди за ним до тех пор, пока он не скажет: «Возвращайся». Уходя, поцелуй его руку, стой, пока он не скроется, стараясь, таким образом, получить от него файз.
Одним словом, всегда возвеличивай шейха так, как возвеличивают царей их придворные.