Пророк (салляллаhу ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Всевышний Аллах ниспослал в Торе откровение Мусе ибн ‘Имрану (мир ему), что матерей ошибок три: высокомерие, зависть и алчность. От них возникли еще шесть, в итоге получилось девять: насыщение, сон, отдых, любовь к богатству, любовь к восхвалению себя и любовь к главенству».
. . .
Абу Бакр (радыйаллаху анх) отмечал: «Рабы, усердно поклоняющиеся Аллаху, подразделяются на три категории, и у каждой категории по три признака, по которым их узнают:
I. Те, кто поклоняются Всевышнему Аллаху из боязни перед Ним. Их признаки: 1. Они видят себя презренными. 2. Свои благие деяния считают ничтожными. 3. Свои дурные деяния видят многочисленными и большими.
II. Те, кто поклоняются Всевышнему надеясь на Него. Их признаки: 1. Во всех случаях и состояниях другие люди следуют за ними и слушают их (т.е. они являются примером для них). 2. Они бывают самыми щедрыми из людей в отношении мирских благ. 3. Из всего сотворенного они бывают наилучшего мнения об Аллахе.
III. Те, кто поклоняются Всевышнему из-за любви к Нему. Их признаки: 1. Они отдают другим то, что сами любят, не обращая внимания на что-либо другое, кроме довольства Всевышнего Аллаха. 2. Совершают деяния, ненавистные для своего нафса, с целью достижения довольства Господа. 3. Во всех состояниях они довольны своим Госиодом и соблюдают Его повеления и запреты».
. . .
‘Умар (радыйаллаху анх) говорил: «У сатаны есть девять разных потомств: залитун — хозяин рынков и базаров; васин — хозяин бед и несчастий; а’ван — хозяин правителей; хаффаф — обладатель опьяняющих веществ; муррат — хозяин музыкальных инструментов; лакус — хозяин огнепоклонников; мусаввит — хозяин бесполезных разговоров, который заставляет людей заниматься пустословием; дасим — хозяин домов. Если человек войдет в дом и не поприветствует его обитателей и не упомянет имени Аллаха , то дасим сеет между ними раздоры, которые приводят к разводам, дракам и т.д.; вальхан — он вселяет сомнения в сердца людей во время омовения, молитв и других богослужений»,
. . .
‘Усман (радыйаллаху анх) сказал: «Того, кто постоянно вовремя совершает обязательный пятикратный намаз, Аллах возвеличит девятью особенностями: Всевышний возлюбит его; тело его будет здоровым; ангелы будут охранять его; его дом покроет благодать; на его лице появятся признаки благочестивых людей;
Творец сделает его сердце мягким, чистым; он пройдет по мосту Сират быстро, подобно сверкнувшей молнии; Господь спасет его от огня Ада; Создатель поселит его по соседству с теми, которые не будут бояться и испытывать печаль (т.е. в Раю рядом с авлия’)».
. . .
‘Али (радыйаллаху анх) отметил: «Плач бывает трех видов:
1. Из-за боязни наказания Всевышнего Аллаха. Этот плач служит искуплением грехов. А плодом искупления грехов является спасение от наказания.
2. Из-за боязни перед гневом Всевышнего. Он служит очищением от недостатков, а плодами очищения от недостатков являются постижение вечных благ и высоких степеней перед Всевышним.
3. Из-за боязни отчуждения от Аллаха.Подобный плач является святостью вместе с довольством Творца, а его плодами является большая радость от Всевышнего — довольство лицезрением Создателя, посещение ангелами и увеличение достоинств».