Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СМЕРТЬЮ
Вопрос: Слышат ли мертвые то, что им говорят?
Ответ: Пророк (салляллаху аляйхи ва саллм) подошел к трупам убитых неверных в сражении при Бадре и говорил с ними. Умар-асхаб (да будет доволен им Аллаh), который находился рядом с ним, спросил: «О Посланник Аллаhа! Как ты можешь говорить с мертвыми телами?». Тогда Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) ответил:
«To, что я говорю, они слышат лучше вас, только
они не могут мне Ответить» (Передали Муслим и Бухари).
Ибну аль-Кайим в книге «Рух» подробно пишет, что мертвые слышат. И те Аяты, которые ваhhабиты приводят в пользу того, что мертвые не слышат, они толкуют неправильно. Смысл этих Аятов таков, что твой призыв к неверным не принесет пользы, ибо их сердца омершвлены неверием.
Есть очень много Хадисов, подтверждающих наличие у покойных способности слышать. Утверждать, что мертвые ничего не слышат, могут только атеисты и материалисты. Иногда подобное можно услышать от невежественных мусульман со слабой верой (иманом).
Вопрос: Получают ли пользу (воздаяние или прощение грехов) мертвые от деяний живых людей?
Ответ: Некоторые люди, опровергая получение пользы покойными от деяний живых, ссылаются на Аят, в котором говорится, что человек получит пользу только от того, что совершил сам. Но они не ведают, что этот Аят — отмененный (мансух), а кроме того, он относится к неверным (кафирам), но не к мусульманам.
Также они не знают, что этот Аят особенно касается людей общины Пророка Мусы (мир ему). По этой причине они, обобщая смысл этого Аята, говорят, что мертвые не получают пользу от деяний живых людей.
В действительности же покойные получают пользу. Имамы трех мазхабов утверждают: «Души покойных получают воздаяние, которое живые отдают им за свои богослужения». Если бы они не получали пользу, тогда почему Шариат обязывает нас совершать заупокойную молитву (намаз-джаназа)? Почему Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) каждый день ходил на кладбище Баки и обращался к Аллаhу с мольбой за умерших? Почему же Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) сказал нам, чтобы мы давали пожертвования и совершали паломничество за души умерших?
Мы ранее приводили слова имама Шафии о желательности чтения Кур`ана на могиле (книга «Итхаф»). Этот великий имам прочитал весь Кур`ан, когда посетил могилу Лайса бину Саада. От имама Ахмада приводится, что умерший получает пользу от деяний живых людей, будь это пожертвование (садака), намаз, хадж, пост, и’тикаф, чтение Кур`ана или зикра и т.д. Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям), посадив свежие ветки дерева на могилы двух людей, которые испытывали могильные мучения, промолвил: «Есть надежда, что пока эти ветки не высохнут, они будут облегчать участь этих людей» (Передали Муслим и Бухари). Основываясь на этом Хадисе, ученые-богословы утверждают: «Если свежая ветка дерева приносит пользу покойным, как может не быть полезным для них чтение Священного Кур`ана?».
Подобного мнения придерживаются Куртуби, имам Навави и Ибну Хаджар Аскалани.
Байхаки рассказывает от Ибну Умара: «Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям) сказал: «Когда умрет кто-либо из вас, не откладывая, быстро похороните его и прочтите у головы покойного начало суры «Аль-Бакара», а у ног—конец этой же суры».
В Хадисе, приведенном от Насаи, говорится: «Кто, проходя мимо кладбища, прочтет 11 раз суру «Аль-Ихляс» и даст воздаяние за прочитанное умершим, получит столько же воздаяния, сколько похоронено там людей».
В книге «Итхаф» очень подробно рассказывается о пользе, которую получают умершие от богослужений живых людей (т. 14, стр. 282-290).
Вопрос: Является ли новвовведением (бид’а) чтение талкина на могиле человека.
Ответ: Люди, утверждающие, что чтение талкина является нововведением, появились только в последнее время. Со времен сподвижников Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям), их последователей (табиинов) до сегодняшнего дня все известные ученые-богословы и имамы мазхабов считают чтение талкина благим и богоугодным делом. О желательности чтения талкина свидетельствует Хадис, который приводят имам Табрани, Ибну Маджах и Абу Умамат (да будет доволен ими Аллаh). Кто желает подробных разъяснений по данному вопросу, может заглянуть в книгу Джалалуддина Суюти «Шархус-су-дур» (стр. 105). Упоминание об этом есть почти во всех шариатских книгах.
Вопрос: Является ли новшеством выходить в путь для посещения могилы?
Ответ: Нет, не является. Те, кто утверждают, что выходить в путь для посещения могил является новшеством, в доказательство приводят следующий халис: «Не следует выходить в путь для посещения мечети, кроме как трёх (в Мекке, Медине и в Иерусалиме)». При этом они намеренно толкуют его неправильно. В этом изречении Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) никак не запрещает посещать могилы. Пророк (салляллаху’аляйхи ва саллям) говорит о том, что если в населённом пункте поблизости есть мечеть, где можно совершать поклонение (‘ибада) или и’тикаф, то не следует отправляться в мечеть, расположенную в другом городе или в другой стране для совершения поклонения, поскольку вознаграждение за совершение богослужения во всех мечетях одинаково, и поездка в другие мечети окажется лишней тратой денег, времени и сил. Но исключение составляют вышеперечисленные три мечети (в Мекке, Медине и Иерусалиме), вознаграждение за богослужение в них увеличивается многократно. Но о могилах здесь речь не идёт.
Посещение могил (зиярат) является сунной, и путь к ним также является сунной. А степень вознаграждения зависит от того, что и кого посещают, а также от искренности намерения посещающего. Доказательств дозволенности посещения зиярата очень много:
1) Зиярат – это сунна.
2) Имам Ахмад передал: «Посланник Аллаhа (салляллаху’аляйхи ва саллям), посылая Му’аза (да будет доволен им Аллаh) в Йемен, сказал ему: «Ты, наверно, посетишь потом мою мечеть и могилу».
3) Ибну ‘Асакир и имам Малик передали: «Сподвижник Билал (да будет доволен м Аллаh) после возвращения из Шама посетил могилу Посланника Аллаhа (салляллаh аляйхи ва саллям)».
4) Хаким передал от Али-асхаба (да будет доволен им Аллаh) «Фатима, дочь Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям), каждую пятницу посещала гору Ухуд и могилу господина шахидов Хамзата (да будет доволен им Аллаh)»;
5) Ни один из сподвижников Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), табиинов, имамов и последующих истинных ученых-богословов не утверждали, что это запрещено, наоборот, все подтверждали желательность этого деяния. Только спустя семь столетий после Пророка (салляллаху’аляйхи ва саллям) Ибну Таймия стал утверждать о запрещении совершения зиярата. И в наше время появились невежды, которые, следуя его заблуждениям, распространяют лживые утверждения о запрете посещения зиярата, Поэтому мусульманам следует остерегаться этих людей и их речей.
Конечно, женщинам без сопровождения близкого родственника (махрама) отправляться в дальний путь для посещения зиярата запрещено.