15.06.2024
«ВЫ БУДЕТЕ ДОВОЛЬНЫ, А СОСЕД —  ЗАВИДОВАТЬ…»


Всегда интересные проповеди Магди-хаджи Абидова заставили призадуматься и в этот раз. Имам известен далеко за пределами своей мечети не только потому, что объясняет сложные понятия простым и доступным языком, но и затрагивает темы, которым в обыденной жизни мы можем не придать особого значения. Например, в последней проповеди он рассказал, как реклама (её подача и содержание) незаметно влияет на наше мировоззрение, мышление. На самом деле, рекламный бизнес давно уже не любительское занятие, а серьёзное дело, где нет мелочей и случайных совпадений. Каждая деталь и в ролике, и в слогане несёт нагрузку, которая рассчитана на своего зрителя, потенциального покупателя, клиента. И профессиональные психологи, сотрудничающие с рекламными агентствами, обязательно подскажут, где сделать акцент, чего стоит остерегаться, какие применять уловки. Для них главное – добиться цели, и неважно, какими средствами.

В результате итог может быть таким, от которого предостерегает имам в проповеди. Что хорошего и какой подтекст скрыт, например, в рекламе тротуарной плитки, когда в слогане говорится так: «Если положить нашу плитку, Вы будете довольны, а сосед – завидовать»? Разве подспудно не к эгоизму и гордыне с высокомерием призывается здесь? Пусть и в неявной форме. И такие рекламы есть всюду. А такое отношение совершенно чуждо менталитету мусульманина, верующего. Религия учит нас быть полезными для окружающих, а в хадисе Пророка (мир ему и благословение) прямо указывается, как относиться к тем, кто живёт рядом: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, не будет у вас полноценной веры до тех пор, пока не пожелаете соседу и брату того, что желаете себе» (передали Муслим, Бухари).

На другой, вроде бы смешной вывеске-плакате невеста тащит на себе жениха, и подпись: «Всё меняется!» Действительно, меняется. И наши скромные сёстры, дочки (о мужском поле даже не говорим) изменились и меняются. Достаточно сравнить современное поколение с их бабушками и дедушками. Наглость и грубость, отсутствие культуры и невежество становятся привычными, такое поведение уже не режет глаз. А несколько десятилетий назад любого хама кто-нибудь обязательно одёрнул бы, осадил.

Так что мы меняемся, того не замечая. К сожалению, не в лучшую сторону. И не одна реклама в этом виновата. Просто она как наглядный пример произошедших перемен, в какой-то мере показатель стремлений общества. Реклама предлагает товар и делает это с помощью сюжетов, содержание которых для нас не будет отталкивающим, вызывающим негодование. То есть, если нам представляют нечто, в потребителях пробуждающее отрицательные качества, такие как гордыня, показуха, высокомерие и тому подобное, и этому нет внутреннего сопротивления, значит, всё уже изменилось. Запретное как-то стало дозволенным, плохое – хорошим, неприемлемое – терпимым. А если нет, то почему же рекламщики смеют так нагло использовать приёмы, идущие вразрез с нашим миропониманием? Может, просто перестать покупать тот товар, который рекламировался с пробуждением в нас низменных качеств?

Есть же и другие примеры. Правда, у нас таких мало. Магди-хаджи для примера привёл рекламу кофе в арабских странах. Там по сюжету бедуин варит кофе и не пьёт его, пока не находит в пустыне (!) жаждущего, чтобы поделиться с ним. Вот вам красота Ислама, вот достойное отношение людей друг к другу! И как реклама там всё на уровне.
Так что пусть сосед не завидует, а радуется успеху, достижению живущего рядом.
Материал: Азиз Мичигишев
Источник: assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *