«Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы?..»
Аллах в Коране призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звёзд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях, и предписывает изучать их.
Творец в различных аятах Корана призывает мусульман думать над знамениями Божьими, размышлять о происхождении животных и самого человека. Так, например, сказано: «Неужели те, кто не уверовал, так ослепли, что не видят, как Мы сотворили для них Своей мощью скот, которым они владеют и распоряжаются, как желают? Мы сделали скот послушным им: на одних они ездят, других едят. В скоте для них много пользы, ибо они пользуются его шерстью, пухом, кожей и костями, пьют молоко. Неужели они забывают эти блага и не благодарят Дарующего их?» (сура «Йа син», аят 71–73).
В Коране сказано (смысл): «В скоте – верблюдах, коровах, овцах – для вас есть назидание, доказывающее Нашу мощь и то, что Мы даруем вам благо. Мы поим вас молоком из их утроб, приятным и лёгким для питья. Кроме молока, в них для вас ещё много пользы: мясо, которое вы едите, шерсть и пух, которые вы употребляете в жизни и получаете от них средства к существованию» (сура «Аль-Муминун», аят 21).
Аллах в Коране сказал: «Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы?..» (сура «Аль-Гашия», аят 17).
Из этих аятов ясно видно, для чего Аллах создал животных и какое нужно к ним отношение.
От имама Ахмада ибн Ханбала передают: «Однажды ему рассказали про живущего в Мовераннахре старца, знающего много хадисов Пророка (мир ему и благословение). Он поехал туда и встретил того старца – кормившего собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его приветствие и продолжил своё занятие. Имам обиделся и подумал про себя: “Почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания?” Знаток хадисов же, накормив собаку, обратился к имаму: “Кажется, вы обиделись на меня?” Тот ответил утвердительно. На что старец ответил: “Абу Зинад передал от Араджа, а тот от Абу Хурайры, слышавшего, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-то разобьёт чью-то надежду, то Всевышний в Судный день разобьёт его надежду и не введёт его в Рай». В наших краях не встретишь ни одной собаки, а эта пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью её надежду, а Всевышний в День суда не простит меня”. Услышав предание старца, имам Ахмад сказал: “Мне этого хадиса достаточно”. Поблагодарил старца и ушёл».
Держать собаку дома по Исламу не дозволяется. Есть некоторые ситуации, когда она бывает необходима, например, пастуху, чтобы пасти овец, или для охраны двора от воров. В таких случаях дозволяется иметь её во дворе, соблюдая при этом определённые нормы Шариата по отношению к ней.
Право животных на жизнь в исламских законах
Существует много хадисов о словах и действиях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишать жизни животных. Ниже приведём некоторые из них.
«В Судный день Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья».
Ведь каждое создание Аллаха имеет право на справедливое, гуманное и милостивое отношение.
Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«لعن الله من مثل بالحيوان»
«Всевышний проклинает того, кто уродует (четвертует) животных».
Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь Вознесения – аль-мирадж – я пролетал над геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину её страданий и мучений. Ответили, что она связала кошке лапы, не давала ей ни пить, ни есть, даже сухую траву, в результате та умерла. За такое отношение к животному Всевышний и наказывает эту женщину».
Из приведённых преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойства или не угрожают ему.
Использование животных человеком
Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в их использовании. Ниже приведём некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующие сферу использования человеком животных.
Абузар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет такого животного, которое бы каждое утро не просило у Всевышнего владельца, кормившего бы его сеном, поившего бы водой и использовавшего бы в меру».
Джафар ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал: «У владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на верховом». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе, владелец не должен без дела засиживаться в седле, перегружать животное сверх его грузоподъёмности и вынуждать к долгим путешествиям».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везёт поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись».
Одно из указаний сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов] не должен долго сидеть верхом, чтоб не изранить спину животного. Посему, сборщик обязан по справедливости использовать верховых, по необходимости давать отдых уставшим животным, раз в несколько часов рассёдлывать их и пускать пастись».
1 Зоофилия
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Семеро, на которых Аллах не посмотрит взглядом милости в День суда и не оправдает их: … человек, который совершает половой акт с животным» (аль-Байхаки).
2 Запрет на проклятие животных и их избиение
Али (да будет доволен им Аллах) изрёк: «Бог проклинает того, кто проклинает животных». Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. «Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу».
Существует предание о том, что имам Зайн ал-Абидин (да будет доволен им Аллах) двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совершил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. Он в одном из завещаний своему сыну, имаму Мухаммаду аль-Бакиру (да будет доволен им Аллах), говорил: «О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрёт, ты похорони его, чтоб хищники не растерзали труп».
3 Запрет на забой животного на глазах у его сородича
Однажды пророк проходил мимо человека, который, точил нож поставив ногу на бок животному и животное видело это. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты хочешь что оно (животное) умерло два раза? Разве нельзя было поточить нож до закалывания?!» (Табарани в книге «аль-Кабир»).
Даже показывать нож жертвенному животному порицается в Исламе, дабы не испугать животное и не мучить ее.
4) Запрет на разлучение детёныша животного с матерью
Одно из указаний повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов — закят] не должен разлучать верблюжонка с его матерью». (в книге «ианат ат-Талибин) Даже разлучать детеныша который сосет вымя матери запрещается по мнению некоторых ученных мазхаба имама аш-Шафии.
Всевышний ничего не создал без надобности, и человек должен быть справедливым ко всем творениям Аллаха.
Автор: Шамиль Зурпуканов
Источник: islamdag.ru