04.10.2024

АБУ АЛЬ-ХАСАН АЛЬ-ХАРКАНИ

Он ( да будет доволен им Аллаh) был спасением своего времени, незаурядным суфием в достижении мистических состояний (макамат), киблой современников, морем из волн гирфана (боговдохновенное знание) которого получали опору аулия [святые угодники]. О его приходе возвестил великий «ариф» Абу Аббас аль-Кассаб и сообщил, чти сезон его посещений и путешествий после него перейдет к шейху А6у аль-Хасану. И произошло так, как он сказал.
Из высказываний Абу аль-Хасана. Он говорил: «Не дружи с человеком, который, если ты славословишь Аллаха, славословит другого, помимо Аллаха». Он говорил: «Ищи такой рассказ [о Боге, суфиях], прочтение которого вызовет у тебя слезы. Воистину, Господь Бог любит плачущих». Абу аль-Хасан говорил: «Раб Божий ищет своего Господа Бога при помощи всего. И лучшим из всего является Коран. Ищи и проси Аллаха только с помощью Корана». Это он сказал (да будет Аллах доволен им) имея в виду суфиев «конца» (т.е. дошедших до конца суфийского пути – «тариката»). Действительно, нет ничего полезнее для них, чем чтение священного Корана. Что касается суфиев «начала» (т.е. находящихся в начале суфийского пути), то нет ничего полезнее для них, чем многочисленное славословие и поминание Аллаха (зикр), или выражаясь по-другому, «отрицание» и «подтверждение»‘ сообразно порядку, предписанному шейхом, наставником и проводником [ученика-суфия к Богу]. Абу аль-Хасан говорил: » [«Истинный»] наследник Посланника Аллаха тот, кто следует и подражает ею деяниям, а не тот, кто правит бумагами». Он говорил: «Слова Абу Йазида Бистами: «Я желаю, чтобы я не желал», – тоже желание». Он говорил: «Слова шейха аш- Шибли: «Я прошу, чтобы я не просил». – тоже просьба». Он сказал: «Сегодня будет 40 лет, как Аллах смотрит на мое сердце и не видит в нем никого, Кроме Себя. Во мне ничего не осталось, кроме только для Бога. В моей груди нет иного намерения, кроме как для Бога». Он говорил: «40 лет уже моя душа требует от меня глотка холодной воды или молока. А я до сих пор не разрешил ей в этом». Он говорил: «Ученых и поклоняющихся Богу много в мире. Но самым полезным для тебя будет, если ты с утра до вечера будешь заниматься тем, от чего будет доволен Бог, и с вечера до утра будешь делать то, что примет Всевышний Бог». Он говорил: «Лучи сердец [суфиев] – это то, в чем нет существования для простых смертных. Лучшее деяние то, в чем нет размышления и умствования о тварном. Самое лучшее
из пропитания то, ради добычи которого ты проявил усердие. Лучший друг тот, чья жизнь протекает вместе с Богом».
Однажды он спросил у сподвижников: «Что лучше всего?» Они сказали ему: «Ты сам расскажи нам про это». Он сказал: «Сердце, которое поcтоянно славословит и поминает Аллаха». Его спросили, кто есть суфий, и он ответил: «Суфий – это исчезнувший [в Боге], тот, для которого нет существования» Он сказал: «Суфий – это тот, который днем не нуждается в солнце, а ночью не нуждается в луне и звездах. Властвование [власть] суфизма состоит в ничто, которое не нуждается в существовании». Его спросили, как раб Божий узнает об Отсутствии у него невнимательности к Богу» Он ответил: «[Об этом он узнает], если совершит славословие и поминание Аллаха и удостоверится всеми частями своего тела с головы до ног, что Господь Бог также упоминает его». Его спросили: » Кому подобает говорить о «фана» (Исчезновение, растворение.. Состояние, в ходе которого cуфий утрачивает субъективные характеристики своей личности и «сливается» с Богом) и «бака» (вечное пребывание [суфия] с Богом) ?» Он ответил: «Подобает говорить тому суфию, который повиснет на шелковой нитке между небом и землей, и если затем подует ураганный ветер, вырывая с корнем деревья, сметет горы и заполнит ими моря, – то этот суфий не сдвинется с места. Такой суфий – «уэйс» по своему воспитанию. Его воспитал святой дух (руханийат) нашего сейида Абу Йазида Бистами – да будет доволен им Аллах!»
Наш сейид Джалалетдин Руми (да освежит Аллах его лицо) cooбщил в своих «Масневи»:»Однажды шейх Абу Йазид Бистами вышел вместе со своими сподвижниками в пустыню. И во время пути он впал в небывалое мистическое состояние «халь». Его спутники были очень поражены. Когда он пришел в себя, они спросили его о причине случившегося. Он сказал: «Меня посетил удивительный человек из Харкана, словно тот человек, который посетил пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа) прибыв из Йемена. И этот удивительный человек известил меня о скором появлении суфия из крупнейших, видных аулия (суфийских шейхов, святых угодников)». Они спросили его имя. Он ответил. «Его имя – Абу аль-Хасан». И он описал им его как обладающего красотой, «макаматами»‘ (мистическими «стоянками»‘), суфийским путем — тарикатом, объяснил, что Абу аль-Хасан будет выше его по степени. Когда прошло 2 года после смерти Бистами, в его завию (суфийская обитель, часто строилась рядом с могилой шейха-наставника) пришел один человек из Харкана. Сподвижники Бистами спросили его имя. Он сообщил им, что его имя Абу аль-Хасан аль-Харкани. Они посмотрели на него и нашли его таким, как описал Абу Йазид Бистами. Тут они вспомнили, что шейх Бистами оповестил их о появлении Абу аль-Хасана, и что он будет одним из его учеников-муридов, что он возьмет мистический Путь – тарикат из благородной могилы Бистами.
Абу аль-Хасан сказал им: «Я видел Абу Йазида во сне. Он сообщил мне о том же самом». Затем Абу аль-Хасан отправился к могиле Абу Йазида Бистами и взял суфийский Путь – тарикат из святого духа (руханийат). Абу аль-Хасан стал ходить каждое утро к могиле шейха Бистами, мазать свое лицо благословенной землей. Он оставался там, стоя на ногах и в состоянии «худур» (состояние присутствия суфия у Боги или своего шейка-муршида,наставника) до времени «духа» (позднее утро, время до полудня) и постигал от Бистами знания и познания о Божественном.
Я скажу, что это происходит следующим образом: Дух живого суфия, который находится в этом земном мире, соединяется с духом того, кто находится в «барзах»(проежуточный мир между этим и тем светом), внутренней связью, а не наглядной, и между ними происходит духовное общение – «передача пользы». Всевышний Аллаh дает духу, получающему пользу [суфию — ученику, муриду], необходимые знания, которые пересказывает дух, дающий пользу [дух шейха-муршида, наставника]. Такой вид общения происходит, если получающий пользу [мюрид, суфий-ученик] – полностью искренен и чист. В противном случае дающего пользу [шейха-муршида, наставника] перевоплощается в идеальную фигуру и тогда предоставление пользы и получение пользы протекает в виде реального эмпирического общения. Абу аль-Хасан пришел для очередного посещения [могилы] и увидел, что снег покрыл это место. Он опечалился из-за этого и решил уйти. И вдруг он услышал голос шейха Бистами: «Подойди к нам!» Абу аль-Хасан стал в изумлении убирать снег и на этот раз он сподобился необыкновенного духовного вознесения. |И в дальнейшем с ним] не переставало так происходить, в результе чего он стал самым выдающимся суфием своею времени.
Из слов тех, которые были его учениками, как например, наш сейид шейхуль-ислам Абдуллах аль-Ансари. Он скачал: «У меня [было] много шейхов-наставников в знании хадиса и шариата, но что касается моего шейха-учителя в суфийском Пути-тарикате – то это Абу аль- Хасан аль-Харкани. Если бы я не увидел его [и не учился у него], то я бы не познал истину [хакикат]«.
Рассказывают, что султан Махмуд аль-Гази ибн Субектекин – да смилуется над ним Аллах! – посетил шейха Абу аль-Хасана и сидел с ним целый час. Вот некоторое из того, что шейх Абу аль-Хасан рассказал султану про Абу Йазида Бистами – да будет свята его могила! Абу аль-Хасан сказал султану: «Бистами был таким человеком, что тот, кто следовал ему, становился на верный путь, а тот, кто видел его, удостаивался вечного [не исчезающего] счастья». Султан спросил его: «Как это? И Абу Джахл (Дядя Пророка Мухаммада не принял ислам, был активным врагом мусульман Символ безверия) видел пророка Мухаммада ( мир ему и благословение Аллаhа) но не избавился от своей беды». Абу аль-Хасан сказал ему: «Абу Джахл не видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа). Абу Джахл видел Мухаммада ибн Абдуллаха. Если бы Абу Джахл видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа), то он вышел бы из своего бедственного состояния [безверия] и приобрел счастье и твердую веру. Об этом говорят слова Аллаха: «И ты видишь, как они смотрят на тебя, но они не видят» (Коран 7:197). Взгляд глазами еще не делает необходимым это счастье. Счастье возникает после взгляда глазами тайны и сердца, после того, как человек во всем следует и подражает [Пророку, суфийскому шейху]«.
Умер Абу аль- Хасан ночью, во вторник, 10-го числа месяца Мухаррам в 425 году хиджры [в 1033 г. х.э.] – да будет доволен им Аллах! – в Харкан, что означает «сонный», -в одной из деревень в местности Бистами.
Затем тайную благодать этой благородной линии – генеалогии воспринял от него наш сейид Абу Али аль- Фармади – да будет доволен им Аллах!

Добавить комментарий