Начало моего религиозного поиска было тесно связано с вопросом – кто же я по национальности? Мой отец чеченец, а мать—русская. Они жили порознь, я воспитывалась матерью, а с отцом общаться возможности не было. Но еще с раннего детства меня привлекала восточная и исламская культура (под понятием восточной культуры я подразумеваю в совокупности культуры народов Кавказа, Азии, Ближнего Востока). О них я узнавала из книжек, сказок, фильмов и мультиков. Интерес мой был сильным и устойчивым: мне нравился колорит Востока, смелость, благородство, мужественность мужчин, месть и наказание своих врагов, красота и ум восточных женщин. Но вся информация, которую я узнавала об Исламе – была поверхностной и отрывочной. Не было рядом ни знакомых, ни родственников, кто мог бы подробно рассказать о религии Аллаhа. А Аллаh лучше знает, почему было именно так. Сейчас мне кажется, будь по-другому, я бы не стремилась так в Ислам.
Как сегодня, я помню тот день, когда первый раз зашла в мечеть. Я была тогда еще дошкольницей, и мы с мамой приехали на новогоднее представление в спорткомплекс «Олимпийский». До его начала еще оставалось время, и нам пришлось ждать на улице. Неподалеку я увидела здание, дверь в которое была открыта. Мама разрешила мне подойти ближе. У входа в мечеть стояла обувь, внутри в пустой комнате был постелен большой ковер. Напротив входа из окна ярко светило солнце. Я застыла в проеме дверей изумленная. В центре зала на коленях сидел лысый мужчина с бородой. Я смотрела на него, и он тоже повернул ко мне голову. На стенах помещения был узор из цветов (в наши дни в Соборной мечети я нигде не видела этот узор, может, в детстве мне он показался), и я подумала, что это моя восточная сказка ожила, мне очень понравилось это место и так захотелось войти, что я попросила мать: «Давай пойдем туда!». Она сказала, что нам туда нельзя, что это мечеть и в нее ходят мусульмане. Теперь мне так обидно вспоминать это, ведь в Соборную мечеть водят экскурсии…
Да уж, лучше бы она меня не на бесполезное представление повела, а в мечеть. Больно мне, что столько лет жизни потеряно, что я с детства не воспитывалась в Исламе. Мать всегда внушала мне, что я русская, а когда я стала подростком, она всерьез увлеклась христианством и всячески пыталась привлечь и меня. Помню, когда я еще не начала ходить в школу, она мне сказала: «У всех народов нация определяется по отцу, а у евреев—по матери. И у нас будет, как у евреев». Хоть мне в том возрасте никто не внушал антисемитских настроений, но быть похожей на евреев мне почему-то очень не хотелось. И я ей не поверила, что я должна быть русской, но подумала: я ведь не знаю чеченского языка, и поэтому не могу быть чеченкой. Вот такая своеобразная детская логика.
Моя православная бабушка по материнской линии часто рассказывала мне о «Боженьке». Я с охотой слушала. Кто-то дал мне крестик, и я стала носить его. Рядом с домом бабушки была церковь, и став постарше, мне нравилось ходить туда — просто посмотреть, свечку поставить. Надо сказать, что помещение церкви внутри покрыто рисунками от пола до потолка, много позолоченных предметов в старинном стиле, там своеобразно пахнет ладаном — эта завораживающая обстановка могла поразить каждого впечатлительного ребенка. Конечно, мне нравилось там, ну а других представлений о Боге и религии мне никто не внушал в детском возрасте. Я начала верить в Бога именно так, как меня учили.
Когда мне было 12 лет, в Чечне началась война. Впервые услышав об этом, я сразу подумала, что это та республика, откуда родом мой отец. Так я начала стесняться национальности своего отца. Мать предложила сменить мое чеченское отчество в документах. Я отказалась.
Однажды по радио включили чеченскую лезгинку, в которой очень зажигательно били в барабаны. Едва услышав музыку, я бросилась на диван и закрыла уши подушками — боялась, что мне понравится лезгинка и я стану настоящей чеченкой. Смешно вспоминать.
Моя мать очень хотела, чтоб я считала себя русской и была такой же христианкой, как она, поэтому всячески старалась заинтересовать меня христианством. Произошел даже такой случай, когда она в очень навязчивой манере рассказывала мне о своей религии, а я не хотела ее слушать. Она никак не оставляла меня, и я сказала: «Отстань от меня, может быть, я вообще мусульманка !», и закрылась от нее в ванной.
Она оставляла на видном месте свою литературу — Аллаh лучше знает, нарочно или нет. Один раз мама, не предупредив меня, позвала в гости пастора своей церкви, чтоб он поговорил со мной. Но разговор не произвел на меня должного впечатления.
Успеха мать достигла тогда, когда попросила меня отнести какую-то вещь в свою церковь. Придя, я увидела, что там шло их служение, на котором было много детей и молодежи. Я познакомилась с ними, а затем подружилась. Мне стало интересно. Они позвали придти в следующий раз, и я начала посещать их собрания и верить в то, что они рассказывали. Это длилось несколько лет.
Но от предопределения Всевышнего Аллаhа никак не уйдешь. Порой нам кажется, как будто мы далеко ушли от того, чего не хотим в жизни, но впоследствии оказывается, что все это время мы бежали к нему самой кратчайшей дорогой.
Однажды мать сама предложила мне пойти на лекцию проповедников, посвященную тому, как обратить мусульманина в христианство. Они много рассказывали, и оказалось, что в исламе столько всего правильного и разумного, оказалось в Кур`ане и Библии говорится об одних и тех же Пророках! Я почувствовала огромное приятное облегчение: та религия, которая меня влекла с детства, гораздо лучше, чем мое представление о ней.
Через какое-то время я впервые прочла перевод Кур`ана, выполненный Крачковским. Причем брала я его у христианского пастора, который сказал, что «пробовал читать Кур`ан». По-моему, с целью обращения мусульман в свою религию.
Полистала, почитала немного, но почти ничего не поняла. Недавно я узнала, что данный перевод—это лишь первая версия перевода, неотредактированная. Академик Крачковский планировал дальше работать над ней, но не успел, умер. Поэтому неудивительно, что человеку, мало знающему ислам, трудно и опасно читать его перевод, тем более без тафсира (пояснений).
Моя вторая попытка понять Кур`ан оказалась более успешной. Еще один христианский пастор упомянул при мне, что он читал Кур`ан (вернее, его смысловой перевод на русский язык) в течение нескольких дней, но запутался и о кое-каких важных моментах получил весьма искаженное представление. Я начала задавать ему вопросы, и он принес мне перевод Крачковского. Отдавая его мне, он пошутил: «Вот, держи Кур`ан. Наставляйся в религии… мусульманской!» Шутки шутками, но не знал бедный пастор, что его шутливым словам суждено было воплотиться в реальность через некоторое время, по воле Аллаhа.
Да я и сама не могла тогда представить, что когда-нибудь приму ислам. У меня был сильный интерес к исламу, но на тот момент правильной религией мне казалось христианство. Возвращаясь, домой в метро с переводом Крачковского в сумке, я достала его и стала читать с самого начала: «Фатиху», а затем «аль-Бакар». Тогда был трудный и беспокойный период в моей жизни, на душе было тяжело большую часть времени. Но, читая эти суры, я почувствовала покой и умиротворение, которых давно уже не было у меня. Я это не придумала для красного словца, так на самом деле было, и все было очень явно.
Потом, дома, я читала другие суры. Мне очень понравились суры «ад-Духа» («Утро»,93 ) и «аль-Инширах» («Разве Мы не раскрыли…», 94), в особенности следующие Аяты: «Клянусь светлым утром, клянусь ночью и мраком ее, что твой Господь не покинул тебя и не питает [к тебе] ненависти. Ведь будущий мир [, о Мухаммад,] для тебя лучше, чем этот мир. Ведь вскоре твой Господь одарит тебя, и ты будешь доволен.» (93:1-5); «Ведь, воистину, за тягостью — облегчение; воистину, за тягостью — облегчение.»(94:5,6).
Одна православная девушка дала мне книгу «Магомет» (сас), автором которой был Владимир Соловьев. Я удивилась тому, что известный русский философ, о котором преподаватели ВУЗов рассказывают студентам на лекциях, изучал историю Пророка, сас, и написал эту книгу, основываясь на Кур`ане. Мало того, он отвечает на различные обвинения в адрес Пророка, сас, (например, будто бы Кур`ан списан с Библии и т.д.) и доказывает их несостоятельность. Кстати, А.С. Пушкин, познакомившись с историей о том, как ангел вынул из груди Пророка, сас, сердце и очистил его, написал по ее мотивам стихотворение «Пророк», которое по сей день изучается в школе.
Никак не могла решиться сделать важный шаг. Однажды пришла в мечеть и стояла там долго на улице. Благодарю Аллаhа за то, что один нравственный пожилой дагестанец, который, по всей видимости, заприметил, как я металась в чувствах, обратился потом ко мне в вестибюле метро. Он рассказал много полезного, убедил меня, что надо решиться произнести свидетельство единобожия.
Большое значение имел для меня этот разговор. В течение последующих двух лет этот добрый человек беспокоился обо мне, периодически звонил и узнавал, как обстоят мои дела..
Потом я отправилась в другую мечеть, ноги сами меня принесли. Я зашла, и остановилась у входа. Один взрослый мужчина, спросил что мне нужно. Тогда я честно сказала, что хочу принять Ислам. Он обрадовался и настоял, чтоб я сразу же произнесла свидетельство веры, а затем познакомил меня с женщинами. В этот день, я присоединилась к общине Пророка Мухаммада, сас., Альхамдулиллах! Тогда я впервые увидела, как женщины делают намаз, мне рассказали про занятия в медресе, где изучают правила совершения намаза и арабский язык, и там же я послушала первую лекцию про Судный День.
Вскоре я стала посещать медресе постоянно. Приходя в мечеть, я постепенно знакомилась с разными людьми. К сожалению, среди приходящих в мечети есть такие мужчины, которые не отличаются высокой нравственностью и «охотятся» на молодых неопытных девушек, преследуя свои корыстные цели. Легко использовать девушку, которая недавно стала мусульманкой , и не знает свои права и законы шариата настолько хорошо, чтобы защититься.
Один из таких подлых людей попался на моем пути. Когда я возвращалась домой, ко мне подошел молодой человек, он интересно говорил, сказал, что хочет жениться. Он разными способами убеждал меня, что я должна стать его женой, и в какой-то момент схватил меня за руку. Я бы не предала этому значения, но он сказал, что у чеченцев, если парень хватает девушку за руку, то она обязана за него выйти замуж. Это мне показалось странным, но он так убеждал меня. Я сожалею о том, что от незнания, пошла на поводу у сомнительных адатов и согласилась на уговоры этого человека.
Ни одна традиция или закон не могут быть лучше и справедливее законов Мудрого Аллаhа. Мы поженились, но этот брак причинил мне много горя и страдания.
Так как на никях мы пришли в мечеть рано утром в будний день, то мы никого не нашли там, кроме старика-сторожа. И свидетеля мы нашли только одного, опекуна вообще не было, а про махр—брачный подарок,— даже не упоминалось. Я узнала потом, что без махра никях не действителен. Получился не никях, а импровизация на его тему…
Конечно, я могу оправдаться тем, что у меня было мало знаний (с тех пор, как я произнесла свидетельство, прошло всего 5 месяцев) и я была молода, мне только 21 год исполнился. Но я все равно убеждена, что здесь есть моя вина: я не порицала заслуживающие порицания поступки и тех, кто их совершал; не имея знаний сама, я не советовалась со знающими людьми.
Первые две недели нашего брака бывший муж вел себя нормально, но потом показал свое истинное лицо. Оставил намаз, на улице стал приставать к незнакомым девушкам и говорить им пошлости. Однажды даже пил дома пиво.
Когда через месяц он привез меня к своим родственникам, я получила новый удар: оказалось, у него есть первая жена, беременная, и несколько дочерей. Получается, как в сказке: чем дальше, тем страшней. Мне не с кем было поделиться своей проблемой, ведь кругом незнакомые люди. Но я подумала: «Многоженство разрешено по исламу. Хорошо, я попробую остаться в этом браке».
Надо сказать, что мой бывший муж, хотя нас, жен, у него было две, все равно занимался прелюбодеяниями на стороне. Бывало, что он бил меня, даже по лицу. Со мной он вел себя грубо и безнравственно, называл меня полукровкой , но особенно это проявлялось в присутствии первой жены.
Самый главный вывод я сделала из этого неудачного брака: крайне необходимо знать мусульманское право. Без этих знаний можно совершить очень большие ошибки в жизни. Законы ислама надо постоянно выполнять самой и оставлять тех, кто не хочет этого делать.
Я жила, считая себя мусульманкой . Я делала намаз и постилась в Рамадан, носила длинную одежду, периодически пыталась надевать платок, завязанный назад. Но многие мусульманские законы я не соблюдала или попросту не знала. Мой образ жизни был скорее околоисламским, а не исламским. Мне еще многого не хватало, чтобы соответствовать религии Аллаhа. По милости Всевышнего, ситуация изменилась несколько лет назад.
Период после развода был самым трудным в моей жизни. Однажды, увидев открытое окно в своей комнате, я вдруг испугалась, что выброшусь в него. Еще раз благодарю Аллаhа, Он не дал мне совершить такой безумный поступок. В этот период я познакомилась с одной семьей из числа родственников моего отца, которые изучали ислам и тщательно его соблюдали.
Произошло это удивительным образом, как будто я получила приз за успешно пройденное испытание. Через год после развода настало трудное время – поиски работы. Я сделала намерение: если смогу носить платок и делать намаз, то я предпочту такое рабочее место любым другим. Моя знакомая нашла через своего мужа место секретаря в маленькой турецкой фирме, где можно было все соблюдать, но зарплата оставляла желать лучшего. Тем не менее, мне так же предложили место помощника менеджера в очень крупном агентстве недвижимости. И хоть заработок был очень важен на тот момент, я без колебаний согласилась на халяль-работу, и не пожалела. Ведь именно через ту фирму я нашла своих родственников, соблюдающих ислам.
После знакомства с моим троюродным братом, его женой и детьми моя жизнь сильно изменилась. Они во многом мне помогли, давали наставления в Исламе, брат поселил меня вместе со своей семьей, а потом, через год, выдал замуж.
Поддержание родственных связей с родственниками-мусульманами—это фард-обязанность каждого муслима. Родственные узы очень ценны с точки зрения ислама. И Милостивый Аллаh очень щедро наградил меня за то, что я пыталась наладить отношения с родственниками, которые даже не знали о моем существовании. Самая лучшая награда — это полное следование Исламу. Теперь, принимая какое-либо решение, я в первую очередь думаю о том, правильно ли оно с точки зрения моей веры и законов Аллаhа!
Путь, по которому я пришла в религию Аллаhа, был не из легких. По милости Аллаhа, я все-таки достигла своей цели в этом мире – стала мусульманкой . Если Аллаh подверг меня страданиям, значит, в этом был какой-то смысл. Аллаhу лучше известно это.
Свою историю я написала только с одним намерением – оградить людей от ошибок, совершенных по причине незнания Шариата.
Сестра- мусульманка
Журнал « Мусульманка »