26.04.2024

Часть 31. Принятие Ислама УмаромБИОГРАФИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА
(мир ему и благословение Аллаhа)

Часть 31.
Принятие Ислама Умаром

В то время принял Ислам благородный герой – Умар ибн аль-Хаттаб аль-ʼАдави аль-Кураши,[1] который до этого ненавидел мусульман и был их непримиримым врагом.
 
Лейла[2] – одна из мусульманок, переселившихся вместе с мужем в Эфиопию – рассказывала:
 
«Умар ибн аль-Хаттаб был очень суров с мусульманами. В день переселения в Эфиопию, сев на верблюда и выдвинувшись в путь, я вдруг встретила его. Он спросил:
 
— Куда направляешься, Умм Абдуллах?
 
Я ответила:
 
— Вы мучали за нас за нашу веру, так что мы уезжаем на такую землю Аллаха, где нас никто не будет мучать.
 
И вдруг он ответил:
 
— Да пребудет с вами Аллах!
 
Когда пришел мой муж ʼАмир, я рассказала ему о мягкости Умара. Он сказал:
 
— Ты надеешься, что он примет Ислам. Клянусь Аллахом, он примет Ислам не раньше, чем уверует осел его отца аль-Хаттаба!
 
Мой муж сказал так, потому что видел, как жестоко и грубо обходился Умар с мусульманами. Но благодать призыва Мустафы, да будет Аллах им доволен, озарила и его: незадолго до принятия Ислама Умаром он обратился к Аллаху с мольбой:
 
— О Аллах, возвысь Ислам через Умара![3]»
 
Умар принял истинную веру в доме аль-Аркама ибн аль-Аркама, где собирались мусульмане в тот период. Всевышний Господь ответил на дуа Своего любимца, и дал ему через Умара именно то, что он просил![4]
 
Имам аль-Бухари передает слова Абдуллаха ибн Масʼуда:
 
«С тех пор, как Умар принял Ислам, мы всегда были в наилучшем положении».
 
Он был тем, кто попросил у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения открыто совершать намаз, и стал молиться в мечети у всех на глазах.
 
Когда неверующие узнали, что Умар принял Ислам, их охватило отчаянье. Они сговорились убить его, для этого собрались возле его дома и стали ждать. В это время к Умару зашел аль-ʼАс ибн Ваиль ас-Сахми – а он был из рода Сахма, союзников рода ʼАди, к которому принадлежал Умар. Аль-ʼАс был красиво одет: на нем была рубашка, украшенная шелком, и джубба с узорами. Он спросил у Умара:
 
— Что тут происходит?
 
Умар ответил:
 
— Твои сородичи решили убить меня, если я приму Ислам.
 
Аль-ʼАс сказал:
 
— Но это невозможно! Ты же наш сосед.
 
Тогда Умар понял, что он в безопасности.

 
Аль-ʼАс же вышел и направился к толпе. Подойдя, он спросил:
 
— Что это вы задумали?
 
— Мы собираемся убить этого сына аль-Хаттаба, который отступил от нашей веры.
 
Тогда аль-ʼАс сказал:
 
— Это невозможно.
 
Поняв, в чем дело, толпа разошлась по домам.[5]
 
[1] Он родился в тринадцатом году после года слона, относился к благородному курайшитскому роду и был известным торговцем. Умар, да будет Аллах им доволен, принял Ислам в шестом году пророчества. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, назвал его «аль-Фарук», и он стал вторым праведным халифом. Умар был убит в 23-м году по хиджре в возрасте шестидесяти трех лет, по мнению большинства историков.
 
[2] Лейла бин Абу Хасма трижды совершала хиджру: два раза в Эфиопию, затем в Медину. Жена ʼАмира ибн Рабиʼы, мать Абдуллаха ибн ʼАмира ибн Рабиʼы, передатчика хадисов.
 
[3] В версии имама ат-Тирмизи говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал: «О Аллах, возвысь Ислам тем из двух, кто более любим мною», и он имел в виду либо Абу Джахля, либо Умара. И Умар оказался тем, кого Пророк любил из них двоих больше.
 
[4] Ибн Хишам рассказывает, что однажды Умару сообщили, что его сестра Фатима бинт аль-Хаттаб и ее муж Саʼид ибн Зейд, да будет Аллах ими доволен, приняли Ислам. Он в ярости пришел к ним разбираться, стал отнимать свиток с Кораном, вышел из себя и ударил сестру. Увидев на ней кровь, он пожалел о содеянном. В знак примирения он попросил у сестры разрешения почитать то, что в свитке. Фатима попросила его сначала совершить омовение. Умар выполнил ее просьбу, тогда она дала почитать ему Коран, и то была сура «ТаХа». Прочитав ее, Умар сказал: «Как прекрасны эти слова!». Затем он пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Господа, и произнес слова шахады.
 
[5] Историю привел имам аль-Бухари.


Часть 32. Возвращение мухаджиров из Эфиопии

Спустя три месяца после хиджры в Эфиопию переселенцы вернулись в Мекку, поскольку жизнь там для многих из них оказалось нелегкой: их было мало, и многие из них происходили из знатного рода, с ними были жены, в итоге жизнь в чужой стране оказалась для них тяжелее, чем они рассчитывали.
 
Некоторые историки любят приводить такой рассказ, в котором, по их мнению, заключена причина возвращения переселенцев из Эфиопии. Рассказывают, что до мухаджиров дошла весть о том, что мекканцы якобы приняли Ислам: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочел им суру «ан-Наджм», где – как говорят – похвалил языческих идолов. Он прочитал слова Аллаха:
 

فَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّىٰ  وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَىٰ
 
«Видели ли вы (язычники) аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью – Манат? » (сура «ан-Наджм», аяты 19 – 20)[1]
 
Потом он якобы прочитал: «Это журавли, парящие высоко, на их заступничество мы уповаем».[2] И тогда все язычники упали ниц в земном поклоне в восторге от услышанного.
 
Такие истории передавать запрещено. Лишь тот, в ком нет ни капли понимания и кто передает все, что слышит, не заботясь проверить, достоверна история или нет, может рассказывать подобные вещи. Мы сочли уместным привести здесь ряд доказательств того, что перед нами полностью вымышленная история:
 

Во-первых, у этого хадиса большие проблемы как с цепочкой передатчиков (иснадом), так и с самим текстом (матном). Об иснаде Кади ʼИяд пишет в «аш-Шифа»: «Ни один из передатчиков, достойных доверия, не приводит его, и ни один сильный передатчик не передает его с приемлемым иснадом».
 
Что касается матна, то ни сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, ни даже язычники, не могли быть безумны настолько, чтобы принять за чистую монету похвалу внутри порицания – ведь дальше Всевышний Аллах говорит:
 
 
«Они – лишь имена, которыми назвали их вы и ваши предки. Аллах не ниспослал никакого довода на это» (сура «ан-Наджм»,  аят 23).
 
Очевидно, что здесь и речи не идет о восхвалении идолов.[3]
 
Во-вторых, если бы эта история действительно произошла, у язычников появился бы довод, который они непременно использовали в дальнейших спорах с мусульманами. Мы знаем, что в их упорной борьбе с истиной у них не было ни малейшего довода, а тут вдруг случилось такое! Ведь эти люди хватались за самые малые и ничтожные поводы, чтобы выступить с критикой мусульман. Когда кибла изменилась, и верующие начали совершать намаз в сторону Каабы, что они говорили?! Сам Всевышний Аллах назвал их за это глупцами и ниспослал о них аят в суре «аль-Бакара»:

سَيَقُولُ السُّفَهَاءُ مِنْ النَّاسِ مَا وَلاَّهُمْ عَنْ قِبْلَتِهِمْ الَّتِي كَانُوا عَلَيْهَا قُلْ لِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
 
«Глупцы скажут: «Что заставило их (мусульман) отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?». Скажи (Мухаммад): «Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь»» (сура «аль-Бакара», аят 142).
 
И разве можно представить, что язычники – если бы история с «журавлями» правда случилась – не вспоминали бы ее потом, не приводили ее как довод против мусульман?! Однако ни один из язычников никогда с тех пор не сказал мусульманам: «Что случилось? Почему вы ругаете наших богов, хотя раньше хвалили?!» Они непременно не раз вспомнили бы об этом еще до того, как начались войны и сражения язычников с мусульманами.
 
Третье доказательство ложности этого рассказа следующее: историки, которые его приводят, говоря, что этот эпизод и стал причиной возвращения переселенцев из Эфиопии, указывают на то, что это произошло в месяце раджаб. Однако известно, что мухаджиры вернулись в шаввале, а сура «ан-Наджм» была ниспослана в рамадан. Таким образом, получается, что между ниспосланием суры и возвращением мухаджиров прошел всего лишь месяц. И любой разумный человек без труда поймет, что в те времена за месяц нельзя было добраться от Мекки до Эфиопии и вернуться обратно. Тогда не было пароходов, которые значительно ускорили в наши дни морские путешествия. Не было телеграфа, по которому весть из Мекки о том, что курайшиты приняли Ислам, могла бы мгновенно дойти до Эфиопии.
 
Следовательно, мы уверенно можем сказать: эта история является целиком и полностью вымышленной. Это клевета, придуманная еретиками для того, чтобы пошатнуть основы нашей религии. Но хвала Аллаху, который облагодетельствовал нас тем, что сохранил от искажений Свою Книгу, так что она всегда может рассудить нас и любого клеветника и лжеца.
 
В той же суре Всевышний Господь говорит:
 
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى إِنْ هُوَ إِلاَّ وَحْيٌ يُوحَى
 
«Он не говорит, что ему вздумается. Все это – не что иное, как внушенное (ему) откровение» (сура «ан-Наджм», аяты 3 – 4).[4]
 
А передавать внушения шайтана – еще хуже, чем говорить от себя[5]. Разве можно представить, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мог сказать что-либо, что заставило бы мусульман усомниться в истинности передаваемого им откровения?!
 
Более того, есть полностью достоверная версия описанных событий, которую передает Абдуллах ибн Масʼуд, да будет Всевышний им доволен. Он говорил:
 

 «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал суру «ан-Наджм» и  совершил земной поклон. Вслед за ним упали в земном поклоне все присутствующие, кроме одного человека,[6] который просто поднял с земли горсть камней и приложил их ко лбу со словами: «Мне хватит и этого». Впоследствии я видел этого человека убитым, и он умер кафиром»[7].

 
Однако в этом хадисе нет ничего, что бы указывало на то, что язычники также совершили земной поклон вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Из слов «впоследствии я видел этого человека убитым, и он умер кафиром» следует, что этот человек в какой-то момент стал мусульманином, а затем отошел от Ислама. Такое действительно произошло с с некоторыми малодушными людьми, которые не смогли вытерпеть притеснений со стороны неверующих.
 
Итак, мухаджиры вернулись из Эфиопии в Мекку, тем не менее войти в город смогли лишь те из них, у кого были покровители из числа мекканцев. Абу Саляма вступил под защиту своего дяди по матери Абу Талиба, а Усман ибн Мазʼун – под защиту аль-Валида ибн аль-Мугыры, однако спустя какое-то время этот сподвижник отказался от покровительства аль-Валида, видя, как тот обращается с мусульманами. Он не мог жить, наслаждаясь покоем и безопасностью, в то время, как его братьев мучали и притесняли.
 
[1] Верный смысл этих аятов, где упоминаются языческие божества, по словам толкователей Корана, такой: «Расскажите же, язычники, об этих трех «богинях», которым вы поклоняетесь. Они передали вам какое-то откровение, подобное тому, которое получил Мухаммад от Аллаха, или же они просто камни и куски дерева?!» (Аль-Куртуби, 20/32).
 
[2] Под «журавлями» здесь имеются в виду ангелы или идолы, которые их изображали.
 
[3] В суре «ан-Наджм» порицаются идолы и поклонение им. Так, Всевышний Аллах говорит:
 
«Они – лишь имена, которыми назвали их вы и ваши предки. Аллах не ниспослал никакого довода на это. Они следуют лишь домыслам и капризам души, хотя верное руководство от их Господа уже им явилось» (аят 23),
 
то есть идолы язычников – это всего лишь имена: самих этих «божеств» не существует, все это выдумки. Язычники из поколения в поколения передают эти пустые имена, которыми называют бесполезные камни и деревяшки, не способные ни принести пользу, ни причинить вред. Никакого довода или указания на допустимость поклонения им Аллах не ниспосылал, и не делал этих идолов заступниками людей перед Собой.
 
Язычники Мекки и их предки поклонялись идолам, основываясь на неких предпосылках, веря, что эти «божества» способны приблизить их к Аллаху, а также на личных мистических переживаниях и тому подобном.
 
Абсурдность такой веры ясна здравому рассудку, однако это гораздо более абсурдно, что они продолжают придерживаться своих заблуждений в ситуации, когда к ним пришел Пророк, доказавший явными чудесами и неопровержимыми доводами, что он – посланник Аллаха, передающий откровение от Господа миров.
 
[4] То есть Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не говорит ничего от себя, не озвучивает собственные догадки. Он передает людям только то, что Всевышний велел ему передать без искажений и изменений.
 
[5] Некоторые приводят версию, согласно которой «похвалу идолам» Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, внушил шайтан.
 
[6] Часть ученых говорит, что это был аль-Валид ибн аль-Мугыра, другие – что Саʼид ибн аль-ʼАс. И, вероятно, речь идет все же о последнем, ибо аль-Валид, не приняв Ислам, так и умер неверующим.
 
[7] Передал аль-Бухари.

Источник: Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *