ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА НАШЕГО ПРОРОКА
А — Его высшая нравственность
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) является пророком, посланным для утверждения высоких нравственных устоев, является образцом этических норм, известие о котором ниспослано в Коране.[1]Кстати, и предки его восходили к посланникам и проповедникам истинной веры, чей жизненный путь был беспорочен, души чисты, а сердца далеки от следов греха, коим было предначертано вести человечество к совершенству и наставлять его на истинный путь. Жизнь этих проповедников во всех отношениях была совершенством человеческой жизни.
Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) говорил, что его воспитал Всевышний Аллах.[2] Это высказывание указывает на степень нравственных устоев, обладателем которых он являлся. Он был проповедником, который слова свои, прежде всего, относил к самому себе. Он в самом совершенном виде претворял в жизнь основы благовоспитанности и нравственности, которые проповедовал и которым обучал других.
Матери наши ‘Айша и Хадиджа (радыйаллаху ‘анхума) знали о самых заповедных сторонах его жизни. ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) говорила:
— Коран был его нравственностью.[3]
Благородная Хадиджа (радыйаллаху ‘анха) пыталась успокоить Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в момент ниспослания первых откровений, перечисляя его высокие нравственные качества:
— Всевышний Аллах тебя никогда не огорчит. Потому что ты выказываешь уважение к близким, за должников возвращаешь их долги, помогаешь бедным, оказываешь почести гостям, поддерживаешь правых, являешься помощником нуждающимся.[4]
В священном аяте говорится о его сострадании и милосердии:
«А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего»[5]
Благородная ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) рассказывала о нем следующее:
— Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) никого не упрекал, не отвечал злом на зло, совершенное в отношении его. Он закрывал глаза на зло, выказанное другими в отношении его, и прощал этим людям. Если было необходимо выбрать в отношении кого-нибудь из двух возможных отношений одну, он выбирал, не впадая при этом в грех, самую мягкую и милосердную. Он наказывал по заслугам только тех, кто восставал против Божественных повелений.[6]
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не проклинал ни одного мусульманина по имени, не ударил ни одну женщину, невольника, невольницу и ни одно животное. Он не отвергал ни чьей просьбы, если она не была запретной.
Праведный Али (радыйаллаху ‘анху), будучи двоюродным братом и зятем Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), вырос при нем и на протяжении двадцати трех лет от начала пророческой миссии до его смерти находился рядом с ним. Однажды его сын Хусейн (радыйаллаху ‘анху) попросил его рассказать о нраве своего деда. В ответ он рассказал следующее:
— Святой Пророк был человеком с улыбчивым лицом, прекрасным характером и нежным сердцем. Никогда не был грубым и жестоким. Из его уст не исходило ни одного непристойного слова. Он никогда не критиковал и не осуждал поведение других людей, ничего не говорил в отношении какого-нибудь действия или обстоятельства, которое ему не нравилось. Если человек, совершивший подобные действия сам просил поправить его, то Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), не порицая и не унижая его, помогал ему отказаться от таких поступков или молча давал почувствовать собеседнику свое недовольство.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), избегал в отношении себя трех вещей:
1. Втягиваться в споры и пререкания.
2. Говорить больше, чем это необходимо.
3. Заниматься не интересующими его делами.
В отношении других также избегал трех вещей:
1. Критиковать, кого бы то ни было.
2. Оскорблять, кого бы то ни было.
3. Стараться разузнать, чьи бы то ни было секреты.[7]
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) четко определял все свои дела и занятия, выделял время для молитв и религиозной практики, устанавливал время сна и отдыха, часы приема гостей и посетителей.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) никогда не изменял манеру своего поведения в отношении кого бы то ни было.
Если кто-либо вел себя неподобающим образом, он никогда не делал замечание, упоминая имя, лишь говорил, что «некоторые делают так-то или поступают так-то», подобными словами он критиковал обычаи, которые ему не нравились. Таким образом он давал советы, никого не обижая и не допуская чьего-либо унижения.
Он расспрашивал о своих сподвижниках, когда их долгое время не видел: «почему они не приходят», «почему они не показываются». Он прилагал большие усилия, чтобы не докучать сподвижникам. В своих действиях он предпочитал выбирать середину. В правоте и в праве все были перед ним равны. Единственным преимуществом была набожность.[8] В его окружении находились самые избранные представители общины. Самыми высокими по степени из его окружения были те, кто помогал друг другу и защищал друг друга.
Б — Его превосходные качества
1 — Его решительность и смелость
Всевышний Аллах, славя своих пророков в Коране, называет их «решительными пророками». Последний из них — Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) полностью обладал этими свойствами. Продолжавшиеся в течение тринадцати лет бесправие и гонения в Мекке не смогли поколебать его решительность и смелость.
Мекканская знать, пресытившись от преследования и насилия в отношении него, предлагала ему отказаться от исламского призыва и взамен получить статус правителя Аравии, богатство и самых прекрасных женщин. Они считали, что их обманчивые обещания принесут какую-то пользу. Действительно, такие обещания могли поколебать самого непоколебимого человека и заставить отказаться от своей миссии. Но он смог противостоять всем этим обманчивым обещаниям. В этих условиях, когда его дядя Абу Талиб дал понять, что хочет отказать ему в покровительстве, он выказал редчайший образец решительности и смелости:
— Дядя! Если мне дадут в одну руку луну, а в другую солнце — я не отступлюсь от своего призыва к истине! [9]
На протяжении своей жизни он проявлял прекрасные образцы решительности и смелости в борьбе с язычниками и неверными, благодаря своей решительности и смелости он, управляя малым войском, рассеивал многочисленные армии язычников.
2 — Его доблесть и героизм
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был образцом доблести и героизма, достойных его великой личности.
Во время хиджры мекканские язычники окружили его дом, намереваясь убить его, как только он выйдет из дома. Он бесстрашно открыл дверь и, рассыпая землю на язычников, удалился, читая первые аяты из суры Йа-Син.[10] В пещере Саур он успокаивал Абу Бакра (радыйаллаху ‘анху):
— Не бойся, с нами Аллах!
В семнадцать лет он отправился в Йемен вместе со своим дядей. По пути в одной из долин им повстречался сбежавший и одичавший верблюд. Молодой Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) немедля вышел ему навстречу и поймал за повод.
Праведный Али (радыйаллаху ‘анху) рассказывал:
— Во время ожесточенной битвы при Бадре порой нам приходилось прятаться за спину Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), он был самым смелым из нас. Он всегда находился рядом с войском неприятеля.[11]
В битве при Хунайне под напором неприятеля исламское войско было вынуждено отступить. Однако Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) стоял твердо на своем месте и непрерывно подгонял своего коня вперед, находясь со всех сторон под обстрелом противника. Когда у Бера (радыйаллаху ‘анху), участвовавшего в той битве, спросили:
— Был ли ты в тот день среди отступавших?
Он сказал:
— Да, я тоже был среди отступавших. Однако я свидетельствую, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не отступил ни на шаг, когда же битва ожесточилась, словно дикое пламя, все мы сплотились вокруг него. Он был источником нашей храбрости.[12]
Анас бин Сабит (радыйаллаху ‘анху) говорил:
— Самым смелым из нас был Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). В один из дней в Медине распространился слух о том, что враг ворвался в город. Все начали готовиться к обороне. Только Посланник Аллаха внезапно вскочил на неоседланную лошадь и поскакал в ту часть города, которая по слухам, была захвачена противником. Проверив все подступы к городу он вернулся, прекратив тем самым опасения напуганных людей.[13]
Продолжая совершать намазы в своем доме и открыто читая Книгу Аллаха, он тем самым дал курейшитам ответ на продолжавшийся три года жесточайший бойкот, объявленный ему и покровительствовавшему ему дяде Абу Талибу. Он в одиночестве переносил тяготы бойкота в Мекке, отправив своих друзей в Эфиопию из-за опасения за их жизни, потеряв одного за другим Абу Талиба и Хадиджу (радыйаллаху ‘анхума), посвятивших себя оказанию ему помощи, и, оставшись один в Мекке после того, как большинство его товарищей переехали в Йасриб (Медину), он каждый день приходил к Каабе, продолжая совершать намаз и читать Коран. Все это свидетельствует о несравненной доблести и героизме Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям).
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был отважным человеком. Отвага – это проявление терпения и стойкости, принятие правильных решений в чрезвычайных ситуациях, в условиях страха и ужаса. Мекканские язычники окружили его дом и поджидали с обнаженными мечами, чтобы убить его, как только он выйдет из дома. Он бесстрашно открыл дверь и, рассыпая землю на язычников, прошел между ними, читая первые аяты из суры Йа-Син.
3 — Его последовательная правдивость и честность
По существу своему Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был великим человеком. Еще с детских лет он питал отвращение и не поклонялся идолам, почитаемым язычниками. В юности его достоинства были настолько очевидны, что самая богатая женщина племени Курейш предложила ему жениться на ней.
Самым ценным из его прекрасных качеств, верным которому он оставался на протяжении всей своей жизни, была правдивость. Абу Талиб, которому курейшиты угрожали за покровительство Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), настойчиво умолял его отказаться от своего призыва, но он был тверд в своем решении, хотя на глазах его появлялись слезы. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) смиренно противостоял бурям, которые бушевали вокруг него, и был образцом приверженности к истине и твердости в вере.
Однажды возле Каабы Утба Бин Рабиа от имени племени завел с ним следующий разговор:
— О сын моего брата! Ты выделяешься среди нас, имея широкую поддержку окружающих тебя людей и своим благородным происхождением. Не приноси больших неприятностей своему племени. Своими действиями ты внес разногласия в него. Ты объявил войну нашим идолам. Ты выступил против религии наших отцов. Послушай меня и может быть, ты примешь часть из того, что я тебе выскажу.
— Говори, о Абуль-Валид! – сказал он. Утба продолжил:
— Если цель твоя завладеть богатством посредством религии, которую ты принес, мы сделаем тебя богатым. Если ты хочешь иметь почет и уважение, мы поставим тебя главою над нами. Если ты подвергся каким-то чарам и не можешь избавиться от них, мы будем лечить тебя, пока не придет исцеление.
Когда Утба закончил говорить, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ответил ему первыми аятами из суры Фуссилят:
— Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Ха. Мим. Ниспосланное от Милостивого, Милосердного. Книга, аяты которой разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих. Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит.[14]
Если бы Истина, наполнявшая его душу не была бы его высочайшей целью, то смягчение до такой степени враждебности племени по отношению к нему было бы достаточной причиной, чтобы удовлетворить его героизм, остановить начатую им революцию против их божеств и религии.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был уникальным примером стойкости и героизма в отношении Истины, уникальным примером призыва к людям быть рабами только Господу, но братьями между собой.
4 — Его смиренность
Пророк наш (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был прост в общении и поэтому встречался с людьми любого уровня, выслушивал волнующие их темы, откликался на их приглашения. Ел пищу с бедняками и рабами, сам устраивал свои дела и посещал самых бедных людей.
Однажды, увидев перед собой трясущегося от страха бедуина, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал ему:
— Друг, не волнуйся! Я не король. Я сын женщины из курейшитов, питавшейся коркой сухого хлеба.[15]
Абдуллах бин Ауф (радыйаллаху ‘анху) говорил, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не стеснялся ходить вместе с вдовами и беспомощными и улаживать их дела.
Однажды один человек хотел обратиться к нему со словами:
— Господин наш! Ты самый благословенный! Сын самого благословенного из нас! – на что он ответил:
— О люди! Побойтесь Бога, не внимайте шайтану. Я только Мухаммад сын Абдуллаха, раб Аллаха. Всевышний Аллах удостоил меня чести пророчества. Я не хочу, чтобы мне оказывалось почитание выше этого.[16]
Вот что рассказывает о скромности и смиренности Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) Адий (радыйаллаху ‘анху), сын известного своей щедростью Хатема Тайа.
Адий полагал встретить в Медине величественного правителя:
— В мечети Медины, приблизившись к Мухаммаду (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), я поприветствовал его.
— Кто ты? – поинтересовался он.
— Адий, сын Хатема, — представился я.
Он встал и пригласил меня в свой дом. Клянусь Аллахом, он сознательно и искренне выказал такое обхождение непосредственно мне. По дороге его остановила одна пожилая и слабая женщина. Он слушал её, пока она не закончила говорить. «Клянусь Аллахом! Это не правитель», — сказал я себе. Затем он привел меня к себе в дом. Передал мне кожаную подушку, наполненную пальмовыми волокнами, и сказал:
— Пожалуйста, присаживайся.
— Нет, вы садитесь, — сказал я.
— Нет, вы! — повторил он. Я сел. А сам он устроился прямо на полу. «Клянусь Аллахом, так не поступают правители», — подумал я. Затем он заговорил и между нами произошел следующий разговор:
— Эээ… Адий сын Хатема! Ты из Ракуситов не так ли? – спросил он.
— Да, — сказал я.
— Брал ли ты четвертую часть военной добычи своего племени?
— Да, брал! — ответил я.
— Так вот по твоей религии это было запретным, — сказал он.
Да, действительно это было так. Из его слов я понял, что он является истинным пророком. Он знал то, чего не знает каждый.
После этого Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) продолжил:
— О Адий! Может причина, по которой ты не обратился к этой религии в том, что ты увидел её последователей в нужде. Клянусь Аллахом, вскоре их богатство увеличится настолько, что не найдется места для него! А может, тебя удерживает то, что у них много врагов? Клянусь Аллахом, пройдет не так много времени и ты услышишь, что какая-либо женщина без страха выедет из далекой Кадисии верхом на верблюде, чтобы посетить этот дом — Каабу! Может для тебя является препятствием то, что они находятся в подчинении у правителей других государств и царств? Клянусь Аллахом, вскоре ты услышишь, как белые дворцы Вавилона будут взяты мусульманами.
— Услышав все это, я стал мусульманином.
Адий прожил достаточно, чтобы стать свидетелем взятия мусульманами Кадисии и дворцов Вавилона, и он все это увидел.[17]
Возможно ли такое, чтобы полководец, стоявший во главе победоносной армии, состоящей из тысяч беззаветно преданных и повинующихся ему единоверцев, не чувствовал гордость? Однако Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), особенно в такие времена, выказывал высочайшую скромность и склонял голову перед величием Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха въехал в Хайбар во главе победоносного войска верхом на осле с поводьями из веревки.[18]
Ему был предоставлен выбор: быть пророком правителем или пророком рабом, по своей скромности он предпочел быть пророком рабом.[19] Поэтому, въезжая в Мекку верхом на верблюде как глава государства и полководец, он из-за своей скромности пригнул голову к шее верблюда так, что борода его чуть ли не касалась седла.[20]
5 — Его благовоспитанность и стыдливость
Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был более стыдлив, чем закутавшаяся в покрывало юная девушка. Из-за своей крайней стыдливости он в жизни ни кого не упрекнул, ходил спокойной поступью и не смеялся громко.
В те времена в Аравии, как и в других странах, не почитались ни благовоспитанность, ни стыдливость. Арабы купались голыми, даже ритуальный обход Каабы совершали нагишом. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) испытывал отвращение к подобной вульгарности. Из-за этого он даже предостерегал от посещения бань. Было дано разрешение мыться в банях, только прикрывая интимные части тела. Однако эта разрешение не распространялось на женщин.
В силу своей стыдливости Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не говорил громко в местах скопления народа и на базарах. Не произносил неприятных слов. Опять таки из-за стыдливости он не всматривался подолгу ни в чьи лица. Он не обращал свой взор на те места или изъяны у людей, которые те не желали показывать. Даже увидев, он не показывал вида. По словам матери нашей благородной ‘Айшы (радыйаллаху ‘анха), она никогда не видела его интимных мест.[21]
Посланник Аллаха призывал людей к стыдливости, говоря, что она является частью веры, которая оберегает от запретного. Однажды некий юноша приблизился к нему и спросил его позволения на совершение прелюбодеяния. Присутствовавшие при этом сподвижники хотели заставить юношу замолчать, но он сказал им: «Оставьте, пусть подойдет ко мне». Затем он спросил у юноши по порядку: «Хотел бы ты, чтобы это сделали с твоей матерью, дочерью, сестрой, сестрой отца или матери»? Каждый раз юноша отвечал: «Нет, не хотел бы». Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Вот так и все люди не желают, чтобы делали плохое в отношении их родственников» и, положив руку на грудь юноши, произнес ду’а: «О Аллах, прости его грехи, сохрани его сердце и срамное место от запретного!». С тех пор этот юноша стал благонравным человеком.[22]
6 — Его добрые отношения с людьми
Люди, имевшие отношения с ним еще до пророческой миссии, восхищались его правдивостью и называли его «аль-Амин» (Верный). Даже после того, как он стал пророком, курейшиты, будучи заклятыми врагами Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), оставляли ему на хранение свои ценности.
В один из дней некий бедуин пришел к Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) получить долг. По своей грубости бедуин начал разговор с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в очень грубой форме. Благородные сподвижники с раздражением предупредили бедуина:
— Знаешь ли ты, с кем говоришь? – Бедуин:
— Я пришел требовать то, что мне причитается по праву.
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:
— Вам следовало поддержать его, потому что он просит то, что ему причитается.
После этого Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) оплатил долг бедуину с лихвой.
Однажды Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был представлен некий арабский купец по имени Саиб.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:
— Я знаю его лучше вас.
— Да, — сказал Саиб, — Мы были компаньонами в торговых делах. Все его расчеты были безупречными.[23]
Джабир бин Абдуллах (радыйаллаху ‘анху) во время одного из путешествий находился вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Верблюд Джабира (радыйаллаху ‘анху) от усталости стал не пригоден для дела. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) купил его у Джабира (радыйаллаху ‘анху) и, вернув обратно, сказал:
— И верблюд и деньги принадлежат тебе.[24]
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) взял у одного человека верблюда и вернул взамен лучшего, сказав:
— Те, кто оплачивает долги лучшим образом, благовоспитанные люди.[25]
Так же в один из дней в окрестностях Медины расположился на ночлег караван. Проходя мимо каравана наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), увидел красного верблюда, спросил его цену и, не торгуясь, увел его с собой.
Спустя некоторое время караванщиков охватило беспокойство. Они сожалели, что отдали верблюда, не взяв денег.
Одна женщина из каравана успокоила их, сказав:
— Не горюйте, в этих местах мы не видели более благообразного человека, такой человек не может обмануть нас.
К вечеру Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) вместе с платой за верблюда отправил караванщикам достаточно еды и питья.[26]
В битве при Хунайне Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) для того, чтобы оснастить муджахидов Ислама доспехами в долг, обратился к Сафуану, который еще не был мусульманином.
— Вы что хотите ограбить меня, отняв мое имущество? – возмутился Сафуан.
Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ответил:
— Нет, мы хотим взять это у вас взаймы. Если что-то будет утеряно, мы возместим его стоимость.
Тогда Сафуан дал взаймы мусульманам порядка тридцати-сорока доспехов. По возвращении с поля битвы недосчитались нескольких доспехов. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) предложил возместить их стоимость, но Сафуан (радыйаллаху ‘анху), сказав:
— О Посланник Аллаха, сердце мое изменилось, — принял веру.[27]
Пророк наш (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) никогда не мстил тем, кто был виноват перед ним. Он был из тех, кто мало гневался, много прощал и был очень мягок. Он не придавал значения грубости и обидам, звучавшим в речах и вопросах иноземцев, которые приходили на его собрания, прощал им. Он был очень внимателен к присутствующим и покорно выслушивал до конца тех, кто рассказывал о своих нуждах. Он не отвергал никого, кто обращался к нему с просьбой, а если не мог исполнить, то обещал. К своим сподвижникам он относился с отцовской нежностью.
[1] аль-Ахзаб, 33/21; ср. аль-Калам, 68/4
[2] см. Кашфуль-Хафа, I, 70
[3] Муслим, Мусафирин, 139; Абу Дауд, Татавву, 26
[4] Бухари, Бад’уль-Вахий, 1
[5] Али Имран, 3/159
[6] Бухари, Худуд, 10; Муслим, Фадаилун-Наби; Абу Дауд, Адаб, 5
[9] Аср Саадат, II, 100
[12] Муслим, Джихад, 28
[13] Бухари, Ибн Ханбаль, III, 185; Ибн Са΄д, Табакат, I, 373
[14] Фуссылят, 41/4
[15] Ибн Маджа, Ат΄има, 30
[16] см. Абу Дауд, Адаб, 10
[17] Ибн Хишам, Сира, IV, 227; Ибн Ханбаль, IV, 378
[18] Аср Саадат, II, 96
[19] Хейсами, Маджма’уз-Заваид, IX, 192
[20] Ибн Хишам, Сира, IV, 48
[21] аш-Шамаилуль-Мухаммадийа, 283
[22] Ибн Ханбаль, I, 256-257
[23] Абу Дауд, Адаб, 20
[24] Бухари, Бюйу, 34
[25] Аср Саадат, II, 71 (из Тирмизи)