11.10.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СООБЩЕНИЕ ДОЧЕРИ ПРОРОКА ЗАЙНАБ

Среди пленных был и Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа, зять Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), муж его дочери Зайнаб.
Абу аль-Ас среди жителей Мекки был известен своим богатством, надежностью и удачной торговлей. Он был сыном Хали, дочери Хувайлида, а Хадиджа (да будет доволен ею Аллаh) приходилась ему теткой со стороны матери. Хадиджа попросила Пророка (салляллаху аляйхи ва саллмя) женить его. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не противоречил ей. Это было еще до того, как пришло к нему откровение. Он и выдал за него свою дочь Зайнаб. Хадиджа считала его вместо сына. Когда Аллах сделал его Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), Хадиджа и его дочери уверовали в него, поверили ему, засвидетельствовали, что принесенное — правда, приняли его религию. А Абу аль-Ас остался приверженцем язычества. А до этого Пророк (саллялаху аляйхи ва саллям) выдал замуж за Утбу ибн Абу Лахаба Рукию или Умм Кульсум. Когда он пришел к курайшитам с Делом Аллаха и началась вражда между ними, они сказали: «Вы избавили Мухаммада от забот: верните ему дочерей, пусть сам позаботится о них». Пошли к Абу аль-Асу и сказали ему: «Разведись со своей женой, мы женим тебя на любой женщине из курайшиток, которую пожелаешь!» Он ответил: «Ни в коем случае, ей-богу, не разведусь со своей женой! Я не хочу вместо своей жены другую женщину из курайшиток!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) благодарил своего зятя за добропорядочность. Потом они пришли к Утбе ибн Абу Лахабу и сказали: «Разведись с дочерью Мухаммада! Мы женим тебя на любой курайшитке, которую захочешь!» Он ответил: «Если жените меня на дочери Абана ибн Сайда ибн аль-Аса или дочери Сайда ибн аль-Аса, тогда разведусь с ней». Его женили на дочери Сайда ибн аль-Аса, и он развелся с Рукией. Он еще не успел войти в нее, и увел ее Аллах от него, и ее уход от него было честью для нее и позором для него. После него на ней женился Осман ибн Аффан. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) не занимал в Мекке положения, позволяющего ему принимать решения: разрешить или запретить, был лишен самостоятельности. А Ислам разъединил дочь Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Зайнаб, когда она приняла ислам, от Абу аль-Аса ибн ар-Рабиа. Но Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) не мог их разлучить. Она жила с мужем, будучи мусульманкой, а он с ней — будучи язычником, до переселения Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Когда курайшиты пошли в долину Бадр, среди них был и Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа. Во время битвы в Бадре он попал в плен и находился в Медине в плену у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Мне передал Йахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца Аббада, передавшего ему рассказ Аиши (да будет доволен ею Аллаh), которая говорила: «Когда жители Мекки послали выкуп за своих пленных, Зайнаб, дочь Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), тоже послала выкуп за Абу аль-Аса ибн ар-Рабиа. Вместе с деньгами в качестве выкупа она послала ожерелье, которое подарила ей Хадиджа, когда на ней женился Абу аль-Ас. Айша рассказывает, что когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел это ожерелье, он очень сильно расстроился от этого и сказал: «Если сочтете нужным отпустить ее пленника на свободу и вернуть ей ее вещи, то сделайте!» Они сказали: «Хорошо, о Посланник Аллаха!» Отпустили его и вернули ей то, что она прислала.
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял с него слово или Абу аль-Ас сам обещал Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) отпустить Зайнаб к нему, либо это было условием освобождения его. Об этом не говорил ни Абу аль-Ас, ни сам Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). Когда Абу аль-Ас уехал в Мекку после своего освобождения, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) послал в условленное место Харису и одного человека из ансаров, приказав им: «Будьте во впадине Йаджижа, пока к вам не подъедет Зайнаб. Сопровождайте ее и приведите ко мне». Они выехали на это место. Было это через месяц или около того после битвы в Бадре. Абу аль-Ас, приехав в Мекку, велел ей уехать к отцу своему. Зайнаб стала готовиться к поездке.
Мне передал Абдаллах ибн Абу Бакр, говоря, что ему передали рассказ Зайнаб, которая говорила: «Вот я собираюсь в Мекке, чтобы поехать к отцу. Тут меня встретила Хинд, дочь Утбы, и сказала: «О дочь Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям)! Я слышала, что ты хочешь уехать к своему отцу». Я ответила: «Я не хотела этого». Она сказала: «О дочь моего дяди! Если тебе нужны вещи или деньги для поездки к своему отцу, то обращайся ко мне и не стесняйся! Если мужчины враждуют, то это на женщин не распространяется». Ей-богу, она сказала это от чистого сердца. Но я ушла от нее и не захотела, чтобы она узнала о моем желании уехать. Я стала готовиться к поездке».
Когда дочь Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) закончила свои сборы, ее свояк Кинана ибн ар-Рабиа, брат мужа, привел верблюда, на которого она села. Он взял лук и колчан и отправился вместе с ней днем, ведя ее верблюда. И она сидела в паланкине. Об этом стало известно курайшитам. Они погнались за ней и догнали в лощине Зу Тава. Первым ее догнал Хаббар ибн аль-Асвад и стал трясти перед сидевшей в паланкине Заинаб копьем. Утверждают, что она была беременна. Она испугалась, и у нее случился выкидыш. Тогда ее свояк Кинана встал на колено, разложил свои стрелы и крикнул: «Клянусь, если кто приблизится ко мне, то я всажу ему стрелу!» И люди отошли от него.
Пришел Абу Суфьян со знатными людьми и сказал: «О человек! Не стреляй в нас, мы хотим с тобой поговорить!» Он отвел от них нацеленную стрелу. Абу Суфьян подошел к нему н сказал: «Ты неправ. Ты выехал с этой женщиной на глазах у людей, открыто. Ты знаешь, какое несчастье и какая беда нас постигла и что мы перенесли от Мухаммада. Люди думают, что если ты увозишь от нас его дочь к нему открыто, на глазах у людей, то это будет означать, что мы смирились с той бедой, которая нас постигла раньше. Клянусь жизнью своей, мы не хотим удерживать ее от отца и не хотим таким образом мстить ему. Но ты вернись с женщиной, пока не утихнут голоса и разговоры среди людей. Мы ее вернем, а потом тайно ты ее увези и отвези к отцу ее».
Он так и поступил. Она пробыла несколько дней, пока не стихли разговоры. Тогда вывез ее ночью и вручил Зайду ибн Харисе и его спутнику, которые и привезли ее к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям).
Мне передал Йазид ибн Абу Хабиб со слов Букайра ибн Абдаллаха, со слов Сулаймана ибн Йасара, со слов Абу Исхака ад-Дауси, со слов Абу Хурайры. Абу Хурайра рассказывал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) послал отряд, в котором был и я. Он нам сказал: «Если захватите Хаббара ибн аль-Асвада или другого человека, который вместе с ним догнал Зайнаб (Ибн Хишам говорит, что Ибн Исхак в своем хаднсе назвал имя этого «другого человека», говоря: «Это Нафиа ибн Абд Кайс»), то сожгите их обоих в огне!» Абу Хурайра далее рассказывает: «На другой день он направил к нам посыльного со словами: «Я вам приказывал сжечь этих двух людей, если схватите их. Потом я пришел к выводу, что никто не должен подвергать пытке огнем, кроме Аллаха: если их схватите, то убейте обоих!»
Абу аль-Ас жил в Мекке, а Зайнаб — у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) в Медине, когда их разлучил ислам. Перед завоеванием Мекки Абу аль-Ас отправился по торговым делам в Сирию. Он был человеком надежным в торговых делах, и курайшиты доверяли ему свои товары. Когда он, закончив свои торговые дела, возвращался назад, его встретил отряд Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Они захватили то, что с ним было, а сам Абу аль-Ас спасся бегством. Когда отряд вернулся с захваченными товарами, Абу аль-Ас пришел под покровом ночи к Зайнаб, дочери Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), и попросил у нее защиты. Она взяла его под свою защиту. Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) вышел к утренней молитве, как передал мне Йазид ибн Руман, то воскликнул: «Аллах велик!» Люди тоже воскликнули: «Аллах велик!» Зайнаб из женской половины крикнула: «О люди! Я взяла под свое покровительство Абу аль-Аса ибн Рабиа!» Закончив молитву, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) обратился к людям: «О люди! Вы слышали то, что услышал я?» Ответили: «Да». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) продолжил: «Клянусь тем, в чьих руках душа Мухаммада, я об этом ничего не знал, пока не услышал то, что услышали и вы. Даже самый малый мусульманин имеет право покровительствовать любому человеку от имени всех мусульман». Потом Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) направился к своей дочери и произнес: «О дочь! Чти его жилище, пусть он к тебе не приходит: ты запретна для него!»
Рассказал мне Абдаллах, сын Абу Бакра, да будет доволен ими обоими Аллах, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) посылал в отряд, захвативший имущество Абу аль-Аса, посыльного со словами: «Этот человек нам очень близок, как вы знаете. Вы захватили его имущество. Если вы поступите по-доброму и вернете ему то, что принадлежит ему, то мы бы одобрили это. А если не захотите, то это — добыча Аллаха, который и даровал вам ее, и вы имеете права на эту добычу». Они ответили: «О Посланник Аллаха(салляллаху аляйхи ва саллям)! Мы вернем ему имущество». Абдаллах сказал: «И вернули ему имущество. Один принес ведро, другой — старый бурдюк, третий — кувшин для совершения омовения, один даже принес палочку, при помощи которой завязывают мешок. Вернули ему все вещи, и ни одна из них не потерялась».
Потом Абу аль-Ас повез собранные вещи в Мекку и раздал каждому владельцу свое имущество, а также тем, кто посылал с ним свой товар. Потом он спросил: «О курайшиты! У кого-нибудь из вас осталось имущество у меня, которое он не взял?» Они ответили: «Нет. Да воздаст тебе Бог добром! Мы убедились в твоей честности и добропорядочности». Абу аль-Ас сказал: «Вот я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммад раб Его и посланник Его! Ей-богу, меня удерживало от принятия ислама при нем только лишь опасение, что вы подумаете обо мне, как будто я хотел этим присвоить ваше имущество. Когда ваши вещи возвращены и я освободился от них, я принял ислам». Потом он уехал и приехал к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям).
Мне передал Дауд ибн аль-Хусайн со слов Икримы, со слов сына Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах. Ибн Аббас сказал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) вернул ему Зайнаба на основании первого бракосочетания, состоявшегося шесть лет тому назад».
Ибн Хишам передает: «Мне рассказал Абу Убайда, что Абу аль-Асу ибн ар-Рабиа, когда он приехал из Сирин с имуществом язычников, сказал: «Хочешь, прими ислам и возьмешь все это имущество себе, ведь это имущество язычников!» Абу аль-Ас ответил: «Плохо начать мое мусульманство с того, что я нарушу свою честность».
Ибн Исхак передает: «Среди пленных, освобожденных без выкупа, нам называли: Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа, которому Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) оказал милость по¬сле того, как Зайнаб послала выкуп за него Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям); Сайфи ибн Абу Рифаа,
которого оставил в руках тех, кто его пленил. Когда никто за ним не пришел с выкупом, его освободили, взяв с него слово, что он пришлет им выкуп за себя, но он им ничего не заплатил. Абу Азза Амр ибн Абдаллах, который был бедным, имел много дочерей. Он обратился к Пророку со словами: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Ты знаешь, что у меня денег нет, что я беден, у меня много детей. Освободи меня без выкупа!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) освободил его без выкупа, взяв с него слово, что он никого не будет поддерживать против Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)».
Ибн Хишам отмечает, что выкуп язычников в то время составлял четыре тысячи дирхамов за человека и до тысячи дирхамов, кроме неимущих, которых Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) освободил без выкупа.

Добавить комментарий