Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ТРЕХ ИМАМАХ ДАГЕСТАНА
(продолжение)
Облеченный доверием имам, которого возвеличили все справедливые люди, все, кто встречал его, кто о нем слышал, мусульмане и неверные, все народы, друзья и враги и не являющиеся ни теми, ни другими; человек, сотворенный соответствующим райской земле, которому наследники Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) дали разрешение на наставничество; вождь, которого Аллах, создал специально для джихада; имам Шариата, отвергнувший адаты; железная ограда Ислама; герой, которого высоко ценили правители мира, храбрость которого известна во всем мире, — осталось ли что-либо еще, что мы можем сказать о тебе?!
Оставив старика на лугу, они дошли до Таттахира между вечерней и ночной молитвами. Там они пробыли три дня, пользуясь гостеприимством жителей. Один из них, который дал обет зарезать быка, если увидит имама вернувшимся с Ахульго живым, пригласил их к себе в гости. Он зарезал быка и собрал весь джамаат. Так встретили имама с великими почестями.
Затем имам отправился дальше и остановился в Баяни, где и родился его сын Мухаммадшафи. Это было 21-го числа месяца раджаб. Там же имам зарезал баранов-‘акика (‘Акика — животное, которое приносят в жертву за новорожденного) за своего сына. Весь джамаат оказывал почести имаму и его товарищам.
Поблагодарив их, Шамиль отправился в Ведено. Когда он добрался до Ведено, уже наступил месяц ша’бан. Имам созвал совет, чтобы решить, как быть дальше. Оставив семью в Ведено, он объехал вместе с товарищами окрестности, чтобы осмотреться. Он выбрал Гарашкити (или ‘Арасти) и решил обосноваться здесь. В Ведено за семьей Шамиль отправил своего близкого кунака Шахбана. Когда прошли первые десять ночей месяца ша’бан, семья имама уже прибыла к нему. После этого друзья, оставив имама в удобном и безопасном месте, отправились по домам. С ним остались только восемь человек: друг Шамиля Юнус из Чиркея, его помощник Салих, Мухаммад, сын Худаната, Гимбат, Биляди, Муса из Балахуни, Муртазаали и Нурали из Арадериха.
Рассказ о последующих событиях был бы слишком долгим, поэтому вернемся к Ахульго.
Джаватхан из Дарго и храбрый Шуайб (да будет доволен ими Аллах!) остались с имамом и много потрудились во благо Ислама. Они приложили много усилий, собирая войско для имама. В итоге в Ичкерии было создано 4 округа. В каждом из них оставили отважных наместников. В округе Кихи наместником стал Мухаммад, сын Ахберди, в округе Шали-Гермечик наместничество доверили Джаватхану, округ Щеки доверили Шуайбу, а округ Авух поручили переселенцу Хаджи Ташаву.
Справедливый порядок Шамиля принес свои плоды, огромное количество людей последовало за ним. Народ полюбил справедливого имама, но и недоброжелателей хватало, как и везде. Наведя порядок в Чечне, Шамиль вернулся в Дагестан. Он побывал во многих селах, разъясняя людям Шариат. Часть жителей села Зубутли выступили против имама. Амирхан из Чиркея, Мамадхан из Анди с одной стороны и Шамиль с другой вошли в село и навели в нем порядок. Затем Шамиль с мюридами поднялись на чиркейскую гору. Жители Чиркея устроили большой маджлис предположительно в местечке Миккиласул кул’а. После жарких споров все приняли имама.
После этого имам вместе с этими чиркейцами и остальными мюридами отправился в Ишкаталу и там тоже установил должный порядок. Оттуда они вошли прямо в Эрпели, подожгли дом Уллубия, и причин тому было более чем достаточно. Потом имам отправился в Гельбах и Янгиюрт, после чего, сделав круг, вернулся в горы. Мюридов из Чиркея и Караная он послал в свое родное село Гимры, а сам с остальными отправился в Ашильту. Оттуда имам поднялся на Ахульго.
Судьба покорной жены Джавгарат, которая погибла на Ахульго, потрясла Шамиля. Кто-то показал ему, где убили Джавгарат, отсюда поток воды перенес ее тело в другое место. Истинная мученица, она была укрыта слоем ила и лежала как райская гурия, словно живая. Ее тело и одежда не претерпели никаких изменений, даже губы были влажными, как у живого человека. Для Джавгарат — живой, хотя в ее теле не было души, — была выкопана могила, подобная райскому саду. Как Лев Аллаха ‘Али похоронил мать Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллаh), так и имам похоронил мать Сайда на Ахульго.
Царская армия понесла на Ахульго большие потери. Были убиты в общей сложности тридцать три тысячи и один солдат. Был случай, когда мюриды Шамиля за один день перебили пять тысяч человек. Говорят, что в одном сражении спастись удалось лишь генералу с двумя солдатами, остальные были убиты.
Из соратников имама на Ахульго погибли более трехсот чело¬век. Вспомним имена некоторых из них, так как нет возможности перечислить всех. Молодые чиркатинцы, ‘алимы и предводители, в их числе и Муртазаали, пали шахидами одними из первых. Также остались на Ахульго ‘алим и мухаджир Сурхай аль-Кулавиййя и Алибег из Хунзаха. Дядя имама — ученый Батирхан, мухлис (Мухлис — чистосердечный, искренний в поклонении человек) И мубарак (Мубарак — благодатный; обладатель благодати (бараката)) Муртазаали из селения Мачада, храбрец из Ирганая Мухаммадсултан и Кокав Умар из Согратля — глаза их также закрылись на Ахульго. Отважный Мухаммад, сын Балайя из Ирганая, который за один день убил сто неверных, Хусейн, сын Арика, и Мухаммад, сын Хан-Акая из Аргвани, — герои, оставшиеся на Ахульго. Храбрый ‘алим, силач Хизи из Чиркаты, Усман из Балахуни, сын сестры имама Гази-Мухаммада молодой ‘алим Мухаммад тоже полегли на Ахульго. Уца из Арадериха, Алихан из Харахи, Саду из Ороты, Хусейн, сын Алика, Мухаммад, сын Муртаза из Оркачи, Ибрахйм аль-Хусайни из села имама, друг имама, главный по наведению порядка, отец одаренного сына -храбрый Муртаза, Мухаммадамин из гидатлинского селения Хотода — все они павшие на Ахульго шахиды.
Поздравим же с обретением Рая тех, кто воевал вместе с имамом за Ислам, тех, кого похоронили, и тех, кто остался непохороненным, истинных шахидов, не ослабивших ремни, затянутые ради Шариата, не продавших Ислам за деньги, не обманутых богатством, проявлявших решительность, уповая на Господа, грудью становившихся против пуль, защищая Ахульго, — славных храбрецов!
Когда имам с мюридами ушли с Ахульго, оставшихся мужчин, женщин и детей, которые не смогли уйти, взяли в плен. Их было предположительно от шестисот до семисот человек.
Похоронив жену Джавгарат, имам отправился с друзьями в отцовское селение. Когда Шамиль был уже там, неожиданно напали враги. Произошло столкновение, в котором стал шахидом Тагир из Унцукуля, да удостоимся и мы его благодати и заступничества. Говорят, что мать Тагира, да удостоится она Рая, увидев его убитым, не проронила ни слезинки, сказав: «Я довольна тем, что Аллах, даровал тебе то, чего ты желал», и воздала хвалу Всевышнему. Дай Аллах, чтобы на нашей земле было больше матерей и сыновей с таким терпением и крепкой верой. Да увеличит Аллах, в Дагестане число истинных ‘алимов, чтобы они охраняли границы религии как зеницу ока! Да не иссякнет для нас воспитание истинных суфиев, любящих поклоняться Аллаху и не призывающих к смуте. Да избавит нас Аллах, от болезней, против которых врачи бессильны. Дай Аллах, чтобы никто не сошел с истинного пути, на котором были наши предки. Да не будут потомки, не принимающие наставления. Да образумятся те, кто в мед добавляет соль. Да поможет Мудрейший искренне раскаяться. Дай Аллах, чтобы люди выбрали шариат Его Любимца (салляллаху аляйхи ва саллям), и да сделает Аллах нас оживляющими Сунну Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), и да убережет нас Аллах, от бед и смут последнего времени! Да отвлечет Создатель разжигающих смуту людей. Да не будет благоприятствования в делах тех, кто сеет вражду. Да получат возможность коты ловить домашних мышей. Да не будет кому очистить руки тем, у кого они в крови!
Продолжение следует, инша Аллаh.