Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ПРОРОКЕ ДЖАРДЖИСЕ (мир ему)
Был один богатый благочестивый раб по имени Джарджис, который занимался торговлей. Он был очень щедр и строго придерживался религии пророка Исы (мир ему). В те времена в Шаме правил жестокий царь по имени Заданах. Жил он в Мусиле и был самым заблудшим среди многобожников.
Однажды Джарджис (мир ему) не зная о беззакониях, чинимых этим неверным царем, отправился в Мусил. Отправляясь из Палестины в Мусил, он набрал подарков сколько мог. По прибытии в Мусил Джарджис (мир ему) встретился с царем и, придя на его маджлис, стал знакомиться с обстановкой. Тут принесли идола по имени Афлун и заставили людей поклониться ему. Ослушавшихся хватали и мучили, потом разожгли огромный костер и стали бросать в него тех, кто отказался поклониться идолу Афлуну.
Увидев все это, Джарджис (мир ему) разочаровался в царе, любовь его обратилась в гнев, он возненавидел Заданаха. Подарки, привезенные царю, Джарджис (мир ему) раздал своим людям. Всевышний заронил в его сердце мысль: «Хорошо бы объявить джихад этому неверному царю».
Он с упреками обрушился на заблудшего царя, подробно рассказал ему об атрибутах (сифатах) Всемогущего, а затем воскликнул в недоумении: «Как можно поклоняться идолу, лишенному могущества, воли, слуха и зрения?!» Слова Джарджиса (мир ему) лишили царя дара речи. Он спросил, кто и откуда этот человек. Джарджис т ответил: «Я один из самых слабых рабов Аллаха, сотворенный из земли».
Спор, возникший между ними, перерос в противостояние. Царя очень задели резкие слова в адрес Афлуна. Он поставил Джарджиса (мир ему) перед выбором: поклониться Афлуну или подвергнуться самым жестоким и беспощадным мучениям. Но Джарджис (мир ему) не отступился и сказал царю: «Делай что хочешь». Царь разозлился и велел истязать его доской с вбитыми гвоздями. Его мышцы были изорваны так, что обнажились кости, но Всевышний сохранил ему жизнь и не дал почувствовать боли. После этого Заданах приказал принести десять гвоздей, раскалил их докрасна и вбил в голову Джарджиса (мир ему) так что вытекли его мозги. И Всевышний вновь сохранил ему жизнь и не дал почувствовать боли. Проклятый царь стал думать, что сделать с ним еще. По его приказу принесли большой медный котел, поставили его на огромный пылающий костер и раскалили. Джарджиса (мир ему) бросили в котел и плотно накрыли крышкой. Когда огонь погас и котел остыл, они решили заглянуть в него и обнаружили невредимого Джарджиса (мир ему). Царь спросил его: «Разве эти мучения не причиняют тебе боль?» «Я не чувствую боли, меня Всевышний Аллах бережет», – ответил Джарджис (мир ему).
Это очень расстроило царя, он задумался, как ему быть. Царь опасался, что Джарджис (мир ему) может навредить ему, и решил посадить его в тюрьму на всю жизнь до нетления, но советники сказали, что без мучений этого мало для него и что он может ввести в заблуждение и других заключенных, если ему оставить возможность читать проповеди. И тогда Джарджиса (мир ему) привели в тюрьму, распяли на полу, в ноги и руки вбили гвозди, на спину поставили огромный камень и на этот камень посадили заключенных. Так прошел день. К вечеру, когда все уснули, а Джарджис (мир ему) остался лежать под камнем, по велению Всевышнего явился ангел, убрал камень с его спины, вытащил гвозди, освободил Джарджиса (мир ему) напоил, накормил и остался с ним до утра. Ангел подбодрил Джарджиса (мир ему) и передал ему радостную весть о содействии Милостивого. Утром он вывел его из тюрьмы и велел объявить джихад заблудшему царю.
Ангел донес ему откровение Всевышнего: «Семь лет царь будет мучить тебя. За это время неверный Заданах четырежды убьет тебя. Аллах будет оживлять тебя каждый раз, кроме последнего. За это ты получишь сполна вознаграждение от Создателя».
Пулей примчавшись невесть откуда, Джарджис (мир ему) предстал перед царем. «Кто выпустил тебя из тюрьмы?» – спросил царь. «Всемогущий Аллах», – был ответ. Разъяренный царь приказал рассечь Джарджиса на две части. Затем обе части изрубили на мелкие кусочки и бросили откормленным львам. Львы кинулись к мясу, но приблизившись, опустили головы и потихоньку отступили назад. Грозные львы постыдились друг перед другом есть брошенное им разрубленное тело Джарджиса (мир ему). Так прошел день. Когда наступила ночь, Создатель собрал его тело, после чего оживил, вселив в него душу, и вывел на волю. Ангел, отправленный Всемогущим, осуществил все это, накормил и напоил Джарджиса (мир ему) райской пищей и проводил его, вновь повелев вести джихад с царем Заданахом.
В это время в городе был устроен веселый праздник по случаю смерти Джарджиса (мир ему). Вдруг царь и его приближенные, присутствовавшие на празднике, увидели идущего к ним человека. «Как же этот человек похож: на Джарджиса», – подумали они одновременно и переглянулись. Одни говорили, что это он, другие утверждали, что этого не может быть. А Джарджис (мир ему) подошел к ним и сказал: «Вот и я». Он призвал их немедленно обратиться к Аллаху и поведал им о том, как был оживлен Божественным могуществом.
Тут поднялся шум и гам, люди кричали, что Джарджис (мир ему) околдовывает их, и стали звать своих колдунов. Когда собрались самые опытные колдуны, царь подозвал к себе главного из них и сказал: «Порадуй меня самым великим своим волшебством».
Привели быка, колдун дунул в его ухо, и бык раскололся на две половины. Затем он подул в другое ухо быка, и на глазах у людей обе половины ожили. Этих двух быков запрягли в плуг, вспахали и засеяли поле, собрали урожай, обмолотили, перемололи зерно, испекли хлеб и поставили перед царем. Все это произошло на глазах у людей в течение одного часа.
Царь спросил колдуна: «Сможешь ли ты превратить Джарджиса в животное?» «В какое животное ты хочешь его превратить? Превращу в кого хочешь», – сказал тот. Царь велел превратить Джарджиса (мир ему) в собаку. Колдун попросил принести чарку воды. Когда воду принесли, он, сделав глубокий вдох, дунул на нее и дал выпить Джарджису (мир ему). Тот выпил воду залпом, словно умирал от жажды. Он стоял в полном спокойствии, а колдун изумленно смотрел на него. Затем он спросил Джарджиса (мир ему), как он себя чувствует. «Очень хотел пить, а теперь стало лучше, набрался сил для борьбы с вами», – ответил тот. Колдун понял состояние Джарджиса (мир ему), он увидел в нем проявление могущества Всевышнего. Он сказал об этом царю и добавил, что Создателя победить невозможно.
Молва о Джарджисе (мир ему) распространилась повсюду. Из Шама к нему прибыла одна бедная женщина, она рассказала ему о своих горестях, о том, что не стало двух ее быков, на которых она пахала. Она с печалью сказала, что пришла к нему, чтобы он попросил Аллаха оживить ее быков. Глядя на эту женщину, объятую горем, Джарджис (мир ему) не мог сдержать слез. Он обратился к Всевышнему с просьбой оживить обоих быков бедной женщины, а затем протянул ей трость, которая лежала рядом, и велел коснуться ею быков. Женщина сказала, что быки околели несколько дней назад и от них остались лишь кости. Джарджис (мир ему) ответил ей: «Ткни в то, что осталось». Женщина вернулась домой, нашла ухо одного быка и челюсть другого, положила их рядом и коснулась их тростью, и тотчас же они превратились в прежних быков.
Как-то раз самый преданный царю визирь стал обвинять его, защищая Джарджиса (мир ему) «Вы клевещете на него, будто он колдун. Разве может колдун удержать душу? Я еще не слышал о подобном. Вы убиваете его, но не можете умертвить, он не чувствует боли от мучений, которым вы его подвергаете». Все подумали, что Джарджис (мир ему) околдовал этого визиря, и решили убить его. Визирь уверовал в Джарджиса (мир ему) и перед всеми произнес свидетельство (шахадат), что Аллах один. Так он умер шахидом. Его пример оказал большое воздействие на людей, и четыре тысячи человек уверовали в Джарджиса (мир ему). Все они по приказу царя были замучены и истреблены. Расправившись с ними, царь с вызовом сказал Джарджису (мир ему) «Оживи их тоже». Джарджис (мир ему) с достоинством ответил царю: «Я расстаюсь с ними, потому что настал их срок».
Один проклятый из приближенных царя встал и тоже стал задавать вопросы Джарджису (мир ему). «У нас есть четырнадцать кресел, стол и разные предметы из дерева. Сделай так, чтобы каждая доска этих предметов превратилась в дерево, а на деревьях появились листья, и чтобы они зацвели и дали плоды. Если ты сделаешь это, я поверю тебе». Сказав так, проклятый неверный дал твердое слово.
Джарджис (мир ему) ответил: «Это очень сложное для нас с тобой и простое для Всевышнего дело». Не успел он прочитать мольбу, как каждая доска превратилась в дерево, деревья покрылись листьями и зацвели, созрели плоды, так что было видно, из каких деревьев изготовлены те доски. Но им этого чуда было недостаточно.
Проклятый царь замыслил новые мучения для Джарджиса (мир ему). Он велел расплавить медь и отлить из нее статую быка с очень большой полостью. В нее засыпали много свинца, серы и мышьяка, туда же бросили Джарджиса (мир ему) и закрыли его там. Вокруг этого медного быка разожгли большой костер, в котором расплавились свинец, сера и мышьяк, и Джарджис (мир ему) расплавился вместе с ними.
После того как это произошло, по воле Создателя над тем народом собрались черные тучи, несущие муки, загремел гром, засверкали молнии, поднялся сильный ветер, и город на несколько дней погрузился в глубокую тьму и отчаяние.
По велению Всемогущего Аллаха ангел Микаил (мир ему) прибыл на место казни Джарджиса (мир ему). Он поднял медного быка в воздух и бросил сверху вниз. Раздался такой сильный грохот, что люди от страха упали лицом вниз. Бык раскололся надвое, и из него вышел Джарджис (мир ему) Он предстал перед народом и начал говорить. Мрак, окутавший мир, рассеялся, и стало светло как прежде. Люди пришли в себя, поднялись, посмотрели на Джарджиса (мир ему) и спросили: «О Джарджис, эти чудеса творишь ты или твой Аллах?» Человека, который задал этот вопрос, звали Туфлия. Джарджис (мир ему) ответил ему: «Аллах, показывает вам их. Если вы, увидев их, не одумаетесь, вас ожидает наказание». Люди в толпе стали бурно обсуждать происшедшее, а затем сказали Джарджису (мир ему) чтобы он оживил умерших. Взяв его с собой,они отправились на кладбище, раскопали могилы и вытащили останки умерших. Не успел Джарджис (мир ему) закончить свою мольбу, обращенную к Всевышнему, как семнадцать покойников ожили. Он поговорил с одним из них, пожилым человеком, и тот рассказал ему всю свою историю. Но и этого царю было мало, и народ последовал за ним в своем неверии. Снова они задумались над тем, как замучить Джарджиса (мир ему). Вспомнили, что еще не пытали его голодом и жаждой, и все единодушно решили исполнить задуманное.
В этом городе жила одна бедная старушка, у нее был неизлечимо больной, глухонемой, слепой и парализованный сын. В доме этой старушки заперли Джарджиса (мир ему).Дом окружили и не разрешали заносить туда еду.
Когда Джарджиса (мир ему) одолел голод, он обратился к старушке и с надеждой на Всевышнего спросил, не найдется ли у нее чего-нибудь поесть. «Клянусь Тем, чьим Именем клянутся, нет у меня в доме ничего», – сказала старушка. Джарджис (мир ему) спросил ее, знает ли она Всевышнего. Она ответила, что знает. Джарджис (мир ему) спросил, служит ли она Ему, и старушка честно призналась, ЧТО не служит. Он научил ее служить Всевышнему, и Она всем сердцем приняла Ислам. После этого она вышла из дома в надежде найти хоть что-нибудь для проголодавшегося Джарджиса (мир ему).
В доме старушки посреди комнаты стоял деревянный столб. Джарджис (мир ему) взмолился, обращаясь к Всемогущему, и Милостивый Аллах, ответил на его просьбу. Этот столб превратился в дерево, ветки которого проткнули крышу и выбрались наружу. На нем поспели прекрасные сладкие плоды, Всевышний наделил ими Джарджиса (мир ему). Когда старушка вернулась домой, она удивилась, увидев это чудо, и попросила Джарджиса (мир ему) вымолить у Всевышнего здоровье для ее сына. Джарджис (мир ему) помазал глаза ее сына своей слюной – и тот стал зрячим, дунул ему в ухо – и он избавился от глухоты. Старушка очень хотела, чтобы Джарджис (мир ему) попросил об исцелении ее сына от немоты и паралича. И он обрадовал ее, почтительно ответив, что и для этого тоже настанет один особенный день.
Однажды царь заметил дерево, появившееся из дома старушки подобно дереву Туба, и спросил, что это такое. Люди сказали ему, что это дерево, которого раньше здесь не было, оно выросло в темнице для колдуна. Ему также рассказали, что Джарджис (мир ему) со старушкой живут в благополучии, еды у них вдоволь и больной сын старушки исцелился. Тогда царь велел самым верным своим слугам сжечь дом старухи и срубить дерево. Дом разрушили, а когда хотели срубить дерево, оно превратилось в сухой столб, и его оставили.
Снова Джарджис (мир ему) предстал перед царем, и снова царь стал думать, как его извести. Его разрубили на три части и сожгли, бросив в огонь. Царь велел своим слугам высыпать пепел в море. По дороге к морю они услышали голос – это Всевышний велел морю сохранить Джарджиса (мир ему). По приказу Аллаха ветер собрал пепел сожженного Джарджиса (мир ему) выброшенный в море. Его вытащили, из этого пепла образовалась крепкая плоть, и Всевышний вернул в тело душу и оживил Джарджиса (мир ему).
Джарджис (мир ему) встал, отряхивая пыль с головы, словно сокол, и вернулся домой с теми же людьми, которые рассказали царю обо всем. Царь понял, что бороться с ним бессмысленно, и решил помириться. «К чему нам эта вражда, что хорошего она дает нам? – заговорил он мягко. – У меня не хватает смелости уверовать в тебя, боюсь, люди скажут, что ты победил меня. Я готов следовать за тобой, если ты хоть раз поклонишься Афлуну». Джарджис (мир ему) дал слово, что в любое время готов пойти С ним туда, где находится Афлун. Радости царя не было границ, он стал подобен пьяному, целовал руки и ноги Джарджису (мир ему). Царь настоял на том, чтобы он остался в его доме ночевать. «Чтобы люди узнали, как ты мне дорог, быстрей идем ко мне», – сказал он и повел Джарджиса (мир ему) к себе. Для него наилучшим образом приготовили комнату, обеспечили всем необходимым. «Дай своему телу отдохнуть и насладиться покоем», – сказал царь, уложил его и сам отправился спать.
Но Джарджис (мир ему) даже не прилег на постель царя. Он поклонялся Всевышнему и до утра читал Забур Давуда «завораживающе красивым голосом. Жена царя, услышав его чтение, залилась слезами. Она встала и прислушалась внимательнее. Его голос произвел на нее такое сильное впечатление, что сердце ее смягчилось, она уверовала в Джарджиса (мир ему) и приняла Ислам.
Утром царь с Джарджисом (мир ему) отправились туда, где находился идол Афлун, чтобы поклониться ему. Ради такого радостного события собралось много народу, слухи об этом дошли и до старушки. Она взяла с собой больного сына и, намереваясь упрекнуть Джарджиса (мир ему), отправилась в дом, где стояли идолы. Она успела прийти туда раньше них. Джарджис (мир ему) увидел старушку с парализованным сыном за спиной и позвал его по имени. Немой сын старухи, который за всю жизнь не произнес ни слова, заговорил ему в ответ, ноги его обрели способность ходить, и он подошел к Джарджису (мир ему).
Джарджис (мир ему) велел мальчику подозвать к нему идолов. «Как их позвать?» – спросил мальчик. «Скажи, что я их зову», – подсказал тот. Мальчик пошел к идолам и передал приказ. В тот же час идолы, сойдя с места, покатились к Джарджису (мир ему) и увязли в земле. Иблис, испугавшись, что земля схватит и его, выскочил из идолов. Джарджис (мир ему) не дал ему убежать, схватил за голову и стал выговаривать: «Мало тебе, что ты сам сбился с верного пути? Что тебя заставляет, проклятый, сбивать и людей?!» Иблис очень испугался и угодливо стал рассказывать, что он испытывает при этом: «Нет ничего, что можно сравнить с возможностью сбить с верного пути хоть одного из детей Адама. Все блага на свете не могут доставить мне большего удовольствия, чем это». «Если бы мне предложили выбрать одно из двух, я предпочел бы вводить человека в заблуждение», – признался он.
Когда земля поглотила семьдесят идолов, царь опечалился, не зная что делать. «Ты обманул меня, так унизив моих идолов», – сказал он Джарджису (мир ему) «Я сделал это, чтобы ты убедился в том, что поклоняться можно лишь Создателю, – учтиво объяснил тот царю, приведя в наставление разумные доводы. – Что это за божества, если они не могут защитить себя от такого слабого раба Аллаха, как я? Какая тебе польза от этих ни на что не способных неживых вещей?» Царь в растерянности не знал, что ответить ему. Тут жестко заговорила и жена царя. Она открыто объявила о своей вере, которую скрывала до сих пор, и начала поносить его идолов. Осыпая царя упреками, она перечисляла чудеса, явленные Джарджисом (мир ему).
«Неужели тебе не стыдно спорить с человеком, которого ты не смог умертвить, сколько бы раз ни убивал? Вам осталось добитьсяг от него только того, чтобы вас поглотила земля, как идолов», – гневно бранила Искандрат (так ее звали) царя и его людей.
«За семь лет колдовство Джарджиса не подействовало на меня, тебя же он околдовал за одну ночь! Что ты такое говоришь?» – воскликнул царь. «Разве ты хоть раз победил его, хотя столько лет с ним боролся? Разве ты и твои люди не увидели, каким могуществом наделил его Всевышний Аллах?» – ответила она. Видя ее упорство, отчаявшийся царь приказал приготовить доску с вбитыми гвоздями. На нее уложили Искандрат и сдирали с нее мясо расческой до тех пор, пока не обнажились кости. Обессиленная этими мучениями, она сказала Джарджису (мир ему) чтобы он попросил Всевышнего облегчить ей боль. Джарджис (мир ему) велел ей посмотреть на небо. Она посмотрела и засмеялась. «Почему ты смеешься?» – спросил ее царь. «Надо мной стоят два ангела, они принесли мне райскую корону, чтобы надеть на меня, и они заберут мою душу, как только я умру», – ответила она. Так Искандрат покинула этот бренный мир, приняв смерть шахида. Те два ангела, выхватывая друг у друга ее чистую душу, полетели с ней на Барзах.
После того как забрали ее почтенную душу, Джарджис (мир ему), не откладывая, начал читать мольбу. Настало время и ему готовиться к безвозвратной смерти. Стыдясь перед Всемогущим, он возвел Ему бесконечную хвалу и взмолился: «Ты сделал для меня благом много испытаний, чтобы я получил степень шахидов. Прошу Тебя ниспослать на это племя беды, пока я еще жив». Не успел Джарджис (мир ему) закончить мольбу, как на заблудший народ пролился огненный дождь. Несчастные, разозлившись на Джарджиса (мир ему), в гневе набросились на него с мечом и разрубили его на куски. Джарджис (мир ему), испив последнюю чашу смерти, по милости Аллаха отправился в путь, откуда нет возврата. Воочию увидев беду, которая настигла неверный народ, праведный раб Аллаха удовлетворенным отправился в Ахират. Этот город со всеми его обитателями сгорел дотла и превратился в пепел. Могуществом Милостивого он был поднят на небо и сброшен оттуда вверх дном. Долгое время на этом месте не потухал огонь, вился черный дым и из-под земли исходил запах гари. Из-за мерзкого запаха невозможно было подойти близко к тому месту, и каждый, кто почувствовал этот запах, заболевал.
Сказано, что были тридцать четыре тысячи человек, которые верили не в царя, а во Всевышнего. Проклятый царь истребил их одного за другим, замучив как Искандрат.
Нет несчастнее создания, чем человек, оказавшийся на неверном пути, – он постарел, истратив свою молодость на сбор дров для костра, на котором сожгут его самого. Он не понимает Ислам, подобно дикому животному. Жизнь на этом свете ему кажется вечной, он не верит в существование Рая и Ада, в последователях Ислама видит врагов. Он бежит от Шариата, оставляет путь Taxa (салляллаhу ’аляйhи ва саллям), Шариату предпочитает закон, даже когда знает, что он неправильный. Страх перед Всевышним не коснулся его сердца, у него нет ни стыда, ни совести. Он не выносит ни бедности, ни богатства, безмерная зависть горит огнем в его груди. Он не стыдится воровать, а если поймают – это не будет для него позором. Честь и порядочность он может тайком продать за кусок хлеба. Он не отвечает за свои слова, из-за двуличия своего он оказался в отчаянном положении, и в речах его много лжи. Среди людей он ничтожен, и люди ничто для него. Что бы он ни делал, он делает только напоказ, и эти деяния, пусть и самые малые, ему кажутся большими. Он умеет «подыгрывать на скрипке» всякому. Меняет друзей в зависимости от их кармана и материального положения. Дождь ли, ветер – он ищет подходящее укрытие и находит множество отговорок, чтобы уйти от ответственности. Распространение сплетен среди людей слаще меда для него, а если оставит сплетни – он болеет. Ему не досталось иной работы, кроме доносительства, и не хватает у него ума и способностей справляться даже с тем, ЧТО ему досталось. Все, кто знает его, называют его аферистом. Он тот, кто запятнал религию отцов. Мир оставлен тебе, несчастный, ешь его, но не забудь о том, что наступит день, когда тебя заставят все это извергнуть.
Подумай о дне Арасата, когда уста твои будут запечатаны, а органы заставят говорить.
О Аллах, Милосердный (Рахим), Прощающий (Гафур), Обладатель Милости (Рахман), помоги нам удержаться на истинном пути. Не оставляй нас на самих себя. Сделав раскаяние уделом нашим, прости нам грехи и прегрешения. Убереги нас от жизни, в которой уповают на другого помимо Тебя. Не дай нам стать самодовольными, возгордившись знаниями. Одари нас терпением в йодах и благодарностью за блага, не делай нас из числа лишенных терпения и благодарности.
Амин! Амин! Амин! О Отвечающий на мольбы!