26.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ВВЕДЕНИЕ

Именем Аллаhа Всемилостивого ко всем на этом Свете и Всемилостивого только к уверовавшим на Том Свете.
Хвала Аллаhу, Создателю всех миров, Тому, кто обеспечивает всех жизненными благами, которым у Него нет счету!
Благословение и приветствие самому святому Пророку – Мухаммаду (салляллаhу’аляйхи ва саллям), его семье и сподвижникам, которые распространили всем мире и довели до всего человечества его слова и дела, и характерные черты, и поступки, и вытекающие из этого этические нормы.
На втором году обучения мы будем продолжать изучать предмет ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА по книге известного Дагестанского Алима покойного Курамухаммада-хаджи Рамазанова (рахимуллаh), в которой подробно и в доступной форме разясняются этические нормы, которые необходимо соблюдать каждому мусульманину и мусульманке. Кто поведет себя в жизни в соответсвии с наставлениями этой книги, будет счастлив и в этом и в потустороннем мире. Даже неверующийй будет жить спокойно, порядочно и он станет уважаемым человеком своего народа, если будет следовать предлагаемым здесь этическим нормам.
Итак, с помощью Аллаhа и с надеждой на ваше ду’а (мольбу), дорогие братья и сестры, мы начинаем.

ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ НА МАДЖЛИСЕ

Мы замечаем, что большинство маджлисов (собрания, заседания, сборы) людей в современном мире не отвечают этическим нормам Шариата. Мужчины и женщины сидят за одним столом, пьют спиртное, разговаривают друг с другом на высоких тонах, оскорбляют друг друга, даже позволяют себе драться, громко смеются, не соблюдают режим входа и выхода из заседаний или собраний и т.п. Коротко говоря, проводят вредные для общества греховные засстолья, которые могут быть источником мучений на том свете. А что касается религии Ислам, она устанавливает самые полезные и целесообразные правила поведения для всех сторон жизни, соблюдение которых полезно для людей и на этом и на том свете станет источником несметных милостей от Аллаhа.

Поэтому перечислим некоторые правила этики поведения на маджлисах, заседаниях, собраниях, сборах и т. п.
1. При входе на маджлис прочтите следующую молитву:
«Аллаhумма инни асъалюкя хайраль-мавлиджи ва хайраль-махраджи, бисмилляhи валяджна ва бисмилляhи хараджна ва ‘аля раббина таваккальна». Так говорится в благородном Хадисе, переданном Абу Давудом.
Смысл: «О Аллаh, я прошу у Тебя благо вхождения на этот маджлис и выхода из него. Мы заходим именем Аллаhа и выходим именем Его, и лишь на Аллаhа мы уповаем».
2. При входе, если это общее заседание или собрание, садитесь на свободное с краю место, а если ведущий заседания предлагает особое место, то займите это место. Если же это особое заседание, где мало участников, громко приветствуя всех, пожмите им руки и сядьте с краю, по очереди. Сподвижник Пророка,салляллаhу аляйхи ва саллям, Джабир рассказал: «Во времена Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, мы сидели на то место на собрании, где до нас доходила очередь» (Абу Давуд). Если появилась необходимость выйти из заседания, следует просить разрешения, приветствовать людей и после этого выйти.
3. Нарушением этики почитания заседаний считается сидение между двумя людьми, отодвинув их друг от друга. Но если между ними есть свободное пространство или место, то в этом случае сесть между ними разрешается. В Хадисе говорится: «Разделить рядом сидящих двух людей запрещается, кроме как с их позволения» (Абу Давуд и Тирмизи).
4. Нарушением этики считается поднять другого и занять его место. По возможности сидящим следует отодвигаться и таким образом позволить пришедшему сесть. В Хадисе говорится: «Вы не вставайте с места и не садитесь на место другого, только, отодвигаясь, помогите другому сесть» (Аль-Бухари и Муслим).
5. Если люди сидят кругом, то не следует никому садиться в центр круга. В Хадисе, рассказанном Абу Давудом, говорится, что Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, проклял такого человека.
6. Нарушением этики считается сидеть в ущемляющей окружающих позе, протянув ноги в сторону рядом сидящих, кроме тех случаев, когда имеется на то причина (болезнь и т.п.), а также лежать, когда другие сидят.
7. Если кто-либо на заседании встанет и уйдет по делу, нельзя занимать его место, пока в точности не будет известно, что он не вернется. Если вы заняли его место, и он вернулся, следует уступить ему его место. В достоверном Хадисе говорится: «Если один из вас уйдет (из заседания, собрания) и потом вернется, то он заслуживает, чтобы ему освободили его место» (Муслим). И в этом есть целесообразность.
8. Если на заседании присутствуют трое, двоим не следует переговариваться друг с другом, чтобы третий при этом не почувствовал себя лишним, или чтобы сомнительные, крамольные мысли не овладели им. Ведь он может подумать, что про него говорят плохо или ему может стать скучно. В достоверном Хадисе говорится: «Когда вас трое,не разговаривайте вдвоем пока другие не подойдут. Это может обидеть третьего» (Аль-Бухари, Муслим). Также не одобряется двоим разговаривать друг с другом на языке, который не понимает третий.
9. Соблюдением этики собраний считается начать все свои хорошие действия с правой стороны: при входе и выходе ступать правой ногой, пожимать руки и раздавать что-либо (например, садака) присутствующим тоже следует начать с правой стороны. А если сидящий справа говорит, чтобы раздавать начали с того, кто сидит слева, который является старшим по возрасту или более почитаемым, достойным человеком, то одобряется начать слева, а в противном случае следует начать с того, кто сидит справа.
В Хадисе говорится: «Вы отдавайте предпочтение правой стороне». Однажды когда Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, пил воду, слева от него сидел Абу Бакр, да будет доволен им Аллаh. Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, попросил разрешения того, кто справа, чтобы сперва предложить пить воду Абу Бакру (да будет доволен им Аллаh!). Это было особым уважением к Абу Бакру. Но тот, кто справа не дал разрешения, мотивируя это тем, что он хочет пить воду из чаши, к которой были приложены уста Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям.
10. Если приехали люди издалека (гости, глава, преподаватель или же родители), то следует, проявляя к ним уважение, встать с места, поприветствовать и посадить их на подобающее по их достоинству место. Пророк, обращаясь к сподвижникам, сказал: «Вы встаньте ради вашего господина». Сподвижники, видя, как Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, не любит, когда ради него люди встают, попросили у него разрешения не вставать. «Тот, кто хочет, чтобы ради него люди вставали, пусть готовит себе место в Аду». Это Хадис о тех, кто из-за гордости хочет, чтобы ради него люди вставали. Есть и другие доводы, позволяющее вставать и приветствовать святых, достойных людей и старших. Читайте книгу «Шархуль-Муслим» имама ан-Навави. Хадис, который гласит: «Вы не вставайте подобно неарабам» – является слабым. И это означает, не вставайте, как неарабы, низко поклоняясь и ползая на коленях. Но вставать ради заблудшего или тирана не одобряется, если это не приводит к беде или насилию и не наносит вред. На собраниях, где часто заходят и выходят, как считают многие алимы, вставать не следует. Если у какого-то народа есть традиция вставать при появлении тех или иных людей и не встать у них считается оскорблением, в этом случае считается целесообразным вставать. При этом мы не только выражаем уважение к их старшим, традициям, но мы защищаем себя от их обиды, укрепим в них доброе отношение, ведь мусульманин всегда должен вести себя умно, целесообразно и в соответствии с обстановкой. Как-то из пришедших к Пророку, салляллаhу аляйхи ва саллям, людей начал говорить младший. Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, дважды повторил: «Пусть говорит старший!», что еще раз убеждает нас в необходимости уважительно относиться к старшим.
Продолжение следует, инша Аллаh!