13.04.2024
ЖЕЛАТЕЛЬНО ЛИ НАЧИНАТЬ И ЗАВЕРШАТЬ ТРАПЕЗУ ЩЕПОТКОЙ СОЛИ?
ВОПРОС: Некоторые люди съедают щепотку соли до и после еды. Есть ли этому основа в Шариате? Делал ли так Пророк http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gif и его сподвижники?
ОТВЕТ: Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том.
В авторитетных книгах ханафитского мазхаба упоминается, что желательно начинать и заканчивать трапезу солью и что это очень полезно с точки зрения медицины. Великий ханафитский факих имам Ибн Абидин, рахимахуллах, говорит: «Является сунной начинать и заканчивать еду солью; в этом лекарство от семидесяти болезней»1.
Примерно то же самое говорится в таких книгах, как «Аль-Мухит аль-Бурхани» (5/204), «Аль-Бахр ар-Раик» (8/209) и «Аль-Фатава аль-Хиндийя» (5/337). Имам аль-Газали пишет то же самое в своей великой книге «Ихья ’Улюм ад-Дин».
Хаким аль-умма мауляна Ашраф Али Санави, рахимахуллах, пишет в сборнике фетв под названием «Имдад аль-Фатава», что, несмотря на то, что нет ясного хадиса от Посланника Аллахаhttp://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gif, который бы служил основанием для этого действия, и что передача, которая приписывается ему http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gif: «О Али! Начинай и заканчивай еду солью, поскольку соль — это лекарство от семидесяти болезней. Среди них — безумие, проказа, боль в желудке и зубная боль», — признан многими мухаддисами вымышленным (мауду’) — несмотря на это, начинание и завершение трапезы щепоткой соли не может считаться полностью необоснованным по двух причинам:
Во-первых, имам аль-Байхаки передает в «Шу’аб аль-иман», что наш господин Али http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/tounge_smile.gif сказал: «Кто бы ни начал трапезу с соли, того Аллах очистит от семидесяти видов болезней». Имам аль-Газали, рахимахуллах, также передает это о нашем господине Али http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/tounge_smile.gif в «Ихья Улюм ад-Дин», и комментатор «Ихья» алляма Муртаза аз-Забиди, дав ссылку на «Шу’аб аль-иман» имама аль-Байхаки, не называет передачу вымышленной. Таким образом, эта передача мавкуф (передача, которая восходит к сподвижнику Посланника Аллаха, но необязательно содержит слова самого Посланника http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gif) указывает на некоторое обоснование этой практики.
Во-вторых, есть достоверный хадис, передаваемый Ибн Маджа, имамом ат-Табарани и другими, от нашего господина Анаса ибн Малика http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/tounge_smile.gif, что Посланник Аллаха http://darulfikr.ru/sites/all/modules/fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/kiss.gif сказал: «Лучшая из приправ — соль»2. В хадисе для описания благой природы соли употреблено слово «саййид» (господин, глава), и «главенство» предполагает, что соль едят в начале и в конце трапезы. Мавляна ас-Санави далее пишет, что возможно, именно отсюда происходит обычай начинать и заканчивать трапезу солью. Тем не менее, он утверждает, что этот обычай не должен восприниматься как категорическое религиозное предписание, но, скорее, похвальное действие3.

Подытожим: не следует считать, что начинание и завершение трапезы солью — это строго установленная Сунна, так что не надо уделять этому преувеличенное внимание. Тем не менее, также не надо считать, что у этого обычая нет основы в Шариате. Будет неправильным настаивать на том, чтобы есть соль в начале и в конце трапезы, и — точно так же — неправильно осуждать того, кто так делает. Если соль есть на столе, можно начать и завершить трапезу солью, опираясь на тот факт, что классические факихи-ханафиты считают это похвальным. Тем не менее, если соли на столе нет, не надо ходить и просить ее. Это середина, иншаАллах, и, как обычно, лучший путь — срединный.

 А Аллах знает лучше. 

Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: darulfikr.ru

  • 1. «Радд аль-Мухтар ’аля ад-Дурр аль-Мухтар», 6/340.
  • 2. Сунан Ибн Маджа, № 3315.
  • 3. См.: Имдад аль-фатава, 4/111-113.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *