21.02.2024

ПОЧЕМУ ЛЮДИ БОЯТЬСЯ НАЧАТЬ СОВЕРШАТЬ НАМАЗ?

Нам кажется, что при этом люди руководствуются мыслью, что намаз нечто нескончаемое. Сделал сегодня пять раз, должен и завтра, и послезавтра и т.д., т.е. всю жизнь. Но здесь кроется одна ошибка в суждении. Ведь ни прошлое, ни будущее не принадлежит человеку. Они принадлежат лишь Аллаху. Человек не знает, когда он умрет. Человек смотрит на уже прожитую жизнь.

В ней было столько событий, что впереди столько же и еще очень далеко до смерти (такова уж природа человека), но это самообман, иллюзия. Нужно избавиться от этих иллюзий. Человек должен понять, что жизнь — это всего лишь один короткий миг. Обратите внимание на стрелки часов. Они никогда не возвращаются на одно и то же место. Да, они возвращаются, только уже в другом цикле. Впечатление же, что они двигаются по одному и тому же кругу и даже как бы остановились, лишь иллюзия, бесконечно далекая от истины. Да, жизнь коротка, но она может быть еще короче. Ведь мы не знаем, проживем ли еще несколько лет или же умрем завтра. Ни у кого нет гарантии, что он завтра не умрет. Именно поэтому человек должен представить один день как одну жизнь и разделить эту жизнь на пять частей.

Почему многие не совершают намаз? Не из-за того ли, что он надоедает или же отвлекает от работы, лишает сна?

Намаз не должен надоедать, а, наоборот, должен прививать желание совершать его еще больше. Поскольку жизнь — это, как говорил А.С. Пушкин, «одно чудесное мгновение», пройдет, и не заметишь. Поэтому нас должно только радовать, что намаз — наше самое эффективное «оружие».

Напротив, намаз не надоедает, а доставляет удовольствие. Мы как минимум три раза в день принимаем пищу. Однако это нам не надоедает, поскольку это жизненно важная необходимость. Пища для нашего организма — это хлеб, каша, мясо, в общем, то, что мы потребляем каждый день. А как же на счет пищи для нашей души как наиболее важного компонента человека? Намаз служит пищей для души! Логично ли утверждать, что намаз — пища для души — будет надоедать человеку? Конечно, нет! Намаз не надоедает, а порождает «страсть», поскольку награда за это — бесконечное богатство.

Но намаз полезен не только в психологическом, социальном плане, он также полезен и с медицинской точки зрения.

Результатом пятикратного намаза, сорока рака’атов является постоянное движение (известно, что движение — жизнь). Как известно, сегодня в моде аэробика, утренняя гимнастика. Исследователи утверждают, что никакой вид спорта не может заменить распределенный на пять частей намаз. Во время намаза все части тела, все суставы приходят в движение. Результатом этого является отсутствие болей в суставах. Особенно полезно положение саджда, когда кровь на какое-то время приливает к голове. Так, уровень глюкозы в голове в обычном состоянии составляет 25%, в положении руку’ (Руку’ — поясной поклон при намазе) — 40%, в положении саджда — 75%. В результате снижается возможность заболеть склерозом, сердечной недостаточностью и некоторыми другими заболеваниями.

Перед совершением намаза молящийся должен очистить свое тело. Для этого предназначено очищение после туалета, тахарат (Тахарат — по-арабски вуду’, малое омовение перед намазом), чистка зубов щеткой или мисваком (Мисвак — палочка, используемая для чистки зубов ) и, конечно же, совершение намаза в чистой одежде. Это означает, что в Исламе огромное значение придается чистоте и в частности личной гигиене.
Совершению намаза также следует плодотворное проведение дня и успешное его завершение. День каждого из нас состоит из сна, приема пищи, досуга, обучения и т.д. Однако, несомненно, и то, что остается и лишнее время. Важно это лишнее время заполнить наиболее рационально. Для мусульманина это время предназначено для намаза. Людям, еще не испытавшим «красоту» намаза, может показаться сложной пятикратная молитва. Поэтому важно сначала познать, испытать эту «красоту» намаза, а потом делать выводы. Ведь эти пять намазов мы делаем в разное время. Более того, пятикратный намаз рациональным образом разделяет наш день, иначе говоря, приводит в порядок нашу жизнь. Совершая намаз в разное время суток, мы постоянно находимся в «прямом контакте» с Аллахом и не имеем возможности «охладеть» к нашей прямой обязанности.

В отношении душевного здоровья наряду с уже упомянутыми нами выше намаз дает следующее: психологи считают, что молитва играет большую роль в здоровье духа. Например потому, что молящийся не оставляет в себе возникшие проблемы, а изливает их Тому, Кто обязательно его поймет. Намаз снимает стресс и снимает необходимость обращаться к психиатру. Намаз устраняет путаницу в мыслях, учит настраиваться и собирать мысли. Благодаря намазу увеличивается продуктивность человеческой деятельности и т.д.

Однако следует напомнить одну важную истину. Мы совершаем молитву постольку, поскольку это нам повелел Аллах, и поскольку мы желаем обрести Его благодать (баракят) и милость. Цель намаза — не телесное здоровье. Цель поста — не желание похудеть и избавиться от шлаков. Однако, стремясь к основной цели — обретению Благословения Бога и Его Довольства — мы всячески помогаем и своему телу, и своей жизнедеятельности. Послушание Всевышнего приносит нам только пользу. Намаз — телесное и душевное здоровье.

Намаз также нравственно очищает человека и предохраняет от зла. Намаз отдаляет человека от греха, не дает ему запутаться в сетях дьявола. Наоборот же, намаз хранит в чистоте сердца, приносит мир и спокойствие в души, делает человека уверенным в себе.

В аяте сказано (смысл):
«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите».
(Священный Коран, сура 29, аят 45).

Все, кто любит Творца и следует Его повелениям и запретам, побоится жить вдали от пути, очерченного Им. Они в благодарность за предоставленные Им блага будут чувствовать себя обязанными перед Ним и будут крайне внимательны ко всему тому, что Он предписал.

Намаз стирает многие грехи, повседневные действия превращает в молитву. Каждый намаз стирает совершенные маленькие грехи между одним намазом и другим. Это происходит потому, что каждый намаз означает поворот в сторону Аллаха. Таким образом, получается, что пустоты между намазами также очищаются.

Намаз будет другом мусульманину и в могиле. Согласно некоторым хадисам, намаз будет особенно полезным для нас в Потусторонней жизни (Ахырат). «Как проживет человек жизнь, так он и умрет, как умрет, так и воскреснет». К концу своей жизни наш Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сильно заболел. Он окончательно слег и ему трудно было даже говорить. Однако, время от времени он восклицал: «Намаз, намаз!» и беспокоился о том, чтобы не пропустить молитву.

В первую ночь пребывания в могиле прорежется через темноту свет. На вопрос о том, что это, последует ответ: «Я — твой намаз», и вплоть до самого Судного дня будет рядом с умершим. Не оставит намаз человека и во время воскрешения, и во время ответа за земную жизнь.

В хадисах говорится, что во время воскрешения все будут в страшной панике. Тогда появится Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) и заберет с собой всех тех, кто принимал тахарат и совершал намаз. Как же он узнает всех? На это он отвечает таким образом: «Среди ваших стад имеются белые, особенные лошади. Так вас я и узнаю среди остальных людей и возьму к Себе. Их части тела не будут светиться от тахарата и намаза».

Итак, мы приходим к выводу, что, совершая добрые деяния в этой жизни, совершая намаз и другие молитвы, мы приготавливаем для себя приятную мягкую посадку в райских садах. Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: » В Судный День с раба Божьего потребуют, прежде всего, отчета о том, всегда ли он соблюдал молитву. Если он был благочестивым в молитве, то будут признаны праведными все другие дела его, а если пренебрегал молитвой, то будут признаны порочными все другие его дела».

Люди могут изменить своим обещаниям, Аллах же никогда не отворачивается оттого, что Он обещал. А обещал Он вечную жизнь, райские наслаждения. Зная это, мы не можем не радоваться тому, что мы мусульмане, и совершаем намаз, который приведет нас самым коротким путем к вратам Рая. Суть намаза и в том, что он помогает нам обрести счастливое настоящее и, что более важно, будущее. Ведь именно во время намаза мы взываем к Аллаху о том, чтобы он дал нам Рай.

Намаз — это обязательная ежедневная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день. Обязательность совершения намаза предписано для каждого мусульманина, как для мужчин, так и для женщин. Сказано в Священном Коране (смысл): «Я создал людей и джиннов для того, чтобы они Мне поклонялись «(Священный Коран, сура 51, аят 56). Намаз — это вознесение хвалы Всевышнему, благодарность за предоставленные нам блага и просьба о том, чтобы мы их имели в будущем. Намаз является не просто обязанностью мусульманина, он также несет в себе Великую Милость Аллаха. Самое благотворное время для мусульман — это время, проведенное в совершении намаза. Действительно, намаз играет важную роль в жизни человека. В дальнейшем попробуем рассмотреть это.

Обратим внимание на то, что у нас уже есть и на то, что у нас будет. Ведь все на свете предоставлено человеку в его пользование. Сказано в Коране (смысл): «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, — все, исходящее от Него «(Священный Коран, сура 45, аят 13). Аллах нас настолько одарил и столько нам приготовил в будущем, что молитва, т.е. намаз, имеет первостепенную важность. Намаз соединяет прошлое и будущее. Справедливость требует, чтобы мы за каждое благо ответили тем же; платили за свет и тепло, которое дает нам солнце; бесконечно много молились взамен воде, без которой не будет жизни и т.д. Но мы не можем платить Богу материальными средствами, ибо Он не нуждается в них.
Аллах — наш Создатель. Именно Аллах дал нам жизнь, зрение, слух, способность размышлять и все то, что мы имеем. Благодаря Ему, окружающий мир радует наши глаза. Разве все это не стоит нашей благодарности, нашего поклонения Всевышнему? Ответьте, если кто-то подарит вам какую-нибудь маленькую вещицу, что совершенно не сравнимо с тем, что дает нам Аллах, вы поблагодарите его или же проигнорируете? Конечно же, поблагодарите, и даже будете чувствовать себя неловко оттого, что не можете ничего дать взамен. Но если же оставите без внимания, то причините боль этому человеку, и, скорее всего, у него пропадет желание делать вам подарки. И теперь посмотрите на бесконечную Милость Аллаха. Как же Он Щедр! Почему же люди не следуют Его повелениям и не возносят Ему хвалу? Нам стоит Ему поклоняться хотя бы потому, что мы являемся Его созданиями, а Он — наш Создатель. Сказано в Коране (смысл): » Или они сотворены из ничего, или они сами — творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно! «(Священный Коран, сура 52, аят 35-36). Также сказано (смысл): «Возноси хвалу Господу твоему перед восходом солнца и пред закатом его, и восхваляй Его в часы ночи и в начале и в конце дня, дабы мог ты обрести истинное счастье» (Священный Коран, сура 20, аят 130).

Именно намаз обеспечивает укрепление нашей связи с Богом, наше взаимное сближение. О Боге человек может думать и не во время намаза. Но различные проблемы, которыми полна жизнь, работа, семья, отвлекают нас от Аллаха. Присутствует острая необходимость в наличии моментов, когда мы можем полностью отвлечься от внешнего мира и «настроится на волну» Создателя. Только Ему человек может открыть самую сокровенную свою тайну, которую никто больше не знает. И как раз во время намаза наступает момент откровения, сближения и укрепления.

Хорошо известно, что теория и практика не отделимы друг от друга, и что теория не представляет большой ценности без переноса ее на практику. Не практикующийся врач вскоре забудет тонкости своей профессии, не занимающийся строительством инженер утратит свои навыки и т.д. И Коран не оставляет проблему веры только на уровне теории, а настоятельно рекомендует перейти к практической деятельности. Так в третьем аяте суры аль-Бакара после упоминания веры сказано о намазе. Пророк Мухаммад же (Мир Ему) говорил, что намаз — основа религии.

Вера укрепляется, обновляется при помощи совершения намаза. «поистине, молитва удерживает от недостойного и порицаемого» (Священный Коран, сура 29, аят 45).

Совершая каждый день намаз, мусульманин очищается и совершенствуется. Намаз превращается в неотъемлемую часть жизни мусульманина, являясь инструментом и, одновременно, индикатором его поступков.

Современный мир полон различных искушений. Постоянное балансирование между грехом (либо искушением совершить его) и святостью (близостью к Аллаху) делает жизнь напряженной. Человек, преступивший порог греха, но не отбросивший своих духовных связей с Творцом, будет глубоко сожалеть, что не смог устоять перед соблазном, не смог последовать запрету Господа. Это покаяние — важный шаг к очищению самого себя и дальнейшему совершенствованию. Ибо кто сожалеет, тот любит. Страх лишиться любви и благословения со стороны Аллаха сильнее страха оказаться в Аду из-за неправедной жизни. Бояться Аллаха означает бояться лишиться Его любви. Но мы должны надеяться. Ведь Он Милостив и Милосерден.
Совершая намаз, человек извлекает для себя много пользы. В каждом присутствуют гордыня, самолюбие, стремление обогатиться, стать большим человеком, одним словом, приобрести высокий социальный статус. Человек хочет, чтобы его уважали и видели в нем нужного человека. Намаз воспитывает эти чувства, направляет их в нужное русло. Например, саджда (Саджда — земной поклон при намазе) помогает избавиться от гордыни, поскольку, приклоняя 80 раз в день голову, человеку, привыкшему всегда держать ее высоко, невозможно остаться при своей гордыне. Даже смешно подумать, что этот человек будет в дальнейшем проявлять свою гордыню по отношению к тому, вместе с кем он недавно бок о бок поклонялся Аллаху.

С таким же успехом мы можем утверждать, что намаз устраняет черствость, жадность, эгоизм в человеке, способствует укреплению дружбы между мусульманами. Образно говоря, мусульманин будет бояться обидеть даже муху, поскольку она и другие животные поклоняются Аллаху, Которому поклоняется и он сам.

Один хадис (Хадис — высказывания Пророка Мухаммада (Мир Ему)) уподобляет намаз пятикратному очищению в реке, протекающей перед домом. Да, намаз очищает, раскрывает те стороны в человеке, которые наиболее благословенны. Намаз ограничивает животные инстинкты в человеке, низводит их до минимума. Намаз способствует обретению человеком телесного и душевного здоровья, приводит в порядок его жизнь, привносит в общественную жизнь любовь, равенство и взаимопомощь.

Искренне совершающий намаз будет испытывать удовольствие во время намаза, а также после него. Удовлетворенность будет приумножаться от чувства того, что Аллах видит, как раб Его превозносит Ему молитвы.

Еще одна особенность: коллективный намаз приучает людей послушанию, в хорошем смысле этого слова. Ведь во время коллективного намаза мы подчиняемся имаму (Имам — руководящий молитвой, духовный предводитель) , который руководит нашими движениями. Если перенести этот принцип на семейную, общественную жизнь, то можно быть уверенными в том, что там анархия не будет иметь места.

Все рассмотренные выше особенности касаются и общественной жизни, поскольку общество состоит из людей, и чем здоровее будут люди, тем здоровее будет общество.

Можно сказать, что любовь и братство реализуются тогда, когда люди знакомятся, познают друг друга. Люди по-настоящему познают себя лишь во время искреннего выражения чувств. Одним из таких моментов является намаз. Совершение намаза для Одного Аллаха, во имя одной цели крепко соединяет людей одной нитью. Сегодня намаз особенно актуален в этом отношении. Мир уменьшается, но это, к сожалению, не означает, что люди становятся ближе друг к другу. Наоборот, с появлением радио, телефона, телевизора, интернета человек постепенно начинает вращаться в своем виртуальном мире. В результате отсутствия общения с живыми людьми человек замыкается в себе. Он даже не знает своих соседей по дому. Намаз же исправляет этот недостаток, собирая людей в одном пространстве, в одном месте — мечети. Намаз развивает чувство равенства.

Намаз обязаны совершать все мусульмане. Во время намаза вместе молятся богатый и бедный, здоровый и больной, начальник и подчиненный. Они ощущают, что перед Богом они все равны. Таким образом, намаз решает одну из самых острых и актуальных вопросов человеческой жизнедеятельности, а именно — разрыв между элитой и низшими слоями.
Автор: МуллаНур

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *