О ВСЕЛЕННОЙ И ЕЕ СОЗДАТЕЛЕ
В предыдущих статьях из данной серии мы обсудили обязанность познания Аллаха (ма’рифа) и способы приобретения практического знания (асбаб аль-‘ильм) с точки зрения ученых Исламского каляма. Мы резюмировали это следующим образом: Недопустимо, чтобы Аллах оставался неизвестным для человека, наделенного разумом. Мы также обсудили, что в наше время возникает необходимость защищать принципы веры с помощью логики и аргументации.
وَإِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فِي الْبَحْرِ ضَلَّ مَن تَدْعُونَ إِلَّا إِيَّاهُ
وَقَالُوا لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ
Вселенная является допустимо существующей
Каждое допустимо существующее должно иметь причину
Все, что начинает существовать, все допустимое должно иметь причину. Это верно по нескольким причинам. Во-первых, абсурдно думать, что что-то возникло без какой-либо причины. Столь же абсурдна идея о том, что нечто создало само себя.
أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ
У Вселенной есть причина
- Во-первых, без конечной первопричины мы попали бы в бесконечный регресс, и Вселенная не могла бы существовать сегодня. Однако, раз она существует, значит, должна быть и первопричина.
- Во-вторых, пространство и время, являясь частью Вселенной, тоже возникли и являтся допустимо существующими. Их существование зависит от Творца, который должен быть вне характеристик Вселенной и не связанным с ней. Творец, не связанный временем, не нуждается в причине. Пусть это впитается.
وَأَنَّ إِلَىٰ رَبِّكَ الْمُنتَهَىٰ
فَإِنَّ اللَّـهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ
أَفِي اللَّـهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ يَدْعُوكُمْ لِيَغْفِرَ لَكُم مِّن ذُنُوبِكُمْ وَيُؤَخِّرَكُمْ إِلَىٰ أَجَلٍ مُّسَمًّ
- Аль-Кифая филь-Хидая ли ш-Шейх Нур ад-Дин ас-Сабуни
- ‘Ильм аль-Калям ли Мауляна Мухаммад Идрис аль-Ханафи
- Джамаль мин Усуль ад-Дин лиль-Имам Абу Саляма ас-Самарканди
Источник: azan.ru
