19.07.2024

как507АДАБ

Слава Аллаху, который сотворил нас самым совершенным образом, который прекрасно воспитал нас и оказал нам Свою милость, послав нам нашего пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)!

Самой высшей нравственностью, самым прекрасным и бесценным деянием, которое можно совершить, является соблюдение адабов в религиозной жизни, выполнение повелений Господа миров и совершение поступков в соответствии с нравами пророков. Всевышний Аллах научил нас адабам через повеления священного Корана и сунну пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Слава Аллаху! Сподвижники, табиины и другие образцы высокой морали оставили нам много примеров и наставлений, касательно этики и нравственности. Эти знания, переданные нам посредством Корана, сунны и через образцы высших нравов, весьма ценны, и их много. При всем этом мы приведем лишь небольшую часть. В противном случае, разъяснения займут много места, и затруднится краткое изложение вопросов.

 

1. Адабы правоверного перед Аллахом

¯ Постоянно держать голову, склоненной вперед

¯ Сконцентрировать свои размышления

¯ Молчать / меньше говорить

¯ Не совершать лишние движения / быть спокойным

¯ Стараться выполнять приказания

¯ Избегать запретов

¯ Чрезмерно не возражать

¯ Обладать прекрасной нравственностью

¯ Постоянно находиться в состоянии зикра / не забывать об Аллахе

¯ Очистить сердце от негативных мыслей

¯ Контролировать органы

¯ Хранить душевный покой

¯ Возвышать Создателя

¯ Не обижаться

¯ Сохранять втайне объект любви

¯ Всегда быть искренним

¯ Всегда быть на стороне истины

¯ Не надеяться на людей

¯ Поступать искренне / не придавать сотоварищей и избегать ханжества

¯ Быть правдивым

¯ Совершать деяния, приближающие к Аллаху

¯ Поменьше жестикулировать

¯ Гневаться, заметив совершение запретного

¯ Всегда быть серьезным  

¯ Быть стыдливым

¯ Находиться в состоянии между страхом и надеждой, то есть надеяться на гарантии, данные Всевышним Аллахом

¯ Зная, что Аллах сделает для него самый лучший выбор, во всем полагаться на Него

¯ Совершив один намаз в мечети, ждать там наступления времени следующего намаза

¯ Вздрагивать из-за опасения пропустить фард (обязательный) намаз

¯ Из-за опасения, что «возможно я упорствую в совершении грехов», постоянно раскаиваться

¯ Верить в истинность сообщений, которые Аллах передал нам через пророков и которые невозможно ощутить пятью органами чувств

¯ Вздрагивать при упоминании Аллаха

¯ Прислушиваться к наставлениям и советам

¯ Уповать в необходимые моменты жизни

¯ Не быть скупым и в случае возможности подавать милостыню

 

2. Адабы ученого

 

¯ Продолжать изучать науки

¯ Поступать в соответствии знаниям

¯ Быть серьезным

¯ Не проявлять гордыню

¯ Быть ласковым с учеником

¯ С пониманием относиться к активным ученикам

¯ Облегчать тему при объяснении урока ученику, который трудно воспринимает ее

¯ Не бояться слова «не знаю»

¯ При ответах на вопросы и при объяснении темы выбирать наиболее легкие пути

¯ Принимать во внимание возражения, и если даже они идут от человека с противоречащим мнением, признавать его аргументы

 

3. Адабы ученика перед учителем

 

¯ Прежде всего, всегда приветствовать наставника

¯ Мало разговаривать в присутствии учителя

¯ Вставать, когда встает наставник

¯ Никогда не говорить следующих слов: «Такой-то ученый говорит совсем по-другому»

¯ Не задавать вопросы рядом сидящему товарищу

¯ Не смеяться при беседе с учителем

¯ Не намекать на мнения, противоречащие взгляду учителя

¯ Не держаться за одежду учителя, когда тот встает

¯ Идя домой после уроков, не задавать вопросы учителю

¯ Когда учитель устает на занятиях, не настаивать на продолжении урока

 

4. Адабы преподавателя Корана

 

¯ Садиться с серьезным видом

¯ Слушать чтение учеников

¯ Молчать, чтобы понять

¯ Надеяться на милость Аллаха

¯ Обратить внимание произношение родственных букв

¯ Указывать на места остановок (во время чтения Корана)

¯ Когда останавливают чтение, объяснять приемы продолжения чтения

¯ Обучать числам

¯ Объяснять пользу хатм (полного чтения) Корана и научить тому, что нужно сделать после хатм

¯ Мягко и с пониманием относиться к тем, кто недавно приступил к чтению Корана

¯ Когда ученик не приходит на занятия, всегда спрашивать о причине его отсутствия

¯ Когда этот ученик приходит, поощрять его к чтению

¯ Мало разговаривать

¯ Заставлять учеников заучивать те суры и аяты, которые читают во время совершения намаза или же которые им нужно будет читать, когда они станут имамами

 

5. Адабы ученика, изучающего Коран

 

¯ Скромно сидеть перед наставником

¯ Концентрировать свое внимание, чтобы понять объяснения учителя

¯ Склонять голову вперед

¯ Перед чтением Корана спрашивать разрешения наставника

¯ Затем произносить «а’узу-бисмиллях»

¯ Завершив чтение, возносить дуа

 

Продолжение следует, инша Аллаh.


[1] Адаб – нормативное поведение ученика по отношению к своему духовному наставнику и братьям по общине; правила, регламентирующие эти отношения, а также совершение религиозных обрядов; этика, предписывающая обращать внимание на то, как обрести милость Аллаха. 
Источник: fondihlas.ru

2 thoughts on “ВЕЛИКИЙ ИМАМ АЛЬ-ГАЗАЛИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *