УГОЩЕНИЕ ГОСПОДИНА
Лукман был рабом, и его господин очень любил его. И даже когда садился за стол, хотел, чтобы Лукман садился вместе с ним.
Однажды господину подарили дыню. Он приказал одному из рабов позвать Лукмана. Когда Лукман пришел, господин, отрезав ломоть от дыни, протянул Лукману. Лукман с аппетитом съел угощение своего господина.
Тогда он отрезал еще один ломоть и снова дал Лукману. И этот кусок дыни Лукман съел с аппетитом.
«Лукман, наверное, очень любит дыни», – подумал его господин и всю дыню, кроме одного кусочка, ломтик за ломтиком скормил Лукману. И каждый ломтик Лукман съедал с аппетитом.
Когда остался лишь один ломтик, господин, подумав: «какая же это, должно быть, вкусная дыня. Дай-ка и я попробую», откусил от него. Но не успел он еще и откусить, как почувствовал, что словно огонь обжег его рот. Настолько горькой была дыня.
Долгое время господин и не знал, что делать с обжигающей горечью дыни. Лишь спустя некоторое время он обратился к Лукману:
– О, душа моя, как ты смог с таким аппетитом съесть такую горькую вещь?
Лукман ответил своему господину:
– До сего времени я получал с твоих рук столько прекрасных угощений, что теперь постеснялся сказать: «Это горько, я не могу есть» про то, чем ты меня угощаешь теми же руками.
Любите Всевышнего Аллаhа и посредством этой любви даже самые тягостные испытания будут приняты с любовью…
Если я заплачу от горя, пришедшего от Тебя, то пусть сотни раз на мою голову осыплется земля.
Как может благодарная рука, дарующая сладость, оставить горечь в этой дыне?
От любви горечь становится сладостью, от любви медь становится золотом.
От любви исчезает муть, наступает очищение.
От любви несчастья и беды проходят, наступает выздоровление.
От любви оживает мертвый, от любви и падишах становится рабом.
От любви и тюрьма, и зиндан приобретают вид цветника роз.
От любви темные дома наполняются светом.
От любви шипы рассыпаются пеплом.
Когда нет любви, свеча твердеет, словно железо.
От любви и страдание светло.
От любви безобразный джинн приобретает облик райских гурий.
От любви беды и страдания становятся радостью, весельем.
От любви и разбойник становится проводником – откроет путь к праведности.
От любви и больной выздоравливает.
От любви наказание становится милостью.
«Маснави» Мавляна Джалалетдин Руми
МАСТЕР И КОСОГЛАЗЫЙ ПОДМАСТЕРЬЕ
Однажды мастер сказал подмастерью:
— Принеси сосуд, стоящий в другой комнате за дверью!
Подмастерье был косоглазым и, войдя в комнату, указанную мастером, увидел там два сосуда. После этого он возвратился к мастеру и спросил, какой из двух сосудов ему следует взять. На это хозяин ему ответил:
— У нас есть всего один сосуд, но тебе из-за косоглазия кажется, что их два.
Косой вышел в другую комнату еще раз и, вернувшись, заявил:
— Я видел два сосуда! Какой из них сюда принести?
Но и мастер в своем мнении был упрям:
— Если их два, то разбей один из них! – сказал он.
Когда же подмастерье разбил один сосуд, другой просто исчез.
О, если бы так же легко можно было искоренить порок двуличия, владеющий многими людьми!
Джалал ад-Дин Руми «Поэмы о сути всего сущего»
ОБ ИСТИННОЙ ДРУЖБЕ
Праведный халиф Омар, как-то, гуляя за пределами своего дворца, случайно набрел на компанию людей, заявивших ему, что они составляют тесное содружество и братство.
— А как вы относитесь к имуществу друг друга? Бывает ли так, что вы расходуете имущество и деньги без ведома того из вас, кому они принадлежат? – спросил халиф.
— Каждый из нас тратит только свое. О золоте и серебре друг друга мы ничего не знаем и знать не хотим, — отвечали ему люди из «содружества».
Халиф Омар задумался над услышанным и потом сказал:
— Дело у вас неладно, и об этом свидетельствуют ваши речи. Вы лишь тогда сможете считать себя близкими в сердце, когда будете без всяких недоразумений пользоваться золотом и серебром друга так, чтобы заботы и деньги не были у вас врозь, чтобы не было у одного из вас огромных богатств, а другой в это время нуждался в теплой одежде. Все у вас должны быть равны – и богач, и бедняк, и чтобы не было у одного золота больше, а у другого меньше. Вот тогда вы станете истинным братством людей.
Абул-Маджд Санайи «Сад истин»
Источник:muslim.kz