Китайская притча
У одного старика был чёрный осёл. Старик очень любил своего осла и хорошо его кормил. Ещё бы! Ведь без осла на своих старых больных ногах куда он мог пойти? Только до ворот.
— Мой чёрный осёл очень умный, умнее, чем визирь! — говорил старик. — И память у него прекрасная.
Люди на базаре улыбались, смеялись, а некоторые и хмурились.
— Ты поосторожней! — кто-то сказал старику. — Дойдут такие слова до ушей визиря — не сносить тебе головы!
— Но ведь это правда! — со смехом сказал старик, сел на осла и поехал сквозь толпу.
А слова его переходили от одного к другому, от другого к третьему и к вечеру дошли до ушей визиря. Он побежал к императору.
— О великий хуанди! — сказал визирь. — Защитите мою честь! Меня оскорбил паршивый старикашка с базара. Он сравнивает меня со своим чёрным ослом и говорит даже, что осёл умнее меня, что память у осла лучше!
Император сказал:
— Я сам буду его судить.
И послал пятьсот солдат, чтобы поймать этого старикаи привезти во дворец. Солдаты долго его искали, но наконец нашли, посадили в кожаный мешок и привезли к императору.
Испуганный старик вошёл в огромный зал. На золотом троне восседал сам хуанди. В его ногах лежал тигр. По бокам стояли телохранители с копьями. Дальше стояли воины и придворные.
— Подведите старика поближе, — сказал император. Старика подвели поближе.
— Отвечай, жалкий урод, ты говорил, что твой паршивый осёл умнее, чем мой прославленный визирь? — спросил император.
— Да, мой дорогой хуанди, я это говорил, ибо это так и есть, — ответил старик.
— Значит, ты признаёшь себя виноватым, признаёшь, что это твои слова! Ну, а почему ты так говоришь? Разве можно сравнить осла с визирем? Ведь мой визирь не просто человек, но учёный человек!
— Если вы разрешите мне говорить, высокочтимый хуанди, если вы согласитесь выслушать меня, я отвечу.
Все придворные с любопытством разглядывали старика, с удивлением слушали, как спокойно он разговаривает с императором.
— Говори! — сказал хуанди.
— Слушайте, — начал старик. — Ехал я однажды на осле в город. На дороге была яма, полная грязи. Я хотел её объехать. Но осёл упорствовал. Он не хотел поворачивать, чтобы обойти яму. И шагнул прямо в глубокую грязь. Но не сделал он и трёх шагов, как споткнулся о камень и упал. Еле-еле мы выбрались из грязи. Переднюю ногу осёл ушиб. Это бы ещё ничего! Но и я захромал после падения! Тогда я как следует отлупил осла палкой и поехал дальше. В городе на базаре я купил что надо и двинулся назад. Подъехал к яме с грязью. Я нарочно направлял осла в эту яму. Но он не шёл. Тогда я стал его бить. И всё-таки он обошёл яму и пошёл по ровной, твердой дороге! Вы видите, какая у моего осла прекрасная память! Он не повторяет прежних ошибок.
— Так неужели ты думаешь, старик, что у моего визиря память хуже? — спросил император.
Визирь зло глянул на старика, а потом посмотрел на императора и расплылся в улыбке. Все воины, все придворные напряжённо ждали, что скажет старик. А он сказал:
— О высокочтимый хуанди, конечно, у визиря память хуже, да кроме того, у него не хватает ума. Вы однажды запретили ему брать деньги из казны без вашего разрешения, а он всё-таки берёт. Казначей доложил вам об этом, вы наказали визиря, а он вскоре забыл и приказание и наказание. И опять берёт. Ума у него совсем мало. Нет бы ему подумать, почему другие придворные не берут золото из казны. Конечно, ему далеко до моего осла.
Воины и придворные заговорили, загалдели. Раздались выкрики:
— Старик прав!
Тогда визирь вскочил и побежал. Но воины с копьями его остановили. Император решил, что старик — мудрец, и сделал его своим советником.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛАГОДАТИ (БАРАКЯТА)
Ингушская притча
Некто проснулся утром, вышел во двор и увидел, что по свежевыпавшему снегу идут следы из его дома, но во двор следы не вели. Задумался он и стал гадать: что бы это могло быть? Решив выяснить, отправился по следу, который и привёл его к пещере. Он крикнул в неё:
— Не оставляя следов к моему дому, но оставляя их, покидая мой дом, кто-то ушёл. Кто же он?
Какой-то голос ему ответил:
— Это я, Благодать, которая рассердилась на тебя и покинула твой дом. Зря ты трудился и пришёл за мною.
Тогда человек начал очень просить её вернуться, говоря, что он очень обездоленный человек и без Благодати пропадёт. Благодать ответила:
— За то, что ты потрудился и пришёл за мною, я дам тебе что-нибудь другое, что пожелаешь сам или твоя семья, но не проси меня вернуться к тебе.
Подумал человек и сказал:
— У меня мало ума. Если ты позволишь, я посоветуюсь дома.
Благодать согласилась. Он вернулся домой и всё рассказал. Ему стали советовать попросить кто золота, кто зерна. Младшая же сноха сказала:
— Попроси нашей семье согласия (барт): там, где его нет, ничего и не будет.
Послушал он её и пошёл в пещеру, где у Благодати попросил согласия своей семье. И тогда Благодать сказала:
— Обхитрили вы меня. Даю вам согласие, а где согласие, там должна быть и я, поэтому возвращаюсь к вам.
И Я ЛЮБЛЮ СВОЕГО СЫНА
Ингушская притча
Как-то старик, его сын и внук пошли на покос. День был жаркий, и нещадно палило солнце. Мальчик был без шапки, и солнце могло напечь ему голову. Тогда его отец снял свою шапку и надел на мальчика, а сам остался с непокрытой головою. Тут старик снял свою шапку и натянул её на голову своего сына.
ХВАСТЛИВЫЙ БАЙ
Татарская притча
Рассказывают, что давным-давно у одного бая была корова. Корова была так стара, что бай решил больше не кормить её. А надо сказать, бай этот был отчаянный хвастун. Вот он и придумал: «Что, если я не зарежу корову, а только прогоню со двора. Не похвалит ли меня народ за это?»
На другой день, когда в деревне выгоняли стадо, бай вывел корову и сказал при всех:
— Прощай, коровушка, двадцать лет ты кормила меня. А теперь иди себя корми.
Сказал это бай и гордый ушёл в дом. А корова стала жить в поле одна.
Но вот пришла зима. Негде стало укрыться корове от холодного ветра и снега. Пожалел её один бедняк и привёл к себе домой. Привёл и говорит своей старухе:
— Давай возьмём её к себе, а то замёрзнет скотина или с голоду помрёт…
А у старика со старухой никогда не было никакой скотины. Поэтому взялись они ухаживать за коровой старательно. В благодарность за это стала корова давать им молоко целыми вёдрами.
Прослышал об этом бай, пришёл к старику и говорит:
— Ведь это моя корова. Отдай её мне обратно…
А старик в ответ:
— Как твоя? Да вся деревня знает, что ты прогнал её. А мы от дождя её укрыли, кормили.
Долго спорили бай и бедняк. Наконец решили обратиться к казию — деревенскому судье.
Тот выслушал обоих и говорит:
— Тот из вас, кто правильнее ответит на мои вопросы, получит корову. А вопросы мои таковы: что на свете самое жирное, что самое красивое, а третий вопрос — кто из вас умней?
— Ха-ха, — сказал бай, — ответить на эти вопросы мне ничего не стоит.
А старик приуныл: откуда ему знать про всё это? Пришёл домой, рассказал обо всём старухе. И грустно добавил:
— Видно, опять мы остались с тобой без коровы…
— Дурачок ты этакий. Скажи казию: самое красивое на свете — это душа хорошего человека, самое жирное — это земля, а наша собака Сарбай умнее бая — и победишь.
На другой день пришли бай и бедняк к казию.
Первым начал бай:
— Самое жирное на свете — это моя овца: я ещё не видел ни единого существа более жирного, чем она. Самое красивое — это мой жеребец: такого жеребца во всей губернии не сыщешь. А уж умнее меня я никого не встречал. Корова моя.
Настал черёд старика.
— Самое жирное на свете — это земля: все берёт из неё свои соки. Самое красивое — это душа хорошего человека: всё прекрасно в ней. Что касается ума, то бай, конечно, умный человек, но моя собака Сарбай умнее его.
Судья был озадачен.
— Два первых ответа твоих правильны. Но скажи мне, почему твоя собака умнее бая?
— Посмотри, — отвечает старик и, обращаясь одновременно к собаке и баю, говорит: — А ну марш отсюда! Скорей!
Собака убежала, а удивлённый бай остался на месте. Тогда старик стал подзывать их к себе свистом. Собака подбежала, а бай даже не шевельнулся.
— Ну, кто из них умнее, казий, сам решай, — сказал старик.
— Твоя собака умнее, — ответил судья. — Забирай свою корову.