20.04.2024

ПО ДЕСЯТЬ МУДРОСТЕЙ
(2 часть)

 

Анас бин Малик  (радыйаллаху анх) говорил: «Поистине, каждый день земля обращается к человеку посредством десяти выражений: «О, сын Адама! Ты ходишь на моей спине, а твое прибежище в моем животе (т.е. в могиле); ты грешишь на моей спине и будешь наказан в моем животе; ты смеешься на моей спине и заплачешь в моем животе; ты радуешься на моей спине, но будешь горевать в моем животе; ты собираешь богатства на моей спине, но пожалеешь об этом в моем животе; ты питаешься запретным на моей спине, а черви будут съедать тебя в моем животе; ты ходишь веселым на моей спине, по станешь печальным в моем животе; ты ходишь при свете на моей спине, но будешь в темноте в моем животе; ты ходишь вместе с множеством людей на моей спине, но останешься один в моем животе».
.  .  .
Посланник Аллаха  (салляллаhу ‘аляйхи ва саллям) утверждал: «Тот, кто смеется чрезмерно, будет наказан десятью вещами: его сердце умерщвляется; с его лица уходит живость (вода); это радует шайтана; вызывает гнев Всевышнего; в День Суда ему будет трудно отчитаться; Пророк  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) отвернется от него в День воскресенья; ангелы будут проклинать его; обитатели Земли и Небес будут гневаться на него; он забудет все хорошее; в Судный день он будет разоблачен и опозорен».
.  .  .
Хасан аль-Басри (радыйаллаху анх) отметил: «Однажды я ходил по улицам и рынкам города Басры вместе с неким юношей, являвшимся усердным богослуживцем. И мы дошли до одного целителя, который сидел на стуле, и перед ним находились взрослые мужчины, женщины и дети, в руках которых были бутылки с водой. И каждый из них просил лекарство от своей болезни.
Тот юноша, который был вместе со мной, подошел к врачу и спросил у него: «О, целитель! Есть ли у тебя лекарство, которое смывает грехи и излечивает болезни сердец?» «Да», — ответил он, после чего молодой человек попросил дать ему это лекарство. Врач ответил: «Возьми от меня десять вещей: возьми корни дерева бедности вместе с корнями дерева смиренности; положи туда мироболан (растение) покаяния; затем брось его в ступку довольства Всевышнего; толки его пестом довольства тем,
что имеешь; затем клади это все в котел богобоязненности; налей на него воду стыдливости; кипяти его огнем любви ко Всевышнему; положи его в миску благодарности Ему; остуди веером надежды на Аллаха; и пей его ложкой хвалы Ему. Если поступишь так, то, поистине, это поможет тебе от всякой болезни и беды на этом и на Том свете».
.  .  .
Сказано, что один царь собрал пятерых ученых и мудрецов и повелел каждому из них высказать по одному мудрому выражению.
А они сказали по два мудрых выражения, и в итоге получилось десять: «1. Боязнь перед Творцом — это безопасность от Него, а чувство безопасности перед Ним — это неверие. Чувствовать себя в безопасности от творений Всевышнего — это свобода, а боязнь перед творениями — рабство. 2. Надежда на Аллаха — богатство, которому не вредит бедность, а отчаяние в Нем — бедность,, в которой уже не поможет никакое богатство. 3. Если есть богатство сердца (т.е. довольство имеющимся), то пустота кошелька не вредна, а полный кошелек бесполезен, если в сердце есть нужда. 4. Богатство сердца только лишь увеличивается благодаря щедрости, а если в сердце присутствует бедность, то она также только увеличивается, несмотря даже на на?шчие богатства в кошельке. 5. Брать немного из благого лучше, чем оставить то, большая часть которого плохое, а оставить плохое полностью лучше, чем брать то, в чем частичное благо».
.  .  .
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху анх) поведал; «Пророк  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал: «Десять категорий людей из моей общины не войдут в Рай, если они не раскаются искренне: человек, который ходит перед правителями и царями, заискивая; человек, разрывающий могилы с целью грабежа; клеветник; человек, который собирает у себя дома женщин для разврата; мужчина, невнимательный к поведению своей жены и не ревнующий ее; барабанщик; человек, играющий на запрещенных музыкальных инструментах типа гитары, лютни и т. п.; человек, не принимающий извинения других и не прощающий их; человек, рожденный вследствие прелюбодеяния, который сидит посреди дороги и наговаривает на людей; человек, мучающий своих родителей».
.  .  .
Пророк  (салляллаhу’аляйхи ва саллям)сказал: «Намаз десяти людей Всевышний Аллах не принимает: человека, совершающего молитву индивидуально и не читающего в ней суру «аль-Фатиха»; не выплачивающего обязательный закят; имама, которого народ ненавидит, но он продолжает оставаться имамом; зависимого раба, который сбежал от хозяина; постоянно употребляющего опьяняющие вещества (алкоголь, наркотики и т.п.); женщины, на которую всю ночь гневался муж; свободной женщины (т.е. не рабыни), которая совершила намаз без одежды, укрывающей ‘аврат; занимающегося ростовщичеством  (риба’); несправедливого, притесняющего имама; человека, чей намаз не удерживает его от мерзкого и порицаемого и способствует лишь только отдалению его от Всевышнего Аллаха».
.  .  .
Пророк  (салляллаhу’аляйхи ва саллям)отметил: «Входящему в мечеть подобает соблюдать десять правил: очищать ноги и снимать обувь; входить с правой ноги; при входе произнести следующее: «Бисмилляh, ва салямун ‘аля расулилляh ва ‘аля маляика-тилляh. Аллаhуммафтах ляна абваба рахматика иннака анталь — ваhhаб» (Именем Аллаха , мир Посланнику Аллаха  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и Его ангелам. О Аллах! Открой для нас врата Твоей милости, поистине, Ты — Дарующий!); поприветствовать
людей ,находящихся в мечети, а если не обнаружили там никого, сказать: «Ассаляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляhи ссалихина» (Мир нам и благочестивым рабам Аллаха); затем произнести:   «Ашhаду алля  илаhа  илляллаhу,   ва анна Мухаммадар-расулюллаh» (Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что поистине Мухаммед  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) — Посланник Аллаха);
не ходить перед молящимися; не заниматься там мирскими делами и не говорить о чем-либо мирском; не выходить, не совершив хотя бы двухракаатный намаз; не входить, кроме как будучи в состоянии   омовения;    когда   встаешь,    уходя,    сказать: «Субханака Аллаhумма ва бихамдика ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка» (Пречист Ты от всяких недостатков, о Аллах. Хвала Тебе. Свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя. Тебя я прошу простить мне грехи и перед Тобой я каюсь!»).
.  .  .
Абу Хурайра (радыйаллаху анх) передал слова Пророка  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) «Намаз — опора религии, и в нем десять особенностей: украшение лица, озарение сердца, покой для тела, утешение в могиле, низведение милости Всевышнего, ключ от небес, тяжесть на Весах, довольство Господа, стоимость Рая, защита от огня Ада. Кто будет совершать его как положено, то и религия того будет исправна, а кто оставит его, то рухнет и его религия».
.  .  .
‘Айша (да будет доволен ею Аллах) Передала слова Пророка  (салляллаhу’аляйхи ва саллям): «Когда Всевышний Аллах желает ввести в Рай людей, заслуживших его, Он отправляет к ним ангела вместе с подарком и одеждой из Рая. В то время, когда они уже заходят туда, этот ангел говорит им: «Стойте! Поистине, со мной подарок от Господа миров». Они спрашивают, что за подарок у него, и ангел отвечает: «Это десять колец. На первом из них написан: аят, смысл которого следующий: «Мир вам за то, что вы праведно жили, войдите в Рай на вечно»; на втором: «С вас снята всякая печаль и забота»; на третьем аят Корана: «И Рай Мы завещали вам зато, что вы творили на земле»; на четвертом: «Мы оденем вас в прекрасные одеяния и украшения»;
на пятом аят Корана: «Мы женим вас на чернооких гуриях, поистине, Я вознаградил их сегодня за то, что они терпели. Они преуспевшие»; на шестом: «Сегодня это ваше воздаяние за совершенное вами поклонение Мне»; на седьмом: «Вы стали молодыми и не состаритесь никогда»; на восьмом: «Вы в безопасности и не будете испытывать страх никогда»; на девятом: «Вы подружились с пророками, сподвижниками, шахидами и благочестивцами»; на десятом: «Вы поселились по соседтву с Милосердным, Обладателем благородного ‘Арша».
Затем ангел говорит: «Войдите в него с миром и будучи в безопасности», — и они довольные и радостные заходят в Рай, говоря: «Хвала Аллаху, который избавил нас отпечали. Поистине, наш Господь Прощающий и Благородным». «Хвала Аллаху, который исполнил Свои обещания и наследовал нам землю Рая там, где мы хотели быть. Как прекрасно воздаяние выполнявших Его повеления!»
Когда Всевышний захочет ввергнуть в Ад людей, заслуживших его, Он отправляет к ним ангела с десятью кольцами.
На первом из них написано: «Войдите в него, в нем вы никогда не умрете и не воскреснете, и не выйдете больше из него»; на втором: «Получите Мое наказание, и нет вам покоя от него»; на третьем: «Они потеряли надежду на Мою милость»; на четвертом: «Войдите в него с вечной печалью, беспокойством и скорбью»; на пятом: «Ваша одежда — огонь, еда — закум (плоды адского дерева), питье — хамим (отвратительная адская жидкость), постель — огонь и покрывало — огонь»; на шестом: «Сегодня это ваше воздаяние за совершенные вами ослушания»; на седьмом: «Мой вечный гнев на вас в этом огне Ада»; на восьмом: «На вас Мое проклятие за совершенные вами тяжкие грехи, в которых вы не раскаялись и о которых не сожалели»; на девятом: «Ваши друзья в этом вечном огне — шайтаны»; на десятом: «Вы последовали за сатаной, захотели блага мирской жизни и бросили жизнь Вечную, а это — ваше воздаяние!».
.  .  .
Мудрец сказал: «Я искал десять вещей в десяти местах, однако я обнаружил их совсем в других местах:
я искал возвышение в высокомерии, но обнаружил его в скромности; я искал поклонение в намазе, однако нашел его в набожности (вара); я искал покой в желании обрести мирские блага, но обнаружил его в отрешенности от мирского; я искал нур сердца в намазах, совершаемых днем перед людьми, однако нашел его в ночных намазах, совершаемых скрыто только ради Всевышнего; я искал нур Дня воскресенья в щедрости, но обнаружил его в жажде, испытываемой во время поста; я искал переход через Сират в жертвоприношениях скота (курбан), однако нашел его в добровольном пожертвовании (садака); я искал спасенье от огня Ада в совершении дозволенного, но обнаружил его в отказе от плотских желаний; я искал любовь Всевышнего Аллаха в мирском, однако нашел ее в поминании Аллаха я искал ‘афият (благополучие) в пребывании в мечети, но обнаружил его в уединении; я искал озарение сердца в проповедях и чтении Корана, однако нашел его в плаче из-за боязни перед Аллахом и в размышлениях».
.  .  .
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху анх), прочитав один аят, в котором содержится слово «Бикалиматин», сказал, что в этом слове кроется десять особенностей, пять из которых связаны с головой и пять относятся к телу человека, и все они являются Сунной Пророка  (салляллаhу’аляйхи ва саллям): использование сивака; полоскание рта; промывание носа; состригание усов; сбривание волос на голове; выщипывание волос в подмышках; состригание ногтей; сбривание волос на лобке; обрезание; подмывание после справления нужды».

.  .  .
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху анх) говорил: «Того, кто призовет благословение на Пророка  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) один раз, Аллах благословит десять раз. А того, кто оскорбит Пророка  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) один раз, Всевышний обругает десять раз. Разве ты не обращаешь внимания на Слова Всевышнего, в которых Он порочит Валила бин Myгирата (да будет над ним проклятие Аллаха!) десять раз,когда Валид обругал Пророка  (салляллаhу’аляйхи ва саллям )один раз: «Не следуй всякому презренному любителю поклясться, клеветнику, носителю злословья, погрязшему в грехах и злодеяньях и отвлвкащему от благого. Жестокому и безродному к тому же. Даже если у него будет большое достояние и много детей. Когда ему Послание от Нас читают, он отвечает: «Это сказки предыдущих поколений!» — опровергая Коран».
.  .  .
Ибрахима ибн аль-Адхама (да будет милость Аллаха над ним) спросили: «Всевышний говорит в Коране: «Взывайте ко Мне, и Я вам отвечу», — а мы, поистине, взываем к Нему, но Он не отвечает нам!» На это Ибрахим ответил: «Это от того, что ваши сердца умерщвлены десятью вещами: вы узнали о существовании Всевышнего, но не выполнили обязательство перед Ним; вы прочли Книгу Аллаха, однако не последовали ему; вы сказали, что иблис ваш враг, но подружились ним; вы утверждаете, что любите Посланника Аллаха, однако бросили его Сунну; вы утверждаете, что любите Рай, но не совершаете деяний для него; вы утверждаете, что боитесь Ада, но не прекращаете совершать грехи; вы утверждаете, что смерть — истина, но не готовитесь к ней; вы занимаетесь недостатками других людей, но оставляете недостатки свои; вы пользуетесь уделом (ризк), дарованным Господом, и не благодарите Его; вы хороните своих умерших и не извлекаете из этого поучительный урок для себя».
.  .  .
Пророк  (салляллаhу’аляйхи ва саллям) отметил: «Кто бы ни был из рабов Аллаха ,просящий в ночь ‘ Арафа что-либо посредством чтения тысячу раз этих десяти дуа, то Создатель непременно ему ответит:
1.  «Субхана ллязи фиссамаи ‘apшyhy» (Пречист от всяких недостатков Тот, Чей ‘Арш находится на небесах).
2.  «Субхана ллязи филь-арзи мулькуhу ва кудратуhу» (Пречист Тот, Чьи власть и могущество на земле).
3.  «Субхана ллязи филь-барри сабилуhу» (Пречист Тот, Кто устроил дороги на суше).
4. «Субхана ллязи филь-hава pyxyhy» (Пречист Тот, Кто в любви установил душу).
5.  «Субхана ллязи финнари сультануhу» (Пречист Тот, Кто правит огнем Ада).
6 «Субхана ллязи филь-архами ‘илмуhу» (Пречист Тот, Кто ведает о том, кто находится в чреве матери).
7.  «Субхана ллязи филь-кубури казауhу» (Пречист Тот, Кто в могилах воздаст должное).
8. «Субхана ллязи рафа’ассамаа биля ‘амадин» (Пречист Тот, Кто воздвиг небеса без опоры).
9.  «Субхана ллязи ваза’аль-арза» (Пречист Тот, Кто установил землю).
10.  «Субхана ллязи ля мальжаа валя манжа минhу илля иляйhи» (Пречист Тот, кроме Которого нет ни спасения, ни убежища).
.  .  .
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху анх) говорил: «Однажды Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) спросил у иблиса (да будет над ним проклятие Аллаха!): «Сколько у тебя любимцев из моей общины?» «Десять, — ответил сатана и перечислил их: —1. Несправедливый имам. 2. Высокомерный человек. 3. Богатый человек, которого не волнует, как он приобретает имущество и на что расходует,
4. Алим, который оправдывает правителей, когда они совершили насилие, зло. 5. Торговец, который обманывает людей. 6. Монополист (человек, который специально останавливает продажу товаров с целью повышения цен на них тогда, когда люди будут испытывать острую нужду в них). 7. Прелюбодей. 8. Ростовщик (человек, употребляющий имущество, полученное с помощью риба’) 9. Скупец, который не думает о том, откуда он собирает богатство. 10. Человек, постоянно употребляющий такие вещества, которые одурманивают разум (спиртное, наркотики и т.п.)».
Затем Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) спросил у иблиса о его врагах из числа общины последователей, и он ответил, что их двадцать:
«1. Главный враг — это ты, о Мухаммед, поистине, я испытываю злобу к тебе. 2. Алим, который следует своим полученным знаниям. 3.Человек, который знает Коран и следует написанному в нем. 4. Муэдзин, который ради Аллаха  возвещает о наступлении времени совершения пяти намазов.
5. Человек, который любит бедных, неимущих и сирот. б.Человек с милосердным сердцем, смиренно принимающий истину. 7. Юноша, который рос в поклонении Всевышнему Аллаху. 8.Употребляющий только дозволенное (халяль). 9. Двое молодых людей, которые любят друг друга ради Аллаха 10. Человек, жаждущий совершения намаза с коллективом. 11. Человек, который молится поздно ночью, в то время, когда люди спят. 12. Человек, который воздерживается от запретного (харам), 13. Человек, который делает людям наставления. 14. Человек, который совершает дуа для своих братьев по вере, не имея в сердце ничего (без корыстных целей). 15. Человек, который постоянно находится в состоянии омовения. 16. Щедрый человек. 17. Благонравный человек. 18. Человек, который верит в то, что Аллах даст ему все, что Он гарантировал ому. 19. Человек, который помогает, делает добро честным,целомудренным женщинам-вдовам. 20. Человек, который готовится к смерти».
.  .  .
Вахб бин Мунаббих (радыйаллаху анх) сказал: «В Торе написано: 1. Тот, кто запасался провизией (благими деяниями) в мирской: жизни, станет любимцем Аллаха  в День воскресения,
2.  Оставивший гнев в стороне окажется по соседству с Творцом.
3.  Тот, кто не будет любить мирскую жизнь, в Судный день будет в безопасности от наказания Всевышнего.
4. Избавившийся от зависти будет восхваляем среди народа в Судный день.
5. Тот, кто оставит любовь к главенству и власти, в Судный день окажется ближе к Всевышнему Аллаху.
6.  Избавившийся от излишеств этого мира познает состояние благочестивых людей.
7. Оставивший ссоры на этом свете окажется в выигрыше на Том.
8. Избавившегося от скупости в этом мире будут поминать с хорошей стороны в Том мире.
9.  Тот, кто оставит отдых на этом свете, обрадуется в День Суда.
10.  Оставивший все запретное (харам) в этой жизни окажется соседом пророков в День воскресенья.
11. Кто не будет смотреть на недозволенное на этом свете, глаза того обрадует Аллах в Раю на Том свете.
12. Того, кто предпочтет бедность богатству на этом свете, Создатель отправит в Судный день вместе с авлия и пророками,
13.  Кто бы ни исполнил нужды людей в этой жизни, то Аллах исполнит его нужды на этом и на Том свете.
14.  Желающий, чтобы в его могиле был утешитель для него, пусть встанет в темноте ночи и совершит намаз.
15.  Захотевший оказаться в тени ‘Арша Всевышнего пусть будет отрешенным от мирского.
16. Кто желает легкого отчета в День Суда, пусть наставляет братьев своих и себя.
17. Желающий, чтобы его посещали ангелы, пусть будет набожным.
18. Кто хочет оказаться в середине Рая, пусть днем и ночью поминает Аллаха .
19. Кто желает войти в Рай без всякого отчета, пусть искренне раскается в своих грехах.
20.  Кто хочет быть богатым, пусть будет доволен тем, чем его наделил Всевышний.
21.  Кто желает быть понимающим величие Аллаха , пусть будет покорен Творцу и смиренен перед Ним.
22.  Кто хочет быть мудрым, пусть станет ученым-алимом.
23.  Кто желает быть в безопасности от людей, пусть не упомянет никого, кроме как с хорошей стороны, и пусть подумает, из чего он создан и для чего.
24.  Кто захочет почета на этом и на Том свете, пусть предпочтет Вечный мир миру бренному.
25.  Кто желает Рай «Фирдавс» и бесконечные блага в нем, пусть не тратит свою жизнь попусту в порочности мирской.
26.  Кто хочет Рай в обоих мирах, пусть будет щедр, ибо щедрый близок к Раю и далек от Ада.
27.  Кто желает полного озарения своего сердца, пусть глубоко размышляет о знамениях и Величии Аллаха и извлекает пользу из этого.
28.  Кто жаждет, чтобы его тело было терпеливым, язык — поминающим Аллаха , сердце — смиренным, пусть чаще просит прощения грехов братьев и сестер по вере».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *