23.04.2024

СЧАСТЬЕ МИЛОСЕРДИЯ

 

Если ты желаешь заслужить наше согласие,

то не забывай о том, что оно связано

только с завоеванием чьего-нибудь сердца!

Мавляна Джалалятдин Руми

Первый плод веры это милосердие. Лишенная милосердия душа является мертвой душой. Всякое доброе дело начинается с произнесения формулы:     بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِم (Бисмилляхир-Рахманир-Рахим)с именем Аллаhа милостивого и милосердного! А также с прочтения первой суры Кур`ана «Фатиха».

Повествование о жизни Пророка, святых рабов Аллаhа полны преданий о милосердии и сострадательности их. Самым естественным следствием воспитания в духе морально-этических норм предписанных Всевышним Аллаhом является человек с широкой душой полной сострадания и милосердия ко всему живому на земле. Истины богослужения, хаджа можно постичь, обладая именно такой душой.

Эту мысль Мавляна Джалалятдин Руми  выразил в следующем рассказе: «Великий глава религиозного ордена пир Баязид Бистами спешил в Мекку для совершения хаджа и умры, посещения святых мест Мекки и Медины. В каждом городе, который он посещал, непременно узнавал у горожан о людях, обладавших проницательным и дальновидным умом. Ибо куда бы он ни совершал путешествия, везде, прежде всего, ему было необходимо знакомиться с людьми, являвшимися друзьями Аллаhа. Ибо Господь сказал:

فَاسْأَلُواْ أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«…Если вы не знаете этого, то спросите людей Писания». (Сура 16 «Нахль», 43)

 

«…Спросите знатоков, если вы не знаете этого». (Сура 21 «Анбия», 7)

 

Пророку Мусе (алейхиссалям)  было велено посетить Хидра обладателя лядунни ильм (сокровенных знаний) богословской науки.

Баязид увидел высокого, томного, как молодой месяц пира, в котором присутствовала духовность, присущая святым (вали). Глаза его были слепы к внешнему миру, зато сердце его было подобно Солнцу… Баязид сел напротив пира. Пир спросил у него:

«О Баязид! Куда ты направил свои стопы? Куда ты несешь с собой вещи, принадлежащие чужбине?»

А Баязид ответил ему: «Я намереваюсь совершить хадж и у меня есть 200 дирхемов».

«О Баязид! Раздай часть своего состояния во имя Аллаhа нуждающимся, странникам, обездоленным людям. Завоюй их сердца, пусть раскроется горизонт твоего духа! Войди в их сердца! Позволь им в первый раз совершить хадж в твою душу! А потом с мягким, чутким сердцем продолжай свой путь, чтобы совершить свой чуткий, учтивый хадж!.. Ибо Кааба чистейший дом Аллаhа, посещение которого есть долг. Выполнение этого долга вознаграждается Господом. Однако сердце человека это сокровищница тайны, как Кааба (стены которой восстановлены Ибрахимом). Душа же ее это место, где сосредоточен баракат и милость Великого Аллаhа. Если ты обладаешь проницательностью, то обойди вокруг Каабы своей души! Истинное значение Каабы, созданной из земли – это душа!

Господь Бог сделал долгом для правоверного совершать обряд таваф вокруг видимой глазом человека, знакомой своими очертаниями Каабы для того, чтобы он обрел очищенную от грязи и грехов душу.

Запомни как следует, что если ты поранишь чью-нибудь душу, где сосредоточен проницательный взор Аллаhа, то благодеяние, которое ты совершишь, посетив Каабу, не сможет снять с тебя грех нанесения душевной раны.

Ты посвяти все, что у тебя есть, все свое богатство тому, чтобы порадовать и утешить чью-нибудь душу. Пусть она будет излучать свет свой в твоей могиле в ту чернейшую ночь.

Если ты принесешь Аллаhу тысячу кошельков, заполненных до отказа золотом, Господь скажет тебе: «Если ты хочешь принести нам что-нибудь, то принеси завоеванную тобой душу! Ибо золото и серебро ничего не значат для нас. Если хочешь нашего согласия и того, чтобы мы были довольны тобой, знай же, что это связано лишь с завоеванием души! Пусть твое сердце прозреет, дабы ты мог видеть проявления божественного света в человеке!»

Байязид понял всю глубину афоризмов пира. Во время беседы с ним его душе передалась часть тайны милосердия пира. И он продолжил свой путь паломника, пребывая в состоянии покоя и возвышенности духа».

Мавляна Джалалятдин Руми  закончив это повествование, сказал, продолжая тему рассказа:

«Собираясь совершить хадж, выходи в путь с желанием стать зрелым человеком, что является божественным сокровищем. И пусть откроется перед тобой горизонт твоей души.

Кто сеет хлеб, тот надеется получить его, ибо это цель его. Солома же и так появится вместе с пшеницей. Если посеешь солому, то не пожнешь пшеницу. А если это так, то ты ищи человека совершенного в качестве добродетельного наставника и стань его учеником!

Когда наступит время хаджа, посети Каабу и соверши обряд таваф вокруг нее. Если ты посетишь Каабу с этой целью, то тогда ты сможешь увидеть истину Священной Мекки!..»

 

*       *       *

Мавляна Джалалятдин Руми привел в качестве примера хадж потому, что хадж это очень тонкий и особенный вид богослужения. Ибо во время хаджа многие допустимые, разрешенные шариатом вещи становятся запретными. Глазам представляется зрелище Судного Дня. Священный Кур`ан предупреждает человека избегать пустых, абсурдных, бесполезных слов и дел. Поэтому, приступая к совершению хаджа, следует подготовить к нему свою душу.

Так же, как бывают намаз-нафиль, пост-нафиль, точно также возможен и хадж-нафиль. Ни в коем случае не следует предаваться праздным, пустым и вздорным словам в таком хадже. Ибо слова эти граничат с безбожием. Они есть не что иное, как ворчание и лепет невежественности тех, кто не познал вкуса служения Богу. Начиная с самого «века счастья» и по сей день, хадж-нафиль совершался и будет совершаться впредь людьми, вдохновленными любовью к Аллаhу. Эти богослужения-нафиль полные страстного волнения позволяют рабу божьему приблизиться к Аллаhу. Душа его становиться глубокой, у него появляются и расцветают такие качества, как щедрость души, сострадательность и милосердие.

Наш Господь Всевидящий и Слышащий. То есть взгляды рабов божьих на мир, их мысли, восприятие есть потоки божественного света. Эта возвышенность духа становится возможной лишь благодаря любви к богослужениям нафиль и состраданию к живым созданиям. Достаточно в связи с этим напомнить, что Имам-и Азам Абу Ханифа 55 раз совершил хадж в святые места.

 

*       *       *

Вот один рассказ из книги «Тазкиратуль Авлия», повествующий о значении человека пред Аллаhом:

Когда ученый-табиин, знаток Хадисов (мухаддис) и мудрый человек Абдуллах бин Мубарак, совершив хадж, находился в Священной Мекке, с небес спустились два ангела. Один ангел сказал другому: «В этом году хадж совершили 600 тысяч человек. Хадж всех этих людей был принят в честь Али бин Муваффака из Сирии, который занимается починкой старой обуви, в знак уважения к одному благородному поступку его. Этот человек, в течение длительного периода времени намеревался совершить хадж в Мекку, да так и не сумел».

Абдуллах бин Мубарак, находившийся между сном и явью, был в состоянии крайнего удивления. Вместе с караваном, идущим в Сирию, он направился туда же, чтобы найти этого человека. Найдя его, он спросил у него: «Какое же добродетельное дело ты совершил, даже, не побывав в Святых местах?» Али бин Муваффак, увидев перед собой такого именитого человека, как Абдуллах бин Мубарак, так разволновался, что даже лишился чувств. Придя в себя же, он рассказал следующую историю: «В течение 30-ти лет я мечтал совершить хадж. Скопил, занимаясь починкой старой обуви, 300 дирхемов. Уже намеревался совершить хадж, как вдруг, моя беременная жена сказала мне: «Со стороны кухни соседей идет мясной запах. Пойди и попроси у них кусочек мяса для меня». Я пошел к соседу и объяснил ситуацию. Мой сосед заплакав, сказал: «Уже целых семь дней во рту у моих детей не было даже маковой росинки. На дороге я обнаружил павшее животное, – продолжил сосед. – Отрезав от него кусок, я стал варить его, чтобы утешить детей. Если мне не удастся раздобыть дозволенную пищу (халяль), я буду вынужден накормить их этим мясом. Если хотите, я могу дать и вам кусочек мяса, но он для вас будет запретным (харам). Моим детям будет дозволенно съесть его, поскольку они стоят на пороге голодной смерти…» Али бин Муваффак продолжил рассказ: «Когда я услышал эти слова, мое сердце дрогнуло, и я отдал ему 300 дирхемов, которые скопил с величайшим трудом. Затем, обратившись к моему Господу, я сказал: «О Господь, прими мое намерение совершить хадж!» Абдуллах бин Мубарак отозвался, сказав: «Значит, мне действительно открыта истинная правда».

Этот случай есть проявление милосердия Всемилостивого Господа к нам. Кроме того, приведение хаджа в качестве примера выражает важную роль милосердия и при совершении богослужений. Другое назначение хаджа заключается в попытке избавиться от потребностей естества, абстрагировавшись от плоти своей и сконцентрировавшись на глубинах души.

Юнус Эмре в одном из своих стихотворений, сообщая об этой истине, говорит:

 

Душа человеческая  –  это трон,

Принадлежащий Властелину,

Тех, кто сломает душу человека,

Ждут злосчастья в обоих мирах.

 

*       *      *

Существует следующая притча Баязида Бистами, в которой речь идет о том, что невозможно познать и обладать глубиной души благодаря лишь внешней форме. Один из учеников-мюридов сказал Баязиду: «Ах, если бы вы подарили мне с благословеньем кусочек от вашей меховой шубы, чтобы я мог всегда носить его при себе на счастье!» Баязид ответил: «Сынок, если ты не стал человеком, что проку в шубе Баязида? Ты можешь влезть не то, что в шубу его, а в шкуру его, но толку-то не будет!..»

 

*       *       *

Однажды Баязид Бистами во время своего путешествия, немного передохнув, снова продолжил путь. Но, заметив на своем дорожном мешке нескольких муравьев, он вновь возвратился к дереву, у которого отдыхал, чтобы эти муравьи не лишились бы своей «маленькой родины», места их постоянного пребывания. Затем, оставив их на прежнем месте у муравьиного гнезда, он снова тронулся в путь…

Джунайд Багдади также как-то поутру, собираясь на утренний намаз в мечеть, обнаружил на своей джуббе (мантии) спящего кота. Вначале, чтобы не беспокоить его, он решил было пойти в мечеть без джуббы, но счел это неприличным. Тогда он осторожно вырезал часть своей джуббы, на которой  спал кот. И, надев на себя изрезанную джуббу, и направился в мечеть. Кот же продолжил свой сон.

Такие состояния являются проявлениями милости и сострадания, присущих Создателю по отношению к своим созданиям. Это показатели духовной глубины.

В славном Хадисе же, говорится вот о чем:

«Женщина ставшая причиной голодной смерти своего кота, угодила в Ад. А грешная женщина, которая напоила водой, задыхавшегося от жажды пса, использовав для этого свою обувь, была прощена».

А еще один Хадис гласит о следующем: «Вы будьте милосердны к тем, кто находится на земле, тогда те, кто находятся на небесах, будут так же милосердны к вам!»

Баязид Бистами рассказывает: «В наше время были тысячи вали. Но самым авторитетным среди них, был признан Абу Хафс торговец скобяными изделиями. Чтобы убедиться в этом, зашел я как-то к нему в лавку и обнаружил его весьма опечаленным. Когда я спросил его о причинах его кручины, он ответил мне так: «Интересно, есть ли печаль огромнее моей? И есть ли другой, более печальный человек, чем я? Печаль же моя состоит вот в чем: Каково же будет положение всех рабов божьих в Судный день?» Сказав эти слова, он начал плакать, от чего заплакал и я. Затем спросил у него, почему он так страдает из-за мучений людей? Абу Хафс ответил: «Сострадание и мягкость присущи мне с самого моего рождения. Если бы грехи всех обитателей ада были бы взвалены на меня, а наказанные были бы прощены, то я  был бы чрезвычайно доволен этим, а печаль моя тогда утихла бы…»

И тогда я понял, что Абу Хафс был не из тех, кто говорит: «Я, я!» Он обладал характером Пророка Мухаммада, который сказал: «Моя община, мои единоверцы!»

Некоторое время, я пребывал рядом с ним. Научил его некоторым Сурам Священного Кур`ана. Однако на деле это он обучал меня, и я благодаря ему постиг то, что мне не удавалось постичь в течение сорока лет. Мой внутренний мир и мое существо заполнились благодатью Господа. И вновь понял я, что  духовный уровень избранных вали это уже совсем отдельная, другая тайна. Добродетель зависит не только от знаний и богослужений, их количества, а зависит она еще от проницательности, а самое главное, это божий дар и проявление благоволения Господа, который Сам направляет человека.

Именно это и стало причиной обладания Абу Хафсом сострадательности, нежности и сочувствия к людям в такой высокой степени, что превратилось в суть его природы…

Самым великим образцом сострадательности и нежности к людям после Пророков является Абу Бакр (радыйаллаху анху). Ему принадлежит молитва, являющаяся образцом совершенного милосердия, сочувствия к людям, которая послужила примером и для Абу Хафса. Звучит она так:

«О Господь! Увеличь мое тело в аду настолько, чтобы в нем не хватило бы места для других рабов Твоих!..»

Существует много примеров, подтверждающих такое качество, как  милосердие уважаемого Абу Бакра (радыйаллаху анху). Один из них это выкуп за высокую плату и освобождение от рабства Биляля Хабаши (радыйаллаху анху), который был рабом Умаййа бин Халяфа одного из знатных людей Мекки. Абу Бакр стал олицетворением щедрости и милосердия, заслужив благодаря этому поступку одобрение Пророка Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям).

Мавляна Джалалятдин Руми так описывает это событие:

«Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) только что вернулся на землю после Мираджа. Он говорил, что слышал звуки сандалий Биляля в раю и изволил добавить: «Как счастлив Биляль!»

Услышав это, Абу Бакр Сыддык пришел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и рассказал ему о положении преданного Биляля. Он сказал: «Этот святой человек, испытавший все превратности судьбы, воспылал святой любовью к тебе. Потому жестокие и деспотичные люди подвергают этого человека с ангельским характером всякого рода мучениям. Ему безвинному они «обрывают крылья». Эти деспоты и идолопоклонники собираются закопать в землю это истинное сокровище. Его оставляют лежать на песке под жгучими, палящими лучами солнца, бьют его по обнаженному телу палками с шипами. Однако он, несмотря на то, что кровь фонтаном хлещет из его тела, не отрекается от поклонения Господу и повторяет упорно: «Аллаh Един, Аллаh Един!»

Уважаемый Абу Бакр (радыйаллаху анху) полный грусти и печали с великой скорбью в голосе рассказывал Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) о тяжком положении Биляля. Наконец, выражая свое намерение, бывшее у него на душе, он сказал: «О Расулюллах! Я хочу его выкупить и готов потратить на это все свои деньги. Я буду лишен душевного покоя до тех пор, пока не избавлю от мук и пыток этого святого человека, отдавшего сердце своему Создателю и ставшего рабом Аллаhа и другом Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), человека, которого возненавидели враги Аллаhа!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) остался весьма доволен словами Абу Бакра и изволил сказать следующее: «О, милосердный друг Аллаhа и Пророка Его! В этом деле и я стану твоим соучастником».

Абу Бакр (радыйаллаху анху) был немедленно отправлен к хозяину Биляля. Ум Абу Бакра помутился от того, каким жестоким пыткам подвергается Биляль (радыйаллаху анху), он сказал резкие слова хозяину Биляля: «О демон! О слепец, лишенный сострадания и милосердия! Как ты можешь так измываться над другом Аллаhа? О бессовестный! Что это за ненависть, что за вражда? О нищий, лишенный милосердия! Ты считаешь себя человеком? О, лишенный человечности презренный человек! У тебя лишь облик человека, но ты позор человечества!» Произнеся эти слова, Абу Бакр (радыйаллаху анху) сунул огромную сумму денег жадному до них рабовладельцу. Денег было так много, что хозяин Биляля ошарашено стал смотреть на Абу Бакра (радыйаллаху анху). Заметив его состояние, Сыддык  Акбар сказал этому злосчастному рабовладельцу следующие слова: «О глупец! Ты, как несмышленый ребенок, взамен ореха дал мне жемчужину бесценную, сам не ведая об этом! Тебе ведь неизвестно, что Биляль стоит двух миров. Я смотрю на дух его, а ты на цвет кожи его. Если бы, продавая его, ты набавил бы цену, то я тебе отдал бы еще больше денег. Если бы еще набавил, то я отдал бы тебе все, что у меня есть, даже залез бы в долги. И в результате, все равно, я был бы в выигрыше. О несчастный человек! Знай же, что истинная цена драгоценностей известна лишь ювелиру».

Мавляна наряду с изображением совершенных проявлений милосердия и сострадания в этом рассказе, прекрасно выражает также мысль о том, что духовное совершенство человека бесценно в сравнении с мирскими ценностями.

Мой учитель Яман Деде, бывший вначале христианином и обретший веру Ислам, благодаря благодати «Маснави» Мавляны, был страстным влюбленным в Пророка Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям). А духовный облик моего учителя, его добропорядочность, благовоспитанность свидетельствовали о том, что облики самого Пророка Аллаhа и его славных сахабов, были для него ярчайшими образцами для подражания. Достаточно рассказать о следующем случае:

Однажды во время урока, один из учеников спросил у хаджи: «Учитель, скажите, пожалуйста, что бы вы предпочли: нести тяжелый груз греха или заболеть проказой?» Яман Деде ответил: «Предпочитаю сгореть заживо и превратиться в пепел, чем, хоть на мгновение отдалиться от духовного мира рабов Аллаhа!»

Так вот, это и есть бесконечность горизонта милосердия и любви, к которому в Исламе направляет людей Пророк Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям)!

О Господь! Пусть милосердие станет нескончаемым сокровищем наших сердец!

Аминь!

Из книги Османа Нури Топбаша «Кувшин воды»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *