18.04.2024

ДРУЖБА

 

Если ты розовая вода,

то твоя среда обитания это сияющие светом лица,

если ты грязь, то повсюду несешь беспокойство!

Взгляни на витрины продавцов благовоний.

Каждый вид их приобретает красоту с благовонием того же вида…

Когда один вид объединяется со своим видом,

то в этом заключается особая красота.

Всевышний Аллах ниспослал книги и послал Пророков для того,

чтобы чистых, порядочных людей отделить от скверных людей.

Если мысли и суждения твои прекрасны, то ты и сам прекрасен!

Если все твои мысли о розе,

то значит твоя среда обитания также розовый сад!

Мавляна Джалалятдин Руми

Одной из доминирующих свойств картины, возникающей в этом мире, где противоположности дополняют друг друга, является гармония. Дисгармония в малом масштабе – это анархия, а в масштабах вселенной – столпотворение.

Наличие противоположных качеств у одушевленных и неодушевленных созданий наряду с общими их свойствами это особенность, опирающаяся на божественное определение. Тогда как противоположные полюса в физическом мире притягиваются друг к другу подобно электрическому току, в мире живых существ происходит обратное. То есть создания, обладающие душой, стремятся создать единое целое, установив дружеские связи не с противоположностями, а с подобными себе. Склонность к отождествлению, возникающая оттого, что основа бытия единственная в своем роде, является проявлением Могущество Всевышнего в этом мире. Однако в противоположность тому, что в неорганическом мире друг к другу притягиваются противоположности, в мире живых существ происходит обратное явление. И происходит оно по причине чувства субъективизма и эгоизма. И в самом деле, у каждого существа, обладающего душой, одной из самых доминирующих склонностей является эгоизм. А достигает своего апогея проявление этого чувства у человека. И потому, самым последним чувством, которое удается искоренить в себе человеку, идущему по пути приближения к Аллаху – это страсть к лидерству и к политике. Достигающее в человеке своей кульминации, чувство эгоизма и связанные с ним проявления любви и ненависти, при тщательном их анализе показывают,  что они могут присутствовать в человеке в течение всей его жизни. Причем, при наличии сходств человек тяготеет к любви, а при наличии различий – к ненависти. В таком случае выясняется истина, заключающаяся в том, что человек любит только самого себя. Вот почему человек может быть очарован другим человеком в той степени, в какой он похож на него самого.

Вот и душа Пророка Якуба (алейхис салям), увидев в Юсуфе (алейхиссалям)свою сущность и свойственные ей особенности, непроизвольно полюбила Юсуфа (алейхис салям).

Это явление настолько царствует среди одушевленных созданий и даже среди животных, что в народе бытует притча, повествующая об этом.

Одному соловью велели:

«Пой!» Он не запел.

«Пой!» – сказали ему еще раз. Он не запел. Наконец, когда ему пригрозили, сказав, что поместят его в золотую клетку рядом с вороной, он, испугавшись перспективы, находится в одной клетке с чуждой ему птицей, запел…

При помощи этой притчи народ просто и образно выражает истину, которую мы пытаемся объяснить, подходя к ней глубоко и всесторонне. Еще прекраснее эта истина выражена в одном из рассказов Мавляны в аллегорической форме:

«Некий охотник поместил пойманного им джейрана в одной конюшне с ослами и волами. Джейран растерянно и испуганно метался по конюшне. Охотник ближе к вечеру положил ворох соломы перед животными. Ослы и волы принялись с большим аппетитом и нарасхват есть солому. Джейран же то пугался, то тер свои глаза, в которые попадала пыль из соломы. Так это нежное, утонченное животное, желудок которого истончает запах амбры и мускуса, испытывало муки страданий в этой конюшне. Один из ослов с издевкой сказал другому ослу: «Тише! Это животное приходится по нраву падишахам, да господам беям!» В разговор вмешался третий осел и сказал: «В таком случае, пусть это животное взойдет к трону падишаха со своей учтивостью, чтобы опереться на него!» Еще какой-то осел, наблюдавший за происходящим, пригласил джейрана поесть солому. Джейран ответил: «Нет! У меня нет никакого аппетита!»

Осел произнес: «Я знаю, что ты капризничаешь!» Джейран в ответ на его слова сказал: «Я гулял по зеленой траве, среди виноградников и садов, там, где протекал ручей с чистой, прозрачной, хрустальной водой, любуясь творением Всевышнего Аллаха. Если предопределено мне испытать такие муки, то как я могу в одночасье изменить состояние души моей? Я ел, капризно принюхиваясь даже к гиацинтам, тюльпанам и к базилику. Я с восторгом следил за гармонией течения божественной мощи. И вот в то самое время, когда мы находились у источников и пили по глотку, смакуя этот восторг души, а глаза наши увлажнялись от чудесной музыки весело журчащего ручья, охотники и застали нас врасплох…» Один осел, откликнувшись, сказал: «Заливай, заливай! На чужбине-то оно легко говорить неправду-то!» Джейран ответил: «Мои слова может подтвердить запах мускуса, исходящий из моего желудка. Это запах благовония, амбры. Ваше же состояние налицо! Поэтому мои слова могут показаться вам лживыми. Я нахожусь среди вас такой одинокий, несчастный, беспомощный и чуждый вам…»

Мавляна Джалалятдин Руми абстрактные вещи, трудно поддающиеся осознанию их человеком, предлагает вниманию читателей в простой и доступной форме. Так как противоположности не могут уживаться друг с другом, потому он и привел пример, представив в своей притче образы животных, обладающих совершенно противоположными качествами. Джейраны являются самыми утонченными и изящными из всех животных. Охотники, во время охоты на джейранов, пасущихся возле ручьев, привлекают к участию в охоте музыканта, играющего на Нее.

Все джейраны, пасущиеся поблизости, собираются, чтобы послушать горестные, трогательные напевы Нея…

Глаза и души их застилают слезы… и тут-то бессердечные, жестокие охотники, загоняя их в ловушку, начинают охотиться на них. Они обрекают это чувствительное, утонченное животное на смерть из-за амбры, мускуса, которые источает оно, а также из-за мяса и шкуры его…

Ослы и волы же грубые животные, живущие потребностями своей плоти, которые столь же мерзки и некрасивы, как и звуки их голосов…

Мавляна Джалалятдин Руми изобразивший муки и страдания людей, находящихся среди своих антиподов на примере животных, говорит следующие слова в своих мудрых бейтах:

«Если кого-либо поместят рядом с кем-то, противоположным ему, то это смертельная мука для него».

«Близкий к Господу человек весьма страдает по причине своей плоти. Ибо птица души его привязана к одной среде, где рядом с ней существует еще и плоть абсолютно чуждая душе».

«Душа подобна соловью, если сравнить ее с птицами. Плоть же это ворона. Соловья ранят совы, да вороны и он страдает от пребывания с ними в одном пространстве».

 

*       *       *

«Соловей души томится и исторгает стоны, находясь в обществе сов и ворон с их эгоистичным естеством».

В Священном Коране сказано:

«В то время, когда Я вдохнул вам душу… « (Сура «Хиджр», 29)

Дух пришел в эту клетку тела благодаря Господу. Этот факт вселения духа недоступен осознанию человеком. В подсознании человека есть тоска и стремление к миру, из которого он пришел на землю. Он не свободен, находясь в тюрьме плоти. В этом чужом для него мире он сохнет от тоски по царству духов. И тоска эта будет длиться до тех пор, пока человек будет пребывать лицом к лицу со своей плотью, нафсом. Потомство, богатства, положение, статус в обществе, достигаемые для того, чтобы удовлетворить свои земные страсти, это всего лишь утешение, забава.

Человек строит для себя воображаемый иллюзорный мир, проживая впустую свою жизнь, среди тысяч сомнений, тревог… Положение души в теле можно уподобить положению джейрана среди ослов. Точно так же, как джейран чужд ослам, так же и душа переживает в теле, будучи чуждой телу… Альтруизм души чувствует себя неприютно рядом с эгоизмом тела.

Эти две противоположности обречены на существование рядом, находясь в состоянии постоянной борьбы друг с другом… Если мы взглянем на эту притчу под другим углом зрения, то мы увидим, что люди, обладающие утонченностью и благородством души, среди невежественных циничных людей терпят муки, которые горше смертельной муки. Более всего претерпели эти муки Пророки и следовавшие их путем аулия (святые люди). Порой они проживали одинокую, непонятную другими людьми, странную жизнь…

Пророк Ибрахим (алейхис салям), поднявший знамя веры в Единого Бога был заброшен в самую гущу жизни среди идолопоклонников, которые уготовили ему огонь. Пророк Юсуф (алейхиссалям)был обречен на глубокое одиночество, находясь рядом со своими братьями, а затем за пределами своей родины, оклеветанный был брошен в зиндан[1], где  провел какое-то время своей жизни!.. Перед лицом грубого, необузданного племени сыны Израилевы, оставив Пророка Мусу (алейхиссалям)совершенно одного, сказали ему: «О Муса! Ты иди на войну вместе со своим Господом! Повоюй, одержи победу, а потом мы пойдем за тобой!»

Смиренный и кроткий Пророк Закария (алейхиссалям)был распилен надвое взбесившимся народом бани Израиля, а сын его Яхья (алейхиссалям)был жестоко убит, приняв смерть шахида. Пророк Иса (алейхиссалям)был осужден вместе с ворами… Наш Учитель, Наставник, Гордость вселенной Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был забросан камнями в Тайфе… И так можно продолжать долго.

Все эти люди проявили долготерпение, данное им Господом, и таким образом достигли высочайших степеней. Порой Господь Бог для того, чтобы защитить преданных Ему чистых рабов Своих, брал их под Свое покровительство…

Асхабы Кахф, которые пребывали среди злосчастной общины, были усыплены под охраной Господа, и таким образом спасены от злодеяний тиранов. Ибо лучше спать, чем находиться в обществе недалеких, недальновидных людей.

Поэтому Асхабы Кахф были разбужены только тогда, когда пришла праведная община. Мавляна Джалалятдин Руми сравнивает арифов с соловьями и так говорит о том, что невозможно установление ими дружеских связей с людьми, обладающими недобрыми душами:

«Мечта соловьев – это луга, поля и цветники, а среда обитания жуков грязь и нечистоты».

Существует некая притягательная сила, влекущая разные виды созданий к своей специфической среде обитания. Соловьи в восторге от лугов, трав, от музыки журчания ручьев. Навозный жук же получает удовольствие от нечистот и грязи, то бишь от безнравственных пороков, раздоров… Прекрасный бутон розы выражает это состояние так, обращаясь к жуку: «О, навозный жук! Ты бежишь из сада, где растут розы. Однако эта твоя ненависть к цветущим розам еще раз подтверждает совершенство цветника!»

Эти отличительные особенности есть результат установления божественного равновесия, существующего между добром и злом. Святые рабы Аллаха аулия проявляют усердие для обеспечения достижения человеком, имеющим от природы благородное происхождение, но затем опустившиеся на низкую ступень нравственности, подлинного, достойного звания человека уровня, классифицируя тягу созданий, обладающих родственными душами, как существующую во вселенной вечную любовь.

Радость успеха в этом мире, полном страстей, мук, страданий, печали, рыданий, можно испытать, лишь пребывая рядом с совершенными, просвещенными, праведными «салихами», которые могут помочь обрести путь к вратам вечности! Только так, развивая способности души, предназначенной для вечного царства, можно избавить ее от мук пребывания в теле, принадлежащем бренному миру. Поэтому необходимо защищать свою душу от общества беспечных людей. Эту истину Мавляна Джалалятдин Руми изволил выразить следующим образом:

«Птицы летают рядом только с подобными себе птицами. Нахождение же их рядом с птицами, не относящимися к их семейству, подобно смерти для них!»

«Как может такое утонченное существо, как джейран, пребывать рядом с ослами и волами, в то время как только родственные души могут притягивать друг друга!»

Всякого рода солидарность осуществляется в рамках общности интересов, общей системы взглядов, общей идеологии. Живущие в противоположных мирах люди, даже если вынужденно пребывают рядом, испытывают страдания, которые горше смертельных мук!

В священном Коране сказано:

«Благие для благих, а дурные для дурных». (Сура «Нур», 26)

Имам Газзали, чтобы выразить эту истину, подчеркивает, что пребывание с хорошими или, напротив, с плохими людьми отражается на них, отмечая тот факт, что не только болезни и болезнетворные микробы, но и нравственность, и черты характера передаются от человека к человеку, как инфекционное заболевание. В хадисе сказано: «Пример хорошего и плохого друга можно уподобить людям, один из которых продает благовония, а второй раздувает кузнечные меха. Хозяин благовоний или даст тебе ощутить ароматные запахи, или ты сможешь приобрести эти благовония у него. Что же касается человека, раздувающего кузнечные меха, то он или сожжет твою одежду или ты вкусишь его неприятный запах!».

(Бухари «Бую»,38) (Муслим «Бирр»,146)

Эту истину народ облек в меткое изречение, афоризм, который гласит так: «С кем поведешься, от того и наберешься!» Ибо обладающие сильной энергетикой люди имеют свойство заражать ею всех вокруг себя.

О Господь! Сделай так, чтобы мы пребывали в этом суетном мире с рабами Твоими, обладающими знаниями мудрых и сокровенных смыслов Твоих! Призови нас, беспомощных рабов Твоих, к Себе в Судный День вместе с ними!

Амин!

[1] Тюрьма

Из книги Османа Нури Топбаша «Кувшин воды».
Продолжение следует, инша Аллаh.
Источник: www.fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *