04.10.2024

«ДОБРО» ТИРАНА!

 

Скажи мне, разве камень по весне

Становится зеленым, покрываясь листвой?

Ты стань землей, чтобы произрастали

Самые разные цветы и розы

самых разных оттенков!

Мавляна Джалалятдин Руми

Некий падишах направлялся в мечеть на пятничный намаз. Весь народ сбежался, чтобы взглянуть на него. Его охранники громко кричали людям, чтобы те посторонились, и, стараясь проложить дорогу падишаху, щедро раздавали народу пинки и удары палками. В это время случайно затесавшийся в толпу несчастный факир[1] получил изрядное количество тумаков и ударов палками. Он залился кровью, стекающей ручьями с его лица, и, не выдержав, крикнул вслед падишаху: «Ты только взгляни на свою несправедливость и деспотизм! Если ты так поступаешь перед всем честным народом, то пусть Всевышний Аллаh сохранит всех от твоих скрытых притеснений! А ведь ты считаешь, что совершаешь благое дело, идя в мечеть! Если это и есть твое доброе дело, то кто знает, каковы твои злодеяния?»

 

«Маснави»:

«Благо угнетателей таково, а уж о злодеяниях их ты, поди, сам посуди!..»

История представила миру немало назидательных примеров того, как жестокие, несправедливые, эгоистичные правители наносили душевные раны, приносили боль, страдания народу и показала печальный конец таких правителей. Наряду с этим, в истории человечества было немало славных правителей, отличавшихся справедливым, честным, полным альтруизма, милосердия, сострадания отношением к народу, заслуживающим одобрения и служащим примером для подражания.

«Асри саадат» и времена правления «Хулафа-и рашидин» или четырех  праведных правителей, подарили людям такое счастье и душевное спокойствие, примеров которым, не было в истории человечества дотоле. Эти времена прославились бесчисленными примерами великолепных образцов гуманности и справедливого отношения к людям.

 

*       *       *

Халиф Умар (радыйаллаху анху), получив звание халифа, спросил у народа: «О люди! Что вы сделаете, если я отступлю от права, закона и справедливости?»  Один из людей отозвался, сказав: «О Умар! Если ты отступишь от них, то мы исправим тебя с помощью меча!» Обрадованный таким ответом Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Слава Аллаhу! У меня есть друзья, которые исправят меня при помощи своих мечей!»

Как известно, Халиф Умар во время своего правления испытывал серьезные личные материальные затруднения. Он едва перебивался, а между тем,  казна была полна добра. Некоторые из высокопоставленных сахабов внушили дочери Халифа Умара Хафсе (радыйаллаху анха), чтобы она предложила отцу воспользоваться дотацией из государственной казны. Когда Мать Правоверных Хафса (радыйаллаху анха), бывшая женой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), передала это предложение отцу, Халиф Умар (радыйаллаху анху) ответил дочери: «Дочь моя! Ты была супругой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Скажи мне, как обстояли дела с хлебом насущным у Посланника Аллаhа?» Ответ был таковым: «В пределах достаточности».

Тогда Халиф Умар продолжил свои слова: «Положение мое и двух моих друзей (Пророка Мухаммада и Халифа Абу Бакра), подобно положению трех путников, идущих по одной дороге. Один из них Пророк, который достиг своего места. Второй Халиф Абу Бакр, следуя тем же путем, настиг первого. Третий же  пожелал бы, идя вслед за ними, достичь их высот. Если же у меня будет много груза с собой, то я не смогу поспеть за ними!»

Не взирая ни на обилие трофеев, ни на богатство казны, не принял он ничьей помощи, обходясь самым малым. Он никогда не опустился до того, чтобы проявить интерес к земным благам. Умирая же, он оставался должником…

 

*       *       *

Времена «Хулафа-и рашидин» были полны такими и подобными им бесчисленными примерами… Потом эти времена сменили периоды правления династий Омеядов и Аббасидов, которые были полны как положительных, так и отрицательных примеров. Умар бин Абдульазиз стал олицетворением справедливости и милосердия, Хусейн (радыйаллаху анху) внук Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) был жестоко убит и стал шахидом. Имам Азам Абу Ханифа и Ахмад бин Ханбаль исламские ученые мирового масштаба были жестоко высечены из-за их нежелания быть орудиями в руках деспотов-угнетателей. Но было много и других людей, явившихся их противоположностями…

Шейх Сади в своей книги «Гюлистан» рассказывает: «Некий грешник и невежественный тиран спросил у одного из рабов Аллаhа: «Какие из видов богослужения наилучшие и предпочтительные?» Тот ответил: «Для тебя это сон. Ибо во время сна ты никого не сможешь обидеть!»

Не идти на поводу своих инстинктов, желаний, страстей, не пыжиться, не важничать перед людьми это особенности рабов Аллаhа достойные похвалы. Тут следует отметить такой момент, смиренность должна проявляться не для того, чтобы получить свой пай, войдя в доверие к людям. Смиренность и покорность Всевышнему Аллаhу вот, что важно для человека. В противном случае, позор и стыд!

Гордыня и высокомерие, являются противоположностью смиренности. Слава это самое главное бедствие для естества человека. Жаждущий славы человек может совершать насилие и притеснение других людей, сам того не замечая, становясь низким и деспотичным человеком.

Мавляна Джалалятдин Руми изволил сказать так: «Разве камень по весне становится зеленым, покрываясь листвой? Ты стань землей, дабы могли расти розы и цветы самых разных оттенков!»

То есть от изобилия и благоденствия весны свою долю получает только земля. Поэтому на ней произрастают разнообразные цветы, распускаются разноцветные бутоны роз. Камень также видит весну с ее изобилием, однако он не извлекает для себя ничего из ее изобилия… Люди с окаменевшими, очерствевшими сердцами подобны неживым, неодушевленным созданиям. Для них нет никакого проку от благодатного апрельского дождя.

Те, кто не сумел обуздать свое естество, служат и подчиняются лишь своим желаниям и страстям. У таких людей их естество становится их трагическим убежищем и приютом, которому они и поклоняются…

 

*       *       *

Государственные мужи, принесшие честь и славу истории, были взращены великими духовными наставниками, благодаря которым они стали обладателями широких сердец, а их имена остались на века. Великий муршид Эдебали был наставником Артугрула Гази, позже и сын его Осман Гази также стал его мюридом. Артугрул Гази напутствовал своего сына Османа следующими драгоценными словами, которые могут содействовать духовной ориентации всех халифов и правителей: «Послушай, сын! Меня ты можешь обидеть, но не обижай шейха Эдебали. Он солнце духовности нашего рода. Мера весов его абсолютна и не отклоняется ни на йоту. Иди против меня, но не против него. Если ты пойдешь против меня, то я расстроюсь, мне будет больно. Но если ты пойдешь против него, то глаза мои не станут смотреть на тебя, а если и посмотрят, то не станут видеть тебя. Слова мои предназначены не для шейха Эдебали, а для тебя! Сказанные тебе мною слова прими как завещание!..»

Бывший очень живым, подвижным юношей, Осман Гази был отдан на воспитание шейху Эдебали, который и дал ему почувствовать вкус познаний Аллаhа марифатуллах. Шейх воспитал у него прекрасные черты характера, альтруизм, серьезное отношение к вещам, степенность и помог ему стать зрелым и совершенным человеком. Таким образом шейх Эдебали взрастил государственного деятеля мирового масштаба. С этой точки зрения, Шейх Эдебали является главным архитектором Османского государства. Поскольку в других удельных землях (бейликах) не было другого такого Шейха Эдебали, то они со временем стали приходить в упадок. Османское  княжество же в течение кратчайшего периода времени поднялось до государственного уровня, а затем и до уровня мирового господства… В течение шести веков он знакомил мир с Исламом, стоя на защите справедливости и прав людей, будучи мерилом Господа. Вот фрагменты рекомендаций Шейха Эдебали Осману Гази, а в его лице и всем остальным, будущим государственным деятелям: «О сын! Ты бей, глава рода! Впредь гнев – нам, послушание – тебе!.. Недовольство, обиды, огорчения – нам, радовать, доставлять удовольствие – тебе… Обвинять – нам, терпеть и переносить все – тебе… Ошибки, заблуждения, беспомощность – нам, не обижаться и прощать – тебе… Плохое мнение, злые слова, несправедливое толкование – нам, прощение – тебе…

О сын! Впредь отделять – нам, дополнять и совершенствовать – тебе… Лень, апатия, инертность – нам, будить, стимулировать, воодушевлять, подбодрять, вдохновлять, формировать, складывать – тебе…

О сын! Тяжела твоя ноша, дело твое трудное, а сила висит на волоске… Пусть Всевышний Аллаh станет твоим помощником на твоем пути! Пусть Он благословит твой бейлик! Дабы, он принес пользу на пути Аллаhа!

Пусть засияет он и пусть свет его дойдет до самых отдаленных мест. Пусть Аллаh даст тебе силы нести свою ношу, а также ум и сердце, чтобы ты не мог оступиться на своем пути! Ты и твои друзья должны прокладывать путь для выполнения завещанного нам мечом, а такие дервиши, как мы, при помощи идей, мнений, суждений и молитв. Мы обязаны очистить завалы. Терпение весьма важно. Цветок не раскрывается ранее ему положенного срока. Нельзя съесть незрелый плод, даже если и съешь, он останется комом в горле. Невежественный, несведущий меч, подобен незрелому плоду.

Пусть твой народ живет своим умом. Не поворачивайся к нему спиной. Всегда ощущай его присутствие. Именно такая проницательность и управляет обществом, держит его на плаву.

Самая большая победа это познание самого себя. Человек враг самому себе. Друг же его это сам человек, познавший самого себя.

Страна это не общее достояние, поделенное между сыновьями и братьями, стоящего у власти человека. Страна принадлежит лишь правящему ею. Когда же он покинет сей мир, то правление страной перейдет к тому, кто будет облечен властью управлять ею. В свое время, допустив ошибку, наши предки пока были живы, разделили государство на удельные земли между своими сыновьями и родственниками. Именно поэтому они не смогли просуществовать и не дали существовать…» (Это наставление позволило Османской империи просуществовать 600 лет.)

«Человек, севший раз, не может легко встать со своего места. А если человек не станет совершать телодвижений, то он становиться вялым и ленивым. Ставши вялым да ленивым, он начинает вести разговоры, которые переходят в пересуды и сплетни. А уж если начались сплетни, это не доведет в дальнейшем до добра. Друг становится врагом, а враг звереет и сатанеет! Кровь не должна литься напрасно, а если она и льется, то следует знать во имя чего. Ибо кровь людская не водица, чтобы орошать землю.

Запас сил человека может в один прекрасный день истощиться, но знания никогда. Свет знаний проникает внутрь человека, даже сквозь закрытые его глаза, освещая его изнутри.

Конь погибает и остается седло, человек умирает и остается результат его деятельности, его след. Следует лить слезы не по ушедшему, а по тому, кто не оставил ничего после себя… И следует продолжать дело с того места, на котором остановился тот, кто покинул сей бренный мир.

Ненавижу войны. Мне не нравится кровопролитие. Но знаю и то, что меч всегда должен быть наготове во имя жизни! Преступление поднимать меч, покушаясь на жизнь человека. Правитель неотделим от своего народа. Войны не должны возникать по прихоти правителя.

У нас нет прав на пустое времяпрепровождение и отдых. Ибо время скоротечно. Одиночество страшит лишь того, кто боится его. Землепашец, знающий время сева, не советуется ни с кем. Даже если он остается один-одинешенек. Ему достаточно лишь знать, что земля прогрелась и настало время, чтобы бросить семена в почву. Любовь должна быть основой дела. Любовь молчалива, она не терпит громких слов. Нельзя быть любимым, прикинувшись влюбленным и притворяясь. Осман! Не помнящему свое прошлое, не дано знать и будущее! Помни о своем прошлом, чтобы твое будущее было прочным и надежным! Не забывай, откуда ты пришел, чтобы не забыть куда уйдешь!»

 

*       *       *

Осман бей был, подобно тесту, замешан на этих бесценных предписаниях Шейха Эдебали. Да и время этого требовало. Ибо Осман бей находился в весьма затруднительном положении. Он буквально разрывался на части. Проблем хватало! Или же ему пытаться объединить разрозненные княжества, или пытаться сохранить перемирие с Византией, с потомками Гермийана и монголами, или же воевать с неверующими.

Так вот, во всех этих или подобных этим делах Шейх Эдебали был для Осман бея духовным маяком, указывающим ему пути выхода из тупиков… В Османском халифате огромное значение уделялось воспитанию наследников престола. Их образование и воспитание начиналось в юном возрасте. Занимались этим авторитетные ученные того времени. Ибо вотчина в будущем передавалась в их владение. Гарантией существования объединенного исламского государства было справедливое правление вотчиной… Даже после того, как наследники всходили на престол, необходимые наставления и помощь муршидов продолжались. Внимание, любезность, благоволение муршидов для стоящих у власти, во все времена были подобны материнской теплоте и нежности. Существует множество писем с предостережениями, наставлениями, писем довольно строгих, резких адресованных Азизом Махмудом Худаи Султан Мураду III. Он сопровождал войско под командованием Фархада паши начиная со Стамбула и до самого Табриза. Воины, а также жители Табриза удостоились молитв и духовности этого «султана душ». Приведем пример предостережения падишахов. Когда падишахи спускались по ступеням дворца для совершения пятничных намазов, один из приближенных все время молился за благополучие падишахов и, выражая им свою любовь, кричал: «Многие лета! В добрый час! Желаю счастья!» Падишах, среди оваций, чествований устраиваемых народом, проходил через двойной кордон охранников, которые для того, чтобы он не возгордился таким приемом населения, вполголоса говорили ему: «Не будь ослеплен своим величием! Есть Аллаh, который превосходит тебя!..» Последователи Эдебали направляли падишахов, империю и народ, даруя им дух вдохновения и воодушевляя их. Амир Султан, Йылдырыма, Хаджи Байрам Вели, Мурада II, Акшамседдин, Фатиха, Мехди Паша, Байязида, Ибн Кемаль Паша, Явуза, Маркез и Сунбуль Афенди, Кануни, Азиз Махмуд Худайи, Мурада III, Ахмеда I, Мурада IV.

*       *       *

Летописец и историограф времен правления Явуза Султан Селима передает следующее: «Когда Явуз входил в Египет, народ, чтобы лицезреть его, бежал к окнам и высыпал на улицы… Явуз же шел не в авангарде, а среди своих кротких, учтивых воинов. Его кавук и форма одежды ничем не отличались от униформы его солдат… Однажды когда он возвращался из Египта, в Сирии на пятничной хутбе о нем сказали: «Правитель двух священных городов: Мекки и Медины!» Тогда он со слезами на глазах возразил: «Нет, нет! Напротив! СЛУГА двух священных городов: Мекки и Медины!..» Когда они возвращались в Стамбул, то добрались до  района Ускюдара днем. После того, как его осведомили о том, что его ждут чествования и приветствия народа, он сказал своему гувернеру Хасану Джану: «Пусть стемнеет, все разойдутся по домам, улицы опустеют, только тогда я войду в Стамбул. Пусть овации, приветствия, поздравления вызвав в нас эйфорию и победив нас, не опустят нас низко, став причиной гордыни!»

 

*       *       *

 

Вначале Явуз – это лев ужасной Синайской пустыни, при вхождении в Египет – правоверный мумин, скромный и благодарящий Всевышнего Аллаhа со слезами на глазах. В Ускюдаре же он предстает пред нами в образе дервиша, укротившего свое естество и погруженного в божественное состояние духовной радости, читающий следующие строки своему гувернеру Хасану Джану:

 

Падишахом быть суета сует,

Прекраснее всего слугой святого быть!..

 

*       *       *

Гувернер Явуза Хасан Джан так рассказывает о последних минутах его жизни: «На спине его появился карбункул, который в течение короткого периода времени сильно разросся и превратился в такое большое отверстие, что можно было видеть печень Явуза. Он сильно страдал от болей. Я сказал ему: «Мой падишах! Видно наступило время вашего воссоединения с Всевышним Аллаhом!» Великий Султан, повернувшись ко мне, с изумлением взглянув на меня, сказал: «Хасан, Хасан! С кем же я, по-твоему, пребывал до сего момента? Прочти-ка ты мне лучше суру Ясин!» И пока я читал эту Суру, он вручил свою душу Господу».

За девять лет его правления государством ни великие победы, ни униформы, подаренные им миру, ни похвалы смертных людей не ослепили его. Он прожил всю свою жизнь с мыслью о Господе, о пребывании с Ним, о службе только Ему и ожидая помощи только от него…

О Господь! Веди нас по направлению к царству служения Господу, являющемуся истинным царством, до последнего нашего вздоха!

Аминь!

Из книги Османа Нури Топбаша «Кувшин воды»

Добавить комментарий