25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

2 . Проявление почтительности к азану .
إِذَا » : ٣٠ . عَنْ عَبْدِ الل هِٰ بْنِ عَمْرٍو بْنِ الْعَاصِ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُمَا أَنّهُ سَمِعَ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَقُولُ
سَمِعْتُمُ الْمُؤَذّنَ فَقُولُوا مِثْلَ مَا يَقُولُ ثُمّ صَلّوا عَلَيّ فَإنّهُ مَنْ صلّى عَلَيّ صَلَةً صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا ثُمّ سَلُوا الل هَٰ لِيَ الْوَسِيلَةَ فَإنّهَا
مَنْزِلَةٌ فِي الْجَنّةِ لَ تَنْبَِغي إِلّ لِعَبْدٍ مِنْ عِبَادِ الل لٰهِ وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَنَا هُوَ فَمَنْ سَأَلَ لِيَ الْوَسِيلَةَ حَلّتْ لَهُ الشّفَاعَةُ ».
1. Абдуллах бин ‘Умар бин ‘Ас передает, что он слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда вы слышите призыв муаззина, повторяйте слова за ним. Потом воздайте благословение (салават) мне. Потому что тому, кто один раз воздаст мне благословение, Аллах за это воздаст десять благословений. После этого просите для меня у Аллаха «Василя». «Василя» – это такое положение, которого удостоится в Раю только один человек. Надеюсь, что я буду тем рабом. Кто будет просить для меня «Василя», заступиться за того человека станет обязательным для меня». (Муслим, Салят, 11).

2. Джабир бин Абдуллах передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тот, кто скажет, услышав азан: «О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и будущего намаза! Даруй Мухаммаду «Василя» (право посредничества) и добродетель. И возвысь его в благословенное место («Макаман Махмудан»), которое ты обещал ему», тот получит мое заступничество в Судный день» (Бухари, Азан, 8; Тафсир, 17/11. Отдельно см. Абу Дауд, Салят, 37/529; Тирмизи, Салят, 43/211; Насаи, Азан, 38/678; Ибн Маджа, Азан, 4).
مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ » : ٣٢ . عَنْ سَعْدٍ بْنِ أَبِي وَقّاصٍ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ عَنْ رَسُولِ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ أَنّهُ قَالَ
الْمُؤَذّنَ: (أَشْهَدُ أَنْ لَ إِل هَ إلّ الل هُٰ وَحْدَهُ لَ شَرِيكَ لَهُ وَأَنّ مُحَمّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، رَضِيتُ بِالل هِٰ رَبّا وَبِمُحَمّدٍ رَسُولً وَبِالِْسْلَمِ دِينًا) غُفِرَ
لَهُ ذَنْبُهُ ».

3. Са’д бин Абу Ваккас передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто, услышав призыв муаззина, скажет: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Я доволен Аллахом как своим Господом, Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) – как пророком, Исламом – как религией», грехи того человека будут прощены». (Муслим, Салят, 13. Отдельно см. Тирмизи, Салят, 42/210; Насаи, Азан, 38/677; Ибн Маджа, Азан, 4).

Комментарии
Быть рабом Аллаха означает проявлять к Нему почтение. Насколько безупречно проявление почтительности, настолько же совершенно состояние человека как раба Аллаха. В этом мире существует некоторые символические знаки Аллаха, почтительное и трепетное отношение к которым означает проявление почтительности и любви по отношению к Аллаху. А неуважение к этим символам приравнивается к неуважению к Аллаху. Это такие символы и знаки, внушающие чувство приближения к Аллаху, как Священный Коран, Кааба, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), азан, намаз, курбан, Сафа и Марва. Всевышний приказал нам избегать непочтительного отношения к этим символам26. А также сообщает, что почитающие их обретут благо. В священных аятах говорится (cмысл):
«Если кто чтит запреты, наложенные Аллахом, то это во благо ему перед своим Господом» (аль-Хадж, 22/30).
«А тот, кто блюдет обряды, установленные Аллахом, [делает] это от богобоязненности в сердцах» (аль-Хадж, 22/32).
И одним из таких значимых символом Ислама является азан. Пять раз в день громко посредством азана возвещается об основах Ислама, таким образом призывая неверных к вере, а мусульман – к единству и совершению поклонения вместе со своими братьями.
Провозглашая в какой-то местности азан, этим самым возвещают, что здесь есть мусульмане, и это – земля Ислама. Этим самым азан на протяжении всей истории оставался неотъемлемым знаком побед и завоеваний. Только что завоеванная местность с первым азаном обретала статус земли Ислама. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) определял по азану, является ли какое-то селение мусульманским или нет27.
На каком бы языке ни говорили мусульмане, во всех уголках земли они легко узнают азан, который звучит на арабском языке, и понимают его призыв.
Азан является продолжением пророческой миссии. Потому что он призывает к важнейшему из столпов веры и основе всех поклонений – намазу.
Всевышний Аллах посредством азана призывает к Себе Своих рабов. Поэтому азан показывает, насколько высокое положение отводит Аллах Своим рабам.
У детей, которым при рождении на ухо произносят слова азана, закладываются посредством этого божественного призыва начальные основы национального и духовного воспитания.
По причине всего этого азан является одним из значительных символов, который должны почитать все мусульмане.
Первое проявление почтения к азану – это произносить его в состоянии омовения. (Тирмизи, Салят, 33/200, 201).
Следующее проявление почтительности – это повторять слова азана за муаззином. Таким образом, му’мины получают такое же вознаграждение (саваб), как и муаззин, и, когда обращаются к Аллаху с ду’а, то получают ответ.
Повторять слова азана за муаззином по мазхабу Ханафи является необходимым (ваджиб).
Поэтому для человека, услышавшего азан обязательно (ваджиб) приостановить чтение Корана, восхваление Аллаха (тасбих), он не должен приветствовать в это время других мусульман или разговаривать. В других мазхабах повторение азана за муаззином является приветствуемым (мустахаб) делом. Такие же правила устанавливаются и для камата – призыва к началу намаза, произносимого непосредственно перед совершением фард намаза.
В некоторых хадисах сообщается, что, когда муаззин произносит «Хаййа ала’с-салях» (Спешите на молитву) и «Хаййа ала’фалях» (Спешите к спасению), внимающие азану должны сказать «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» (Нет силы и мощи кроме как у Аллаха». (Муслим, Салят, 12; Абу Дауд, Салят, 36/527).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел после того, как произносящий камат скажет «Кад камати’с-салях» (Вставайте на молитву), говорить  «Акамаха ллаху ва адамаха» (Да поднимет его Аллах и да продлит). (Абу Дауд, Салят, 36/528).
Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что когда, призывая на утренний намаз,
муаззин произносит: «ас-саляту хайрун мина’н-наум» (Молитва лучше сна), следует говорить “
صَدَقْتَ وَبَرِرْتَ ” «Садакта ва барирта» (Ты сказал правду и поступил хорошо).
Человеку, который в одно и то же время слышит несколько азанов, достаточно слушать один из них.
По завершении азана следует прочитать салават нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и ду’а, приведенные в хадисе. Хотя на первый взгляд кажется, что эти молитвы возносятся за Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), на самом деле в них есть польза для самого человека. Потому что за каждый салават Пророку Всевышний Аллах воздаст десятью благословениями и простит грехи. Обретя то высокое положение, которое мы просим для него у Всевышнего, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) будет заступником всего человечества.
Человек, который указанным образом повторяет слова азана, являющегося важнейшим символом веры, совершает ду’а, тем самым показывает, что он, приняв Ислам, покорился Аллаху и подчинился Ему. Признавая, что сила и мощь присущи только Аллаху, он не поддастся ложному убеждению, что источником его обращения к поклонению (ибадат) является некое превосходство, скрытое в нем самом. Всем своим сердцем он ответит на священный призыв.
Другое проявление почтительности к азану – это, услышав его, оставить проповедь и наставления.
Степени «Василя» и «Макаман Махмудан», которые упоминаются в двух первых хадисах, это очень высокое положение близости к Аллаху и возможность заступиться перед Ним за Его рабов. Всевышний Аллах говорит (смысл) :
«Бодрствуй и часть ночи, творя молитву в дополнение [к пяти обязательным], в надежде, что Господь твой определит тебе достойное место (Макаман Махмудан) [в будущей жизни]» (аль-Исра’, 17/79).
Обретя это место, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) будет заступником не только за свою умму, но за всех грешников. В самый трудный для людей момент он будет просить о божественной милости.
«Макаман Махмудан», что означает «достохвальное место, высокое духовное положение, восхваляемое всеми», в то же время свидетельствует о том, что Ислам распространяется на все человечество, и что имя нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) доносится посредством азана и других средств до всего мира.
В ду’а азана, которая приводится в третьем хадисе, утверждаются основы веры и Ислама.
Мы уже говорили, что сам азан выполняет такую же функцию. Значит, мусульманин, пять раз в день утверждая основы религии, укрепляет свою веру и покорность. Постоянно искренне осознавая это, он приобретает защиту от увлечения этим миром.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что во время азана28, между азаном и каматом29 и при произнесении камата30 открываются врата небес, и все молитвы (ду’а), совершенные в это время, принимаются.
Как азан обладает такими замечательными достоинствами, так и люди, оглашающие его, получают свою долю от этого. Например, толкователи Корана соглашаются, что следующий священный аят одновременно сообщает и о достоинствах муаззинов (смысл) :
«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху, вершит доброе дело и говорит: «Воистину, Я – из предавшихся [Аллаху]?» (Фуссылят, 41/33).
Известно также множество хадисов, в которых говорится о достоинствах муаззинов. В одном из них Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если бы люди знали о (награде, которая ждет тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время коллективного намаза,) и кроме жеребьевки по стрелам не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить эти слова и кто займет места в первом ряду), они обязательно прибегали бы к этому!» (Бухари, Азан, 9; Шахадат, 30; Муслим, Салят, 129).
Каждый человек, джинн и всякое существо, слышавшее призыв муаззина, в Судный день будет свидетелем в его пользу. (Бухари, Азан, 5; Таухид, 52; Бад’у’л-халк, 12).
Муаззины, по благословению азана, обретут совершенное вероубеждение (и’тикад), преумножат свои благие деяния и в Судный день будут предводительствовать, стоя во главе общины (см. Муслим, Салят, 14; Ибн Маджа, Азан, 5).
Тех же, кто проявляет неуважение к азану, ожидает плохой конец. Следующий хадис являет собой один из примеров этому. Один из христиан Медины, когда муаззин произносил «Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха», говорил:
– Солгавший пусть сгорит.
Однажды ночью его слуга зашел в дом с огнем в руках. Сам христианин и его семья спали.
От искры начался пожар, дом и все, кто находился в нем, сгорели.
После этого случая был ниспослан такой аят (смысл):
«Когда же вы [азаном] призываете [людей] к молитве, то [неверующие] насмехаются и издеваются над этим. [Они поступают] так потому, что не разумеют» (Маида, 5/58) (Вахиби, с. 203; Куртуби, VI, 146).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *