С. НАМЕРЕНИЕ И ИСКРЕННОСТЬ
1. Намерение
إِنّمَا الَْعْمَالُ بِالنّيّاتِ وَإِنّمَا لِكُلّ » : ١٠ . عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطّابِ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
امْرِئٍ مَا نَوَى فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى الل هِٰ وَرَسُولِهِ فَهِجْرَتُهُ إِلَى الل هِٰ وَرَسُولِهِ وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيبُهَا أَوِ امْرَأَةٍ يَتَزَوّجُهَا فَهِجْرَتُهُ
إِلَى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ ».
10. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) сказал: Я слышал, как
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине, дела оцениваются только по намерениям. Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Кто совершил переселение (хиджру) ради Аллаха и Его Посланника, то награда ему – награда от Аллаха и Его Посланника. Кто переселился ради чего- нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, то обрел лишь то, ради чего он переселился». (Муслим, Имарат, 155. Отдельно см. Бухари, Бад-уль Вахи, 1; Иман, 41; Абу Дауд, Талак, 10-11/2201; Тирмизи, Фадаил-уль Джихад, 16/1647; Насаи, Тахарат, 60/75; Ибн Маджа, Зухд, 26)
11. Айша (радыйаллаху анха) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Однажды выйдет войско, чтобы захватить Каабу; когда оно достигнет некого пустынного места, все оно – и первые, и последние будут утоплены в земле».
Я спросила:
«Как будут утоплены в земле и первые, и последние из них, если среди них будут торговцы и те, кто не из них?»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Да, они все будут утоплены в земле, затем в будущей жизни будут воскрешены в состоянии, соответствующем их намерениям». (Бухари, Буйу’, 49; Хадж, 49; Муслим, Фитан, 4- 8. Отдельно см. Тирмизи, Фитан, 21/2184; Насаи, Манасик, 112/2877; Ибн Маджа, Фитан, 30).
إِنّ الل هَٰ لَ يَنْظُرُ إِلَى صُوَرِكُمْ » : ١٢ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
كِنْ d وَأَمْوَالِكُمْ وَل
يَنْظُرُ إِلَى قُلُوبِكُمْ وَأَعْمَالِكُمْ ».
12.Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всевышний Аллах не смотрит на ваш внешний вид и имущество, а смотрит на ваши сердца и деяния». (Муслим, Бирр, 34. Отдельно см. Ибн Маджа, Зухд, 9).
Комментарии:
Намерение (ният) означает принятие решения, когда человек, своей твердой волей и сердцем приняв решение о каком-то деле, знает, для чего он совершает это дело. Т.е. намерение выявляет, для чего совершается это дело, и какая ставится при этом цель. Следовательно, правдивость всех наших деяний зависит от намерения, и они оцениваются в соответствии с ним.
Так как намерение связано с такими понятиями, как сердце и размышление, то не является условием произносить это намерение языком. Однако если намерение произносится вслух, но не подтверждается сердцем, то такое намерение не принимается.
Так как Всевышний Аллах ведает о самых потаенных движениях наших сердец, то Он не принимает оправдания тех, кто, вопреки декларируемому намерению, хочет обрести преходящее, навредить другому или кого-либо обмануть. Поэтому каждому нужно иметь четкое намерение и знать, что никого обмануть он не сможет.
Намерение настолько важно, что в соответствии с ним привычка может стать поклонением (ибадат), а иногда поклонение – привычкой. Например, если мусульманин зарабатывает деньги каким-то ремеслом, и при этом имеет намерение обеспечить свою семью всем необходимым из дозволенного (халяль) источника и дать семье соответствующее Исламу воспитание, то одновременно получает награду как за поклонение. Если человек принимает пищу с целью заботы о своем здоровье, чтобы иметь силы для поклонения, то и он обретает награду в соответствии со своим намерением. Люди, которые в своих поступках руководствуются такими благородными намерениями, образно говоря, ловят двух зайцев. В священном аяте сказано:
«Тому, кто стремится пожать ниву будущей жизни, Мы увеличиваем его ниву. Тому же, кто жаждет нивы этой жизни, Мы даем ее, но нет ему доли в будущей жизни» (аш-Шура, 42/20).
Т.е., если кто-либо на пути веры руководствуется только желанием обрести награду, то Всевышний Аллах в будущей жизни дарует ему щедрое вознаграждение, а в этой – будет милостив к нему и сделает благословенными Свои дары ему. Даже если и эти дары он использует на пути обретения благоволения Аллаха, то они станут для него залогом будущей жизни. Таким же образом, человек, желающий благ этого мира не обретает ничего для мира вечного, а в этом получает лишь то, что ему предопределено. Этот пример показывает, как одно и тоже действие, в зависимости от намерения, имеет разные значения и ценность.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), приводя некоторые примеры на эту тему, говорил:«… Я кое-что скажу вам, хорошенько усвойте это: люди в этом мире пребывают в четырех состояниях: одному своему рабу Аллах дает богатства и знание. Этот раб, боясь ответственности перед Аллахом за свои богатства и знание, жертвует из них и заботится о своих родственниках. Он знает, что его богатство принадлежит Аллаху. Этот раб пребывает в самом почетном состоянии.
Есть раб, которому Аллах дал знание, но не дал богатства. Но этот человек имеет искреннее намерение: «Если бы я обладал богатством, то расходовал бы его на благо, как такой- то». Его намерение принимаются за совершенное, и он получает награду, как и владелец благ.
Есть раб, которому Аллах дал богатство, но не дал знания. Он, пребывая в невежестве, использует свое богатство для удовлетворения своих низких желаний. Он не боится Аллаха, приобретая и расходуя свое богатство, не заботится о своих родственниках. Он и не думает, что его богатство принадлежит Аллаху. Этот человек пребывает в самом униженном состоянии.
Есть раб, которому Аллах не даровал ни знания, ни богатства, но (желая быть как тот, о ком говорилось выше) он говорит: «Если бы я владел богатством, то делал бы как такой-то».
И этот раб получит соответствующее его намерениям. Ему будут записаны грехи в той же мере, как и тому, на чьем месте он желает быть». (Тирмизи, Зухд, 17/2325; Ахмад, IV, 231; Ибн Маджа, Зухд, 21).
Как привычные (мубах) действия человека становятся поклонением при благородном намерении, так же поклонения, совершаемые с неправильным намерением, вводят человека в грех.
Например, поклонения и благие дела, совершаемые напоказ или для обретения мирских благ, только губят человека.
С другой стороны, искренние чувства, возникающие в сердце при совершении благих дел, сами по себе являются поклонением. Так как силы человека ограничены, он не может безупречно совершить всякое доброе дело. В таком случае засчитывается благое намерение, и человек обретает великие награды. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Намерение правоверного лучше его деяния…» (Хайсами, I, 61; Суюти, Джами, II, 194).
Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что, если человек искренне желает стать шахидом, то будет считаться таковым, даже если он умрет в своей постели. (Муслим, Имара, 156, 157).
Правитель и герой Хорасана Амр бин Ляйс может служить живым примером этого. После смерти Амра бин Ляйса некий праведник увидел его во сне. Между ними состоялся такой разговор:
– Как принял тебя Аллах?
– Аллах простил меня.
– По причине какого твоего деяния Он простил тебя?
– Однажды я поднялся на вершину горы. Когда я взглянул сверху на своих воинов, я восхитился их числом и подумал про себя: «О, если бы я жил во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и оказал бы ему помощь и поддержку…» И вот за это намерение и страстное желание, Всевышний Аллах и простил меня». (Кады Ийад, Шифа, II, 28-29).
Этот случай показывает нам, насколько важны намерение и искренность.
С другой стороны правоверный, вынужденный находиться рядом с плохими людьми, должен очень стараться, чтобы не стать соучастником их низкого состояния. Потому что нечестие, как заразная болезнь, быстро распространяется в разные стороны. В особенности, находясь рядом с несправедливыми и грешными людьми, человек способствует росту их авторитета и числа их сторонников. Ведь некоторые люди, видя мусульман с благородными намерениями рядом с творящими несправедливость, могут посчитать деяния нечестивцев правильными.
Хотя люди только на том свете удостоятся обращения, соответствующего их намерениям, а в этом мире наказание, выпадающее несправедливым людям, может затронуть и находящихся рядом с ними. Во втором хадисе сообщается как люди, присоединившиеся к армии для торговых дел или, чтобы в безопасности достичь цели своего путешествия, по причине недобрых намерений тех воинов, провалятся в землю вместе с ними.
Как становится ясно из этого хадиса, беды и несчастья падут не только на творящих несправедливость, но и на невежд, которые позволяют им делать это. Это естественно, что среди них находятся совершенно невинные люди. Таким правоверным, которые без вины и греха, по причине других людей, познали несчастье, Всевышний Аллах на том свете даст несравненно большее.Третий хадис, сообщая нам о ценности искренности, одновременно доводит до нас очень важный закон, которым мы должны руководствоваться в своей жизни. Согласно ему, оценивая рабов Аллаха, нужно обращать внимание не на их внешний вид, слова и богатство, а на их намерения и деяния. Потому что центром всего является сердце. После того, как сердце обрело чистоту, внешний вид и блага этого мира не имеют никакого значения. В священном аяте говорится:
«Ни ваши божества, ни ваши дети не приближают вас к Нам. [Близки к Нам] те, которые уверовали и творили доброе деяние. Именно им будет воздано вдвойне за то, что они творили, и будут они почивать в [вышних] покоях» (ас-Саба’, 34/37).
В связи с этим следует обратить внимание на эти предупреждения нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Сообщить ли вам о тех, кто удостоится Рая? Это те, которых никто не чтит, т.к. они слабы и видятся всем слабыми. Но, если они поклянутся, Аллах исполнит их желания». (Бухари, Айман, 9; Тафсир, 68/1; Адаб, 61; Муслим, Джаннат, 47).
«… У Всевышнего Аллаха есть такие покорные, благочестивые и чуждающиеся людей рабы, которых Он искренне любит. Если их не видно, никто их не ищет (т.к. к ним не относятся как к важным лицам, никто не обращает внимание на их отсутствие), когда они появляются, их не приглашают на собрания и не узнают. Их сердца – яркие светочи прямого пути. Они воспрянут после всякого затруднения и беды»14. (Ибн Маджа, Фитан, 16).
Можно подвести итог: нужно в первую очередь обращать внимание не на внешний вид рабов Аллаха, а на их сердца и намерения. Нам следует так обращаться с мольбой к Всевышнему Аллаху:
«О мой Аллах! Прими наши намерения по Своей милости».
Аминь!
Продолжение следует, инша Аллаh.