25.04.2024

ма847Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

8. Хадж и Умра

1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто совершит хадж ради Аллаха, не злословя и не совершая больших грехов, тот вернется таким же безгрешным, как заново родившийся». (Бухари, Хадж, 4).

2. Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Те, кто отправляются в военный поход, в хадж и умру,  посланцы Аллаха. Потому что Аллаха призвал Своих рабов (совершить эти деяния), а они ответили. И награду за это они ожидают от Аллаха, Он же даст им то, что они желают».
(Ибн Маджа, Манасик, 5).

3. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передает:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто хочет совершить хадж, пусть поспешит! Ибо человек может заболеть, лишиться своих верховых животных, или с ним может случиться еще что-нибудь».
(Ахмад, I, 214; Ибн Маджа, Манасик, I).

4. Али (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям):
«Тому, кто не совершил Хадж, имея средства и верховое животное, на котором может добраться до Дома Аллаhа (Каабы), нет разницы умереть иудеем или христианином. Ведь Всевышний Аллах так сказал в Своей книге 9смысл) : «…Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому» (Али Имран, 3/97)». (Тирмизи, Хадж, 3/812).

5. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«(Каждая следующая) умра (после предыдущей) служит искуплением (совершенных) между ними (малых грехов). Что же касается хаджа, выполненного без изъянов, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая».(Бухари, Умра, I).

Комментарии
Хадж является одной из самых достоверных обязанностей (фардов) , подтверждаемой Книгой
(Кораном) , Сунной и единогласным решением религиозных ученых (иджма-и умма) .
Мусульмане, которые имеют возможность, должны хотя бы раз в жизни совершить хадж. Если был дан обет исполнить хадж, то сделать это является обязательным (ваджиб). Также обязательным (ваджиб) является восполнение (када) начатого, но испорченного дополнительного (нафиля) хаджа. Обязательный (фард) хадж, совершенный тем, кому хадж не обязателен (не фард), засчитывается ему как дополнительный (нафиля).
Хадж есть прекрасный символ упования и покорности, которые проявил досточтимый пророк Ибрахим (мир ему) Своему Господу душой, имуществом и детьми. И останется таковым до самого Судного дня.
Хадж есть собрание огромного количества праведных людей в определенное время и в определенном месте.
Хадж включает в себя ряд символических действий, таких как облачение в особую одежду (ихрам), обхождение Каабы (таваф), бег между горами Сафа и Марва (са’и), стояние в долине Арафат, бросание камней в шайтана, жертвоприношение и бритье волос. Таким образом, это есть поклонение, показывающее вершину и совершенство служения рабов Аллаха своему Господу.
Поэтому из пяти столпов Ислама самым последним называют хадж.

В первом хадисе особое внимание обращается на достоинства (фазилят) хаджа, и сообщается радостная весть, что хадж, совершенный с соблюдением всех его условий, очищает человека от недостойных качеств и грехов, что он становится таким, как будто только родился.
Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) напомнил об этом Амру бин ‘Асу, который прибегал к условию, что с принятием Ислама грехи стираются:
«Знаешь ли ты, что принятие Ислама стирает грехи, которые были до этого, что переселение (хиджра) уничтожает грехи, которые были до него, что хадж уничтожает все грехи, которые были совершены до него?» (Муслим, Иман, 192).
У нашего досточтимого Пророка спросили:
— Какое деяние самое лучшее?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сначала назвал веру в Аллаха и Его Посланника, джихад на пути Аллаха, а третьим назвал хадж, принятый Аллахом (Бухари, Иман, 18; Хадж, 4; Таухид, 47; Муслим, Иман, 135).
Здесь следует напомнить, что превосходство того или иного деяния определяется той пользой, которую оно имеет для Ислама. С этой точки зрения, хадж имеет огромное значение, как воплощение Исламского религиозного сознания, воодушевления поклонением и чувства единства и братства.
С другой стороны, превосходство одних деяний над другими при рассмотрении с разных точек зрения представляется различным. Цель вышеприведенных хадисов в том, чтобы возвысить религию Аллаха и раскрыть достоинство проявления почтительности к Его повелениям. А это самым лучшим образом может быть выражено верой (иманом), (джихадом) и хаджем. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описал хадж и умру в таких выражениях, как
«джихад слабых», «джихад женщин, в котором нет сражений». (Ибн Маджа, Манасик, 8).
Однажды мать всех правоверных Айша (радыйаллаху анха) спросила:
— О Посланник Аллаха! Самым лучшим деянием считается джихад. Положен ли он женщинам?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Для вас самый лучший джихад – это принятый Аллахом хадж. (Бухари, Хадж, 4; Сайд, 26; Джихад, 1).
Т.е. принятый Аллахом хадж – сравнимое с джихадом, угодное Аллаху деяние. Чтобы хадж был «принят Аллахом», он должен был выполнен в полном соответствии со всеми условиями, т.е. чистосердечно и искренне, без примеси греха и непокорности, насилия и предательства.

Во втором хадисе сражающиеся на пути веры, а также отправившиеся в хадж и умру мусульмане сравниваются с послами, которые, подчиняясь и отвечая на приказ Аллаха, вышли нанести Ему визит и рассказать о своих нуждах. Нет никакого сомнения, что Всевышний, с почетом встретив этих избранных людей, пришедших к Нему, примет их ду’а и проводит на родину, одарив ценными подарками.
В таком случае, не следует медлить с выполнением этого поклонения, которое при соблюдении всех его условий таит в себе столько достоинств. Абсолютное большинство религиозных ученых считает, что человек, который, имея все возможности, откладывает хадж, впадает в грех, и, если это его положение продолжается долгие годы, то не принимаются его показания как свидетеля (шахид). Потому что подобное поведение демонстрирует пренебрежение повелениями Аллаха. С другой стороны, если пропадут необходимые условия и появятся различные препятствия, это может помешать человеку совершить это обязательное (фард) поклонение. Поэтому в третьем хадисе говорится, что желающий совершить хадж должен спешить.
Бара бин Ма’рур (радыйаллаху анху) – один из тех, кто участвовал в клятве Акабы, – обещал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) на будущий год с наступлением времени хаджа посетить Мекку. Но до того как наступило это время, он оказался при смерти. Бара бин Ма’рур
сказал своей семье:
— Так как я обещал Посланнику Аллаха, обратите меня лицом к Каабе. Потому что я обещал ему прийти.
Таким образом, он стал первым, кто и при жизни и после смерти был обращен к Каабе.
Когда наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся в Медину, вместе со своими сподвижниками пришел на могилу Бара бин Ма’рура. Встав в ряд, они совершили похоронный (джаназа) намаз. Потом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес такое ду’а:
— О Аллах! Окажи ему милость и будь им доволен! (Ибн Абдилбар, I, 153; Ибн Са’д, III, 619-620).

В четвертом хадисе содержится предупреждение тем, кто, имея возможности, откладывает хадж. Потому что они, имея достаточно сил, не выполнили свои обязанности по отношению к Аллаху и не выразили благодарности Ему за свое здоровье и богатство. Они ведут себя как те, кто не придерживается Ислама. Так как они живут так же, как иудеи и христиане, то, возможно, и умрут таким же образом. Потому что Всевышний Аллах повелел, что хадж для каждого человека, которому Он даровал соответствующие условия, является обязанностью по отношению к Всевышнему (фард).
С другой стороны, этот хадис ясно сообщает о важности хаджа и показывает, что беспечность в этом – большой грех. Разъясняя, что человек, имеющий все возможности, откладывая хадж, совершает недостойное дело, Всевышний Аллах говорит в продолжении аята (смысл)  не «кто не совершит хадж», а «кто отрицает/кто впадет в неверие» (Али Имран 3/97).
Один человек, придя к нашему досточтимому Пророку, спросил, что нужно для хаджа.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Запасы продовольствия и средство передвижения. (Тирмизи, Хадж, 4/813; Ибн Маджа, Манасик, 6, 16).
В таком случае, мусульмане, которые обеспечены ночлегом и запасом продовольствия, не впадая в лицемерие (рийа) и расточительство (исраф), должны в самом приниженном состоянии (тавазу’) выходить в дорогу.
Как передает досточтимый Анас, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вышел в хадж очень просто, сидя в седле на верблюдице, которая везла его дорожные припасы и вещи.
(Бухари, Хадж, 3. Отдельно см. Ибн Маджа, Манасик 4).
Но вместе с тем, мусульмане, не имеющие достаточно средств, чтобы отправиться в хадж и умру, становятся, таким образом, обузой для других. В самом начале жители Йемена, отправляясь в хадж, не брали с собой дорожных припасов. Они говорили: «Мы предпочитаем упование (таваккуль)». Придя в Мекку, они вынуждены были попрошайничать. По этому поводу был ниспослан аят (смысл):
«Запасайтесь же на дорогу…»
(аль-Бакара, 2/197). (Бухари, Хадж, 6; Вахиди, с. 63).
Имея намерение отправиться в хадж, в первую очередь следует обратить внимание на то, дозволенным (халял) ли путем приобретены средства. Как сказал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) :
«Кто отправится посетить Бейт-и Шариф (Каабу), используя деньги, добытые недозволенным (харам) путем, тот не повинуется Аллаху. Когда такой человек, намереваясь совершить хадж, вставляет ноги в стремена своего верблюда, трогается в путь и говорит:
«Ляббайка Алллахумма ляббайк!», с небес раздается голос: «Нет тебе ни ляббайка, ни счастья
(са’дайка)! Потому что твой заработок – харам, твоя еда – харам, твой верблюд – харам. Не обретя никакого вознаграждения (саваб), возвращайся грешником! И переживай о том, что тебе придется встретиться с тем, что тебе не понравится!» (Хайсами, III, 209-210).
При совершении хаджа еще до вступления на Священную землю нужно в специальном месте, называемом микад, облачиться в одежду паломника – ихрам. Выражая благодарность за то, что достиг Каабы, следует совершить семикратный обход (таваф) Каабы. Такой обход прибытия называется Таваф кудум.
Во время первых трех обходов надо идти быстрым шагом. Такая ходьба называется «рамаль». Возле места, называемого Макам Ибрахим, следует совершить намаз тавафа из двух ракаатов. Затем надо совершить бег (са’и) между холмами Сафа и Марва – четыре раза туда и три раза обратно. В день Арафа необходимо совершить стояние в долине Арафат, потом отправиться в Муздалифа, а оттуда в Мина, бросить камни в шайтана, совершить жертвоприношение, потом постричь или обрить волосы и снова обойти Каабу.
Рамаль и са’и больше не делается.
Анас (радыйаллаху анху) рассказал об одном эпизоде из хаджа досточтимого Пророка:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), прибыв в Мина, тут же отправился забрасывать камнями шайтана. Потом отправился на стоянку в Мина и совершил жертвоприношение. Завершив эти дела, он позвал цирюльника и, показав сначала на правую сторону головы, потом на левую, велел:
— Стриги.
Потом свои срезанные волосы раздал сподвижникам, (которые с нетерпением ждали этого). (Бухари, Вуду’, 33; Муслим, Хадж, 323-325).
На благословенной земле следует с должным почтением относиться к Каабе – святыне Ислама, а также таким священным местам, как холмы Сафа и Марва, испытывая трепет перед
ними. Сидеть или лежать, вытянув ноги по направлению Каабы, вести пустые и бесполезные
разговоры в этих священных местах является неправильным действием.
Всевышний Аллах говорит, что почтительность к святыням Ислама истекает от богобоязенности сердец (смысл) :
«А тот, кто блюдет обряды [хаджа] , установленные Аллахом, [делает] это от богобоязненности в сердцах»
(аль-Хадж, 22/32).
Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), видя во время хаджа Дом Аллаха (Каабу), поднял руки и произнес такое ду’а:
«О Аллах! Умножь славу, величие, достоинство и почет это Дома. Также и тем, кто, совершая хадж и умру, выражает почтение к нему, умножь их почет, достоинство, величие и благие дела!» (Ибн Са’д, II, 173).
Находясь в пути, а также по достижении святых мест, следует уделять самое пристальное внимание чистоте, сохранению достоинства и умиротворения, ни в коем случае не спешить.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в день Арафа возвращался (из Арафата в Муздалифа). Он услышал, что некоторые паломники в задних рядах покрикивают и бьют верблюдов, чтобы заставить их двигаться быстрее. Указав на этих людей хлыстом, он сказал:
— О люди, соблюдайте спокойствие! Нельзя обрести благо спешкой и быстрой ходьбой. (Бухари, Хадж, 94; Муслим, Хадж, 268).
Точно также, не является правильным расталкивать людей, чтобы добраться до святынь, таких как Черный камень (Хаджаруль-Асвад), места стояния Пророка Ибрахима (Макам Ибрахим), могилы нашего Пророка (Рауда Мутаххара). Ибо наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предостерегал нас, что не следует причинять вред рабам Аллаха.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды так сказал досточтимому ‘Умару (радыйаллаху анху), рекомендуя во время обхода Каабы (таваф) совершать действия со всей возможной осмотрительностью:
«О ‘Умар! Ты здоровый, сильный человек. Не обижай слабых, расталкивая людей, чтобы пробиться к Черному камню! Не притесняй себя и не притесняй других! Если не будет толпы, прикоснись к Черному камню и поцелуй его, в противном случае, показав рукой, что «целуешь» его, произнеси слова свидетельства (калима-и таухид) и восхваление Аллаха (такбир) и проходи дальше!» (Ахмад, I, 28; Хайсами, III, 241).
В хадже имеется много пользы и мудрости (хикма). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Объединяйте хадж и умру! Ибо они уничтожают бедность и грехи, подобно тому, как ржавчина с железа и налет с золота и серебра удаляется струей воздуха». (Тирмизи, Хадж, 2/810; Насаи, Манасик, 6/2629; Ибн Маджа, Манасик, 3).
«Расходы на хадж, как и расходы на пути Аллаха, воздаются в 700 раз». (Ахмад, V , 354-355).
«День, когда Аллах освождает от Ада больше всех Своих рабов, – это день стояния в долине Арафат. В этот день Аллах становится ближе, гордясь своими рабами перед ангелами, Он спросит:
— Что они хотят?»
(Муслим, Хадж, 436; Насаи, Манасик, 194/3001; Ибн Маджа, Манасик, 56).
Т.е. Всевышний в это время исполняет желания Своих рабов и принимает их мольбы (ду’а).
В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал вот что:
«Клянусь Аллахом, в Судный день Всевышний оживит Черный камень, даровав ему глаза и речь, и он будет свидетельствовать о тех, кто касался его (приветствовал) должным образом».
(Тирмизи, Хадж, 113/961).
Также наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что отправившиеся в
хадж не впадут в бедность и нужду.
Во время хаджа люди проходят школу поклонения, мольбы (ду’а) и поминания (зикр).
При каждом действии они вспоминают Аллаха, а их души наполняются любовью к Нему.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Бросать камни (в шайтана) и совершать са’и между Сафой и Марвой было повелено лишь для того, чтобы утвердить (икама) поминание (зикр) Аллаха». (Тирмизи, Хадж, 64/902).
Основная цель поклонения (ибада) – выполнение повелений Аллаха и возвышение его религии – во время хаджа осуществляется в масштабе всей мусульманской общины (уммы). Ибо хадж является самым прекрасным выражением единства вероубеждения и поклонения (амаль) всех мусульман. Паломники, вспоминая пророков, праведников (сыддык), мучеников (шахид) и благочестивых людей (салих), погружаются в размышления и получают фейз того благодатного времени, в которое они жили, и места, в котором они жили. Испытав неповторимое духовное переживание, они делают шаг по пути нравственного совершенства. Обретают такие прекрасные качества, как скромность (тавазу’), ощущение своей ничтожности, терпение, покорность (таслимийат), взаимопомощь, искренность (ихлас), сосредоточенность, готовность к смерти и Судному дню, трепетное отношение даже к растениям и животным, перестают думать плохо о других. Ибо хадж, с материальной стороны включающий в себя определенные символы, на самом деле представляет собой ряд последовательных действий, которые ведут к совершенствованию души. Поэтому каждый человек обязательно получит пользу не с одной, так с другой стороны, или даже с нескольких сторон.
Мусульмане, собравшиеся в хадже в одно и то же время в одном и том же месте, пребывают в духовном единении. Они узнают о бедах и проблемах друг друга, передают известия своим братьям, пришедшим издалека. Когда во времена невежества (джахилия) с наступлением хаджа арабы разворачивали свои ярмарки, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)
призывал их к Исламу и разъяснял божественные истины. Ради Аллаха он стойко терпел и притеснения, и трудности, и издевательства, выпадающие на этом пути.
Умра, как и хадж, имеет множество достоинств. Часть смыслов и скрытой мудрости (хикма) большого хаджа присутствуют в ней. По этой причине умру называют «малым хаджем».
В приведенном нами пятом хадисе сообщается о достоинствах умры и говорится, что она стирает грехи. По этой причине тем, кто имеет возможность, следует совершить умру и извлечь из нее пользу.
Имея в сердце намерение (ният) совершить умру, в специальных местах, именуемых микат, следует облачиться в одежду паломников (ихрам) , совершить обхождение (таваф) Каабы, бег
(са’и) между Сафой и Марвой, потом, сбрив волосы на голове или подрезав их, выйти из состояния ихрама.
По Имаму Абу Ханифе, умра является сунной, и ее можно совершать в любое время. Но совершение ее будет сомнительным (макрух) в день Арафа, когда паломники стоят в долине Арафат, и в четыре дня праздника Жертвоприношения (Айд-уль Адха).
Как следует из аята (смысл) :
«Завершайте хадж и ‘умру во имя Аллаха», закончить начатые хадж и умру обязательно (ваджиб).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Совершение хаджа и умры последовательно друг за другом удлиняет жизнь и умножает пропитание (ризк), уничтожает бедность и грехи, подобно тому, как струя воздуха уничтожает ржавчину с железа». (Ахмад, III, 446-447).
«Умра, совершенная в месяц Рамадан, подобна полному хаджу или хаджу, совершенному вместе со мной». (Бухари, Умра, 4; Муслим, Хадж, 221).
Особого внимания заслуживает следующий хадис кудси.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передает слова Всевышнего Господа:
«Всевышний Аллах говорит:
«Если я даровал Своему рабу здоровье и большое богатство, а он не посещает Меня один раз каждые четыре года (т.е. не совершает умру или хадж), тот человек, поистине, обездолен (махрум)». (Хайсами, III, 206).
В другой передаче (риваят) этого хадиса говорится:
«Если не посещает Меня один раз в пять лет». (Хайсами, III, 206).
Во время хаджа и умры следует, посетив Медину Мунаввара, получить благословение (фейз) нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), вдохнуть наполненный божественной милостью сам воздух его города, чтобы потом на всю жизнь сделать воспоминания о нем уроком себе. Это то, что станет неиссякаемым источником духовных переживаний для всякого праведного мусульманина. Это врата обретения, за которыми скрыто множество знаний и щедрых наград.
Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тот, кто посетил меня после смерти, подобен тому, кто посетил меня, когда я был жив». (Даракутни, Сунан, II, 278).
«Кто после моей смерти совершит хадж и посетит мою могилу, словно посетит меня, когда я был жив». (Даракутни, Сунан, II, 278; Хайсами, IV, 2; Байхаки, Шуаб, III, 489).
«Я обязательно заступлюсь (окажу шафаат) за посетившего мою могилу». (Хайсами, IV, 2; Байхаки, Шуаб, III, 488-490).
«Намаз, совершенный в моей мечети превосходит тысячи намазов, совершенных в других мечетях, за исключением Запретной Мечети (Масджидуль-Харам)». (Бухари, Фадлу’с-Салати фи Масджиди Мака уа’ль-Мадина, I; Муслим, Хадж, 505-510).
Также, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что есть только три мечети, к которым можно ехать только для того, чтобы совершить в них поклонение (ибадат),
он назвал Запретную Мечеть (Масджидуль-Харам), Мечеть Пророка (Масджидун-Наби) и Мечеть аль-Акса. (Бухари, Фадлу’с-Салати фи Масджиди Мака уа’ль-Мадина, I; Муслим, Хадж, 511-513).
Каждый мусульманин питает особую любовь к Медине Мунаввара. Потому что и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) любил ее. Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), когда возвращался из путешествия и видел стены Медины, ускорял шаг своего верблюда. Если он ехал на других верховых животных (коне или муле), то пришпоривал и их.
Этот поступок нашего Пророка объясняется любовью к Медине. (Бухари, Фадаилуль- Мадина, 10; Умра, 17; Тирмизи, Да’ват, 42/3441).
Существует еще много хадисов о достоинствах Медины Мунаввара. Чтобы ознакомиться с ними, можно обратиться к книге Фадаилуль-Медина (Достоинства Медины) в сборнике хадисов Бухари Сахих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *