19.04.2024

Байрам10Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

с. Праздничные дни

1. Абу Умама (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Сердце человека, который, ожидая награду только от Аллаха, совершает поклонения в ночи праздников Разговения (Айд-уль Фитр) и Жертвоприношения (Айд-уль Адха), не умрет в тот день, когда умирают сердца». (Ибн Маджа, Сыйам, 68. Отдельно см. Хайсами, II, 198).

2. Нубайша (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«….Аллах даровал вам изобилие. Досыта ешьте жертвенное мясо, отделите часть для себя, часть раздайте, ожидая награду от Аллаха. Знайте, в эти праздничные дни надо вдоволь есть, пить и поминать Аллаха ». (Абу Дауд, 9-10/2813, 2812).

Комментарии
Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил переселение (хиджру) из Мекки, в Медине существовало два языческих праздника, во время которых устраивались разные игры и представления. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев это, сказал:
«Вместо этих двух праздников Всевышний Аллаха дал вам лучшее – праздники Разговения (Айд-уль Фитр) и Жертвоприношения (Айд-уль Адха)» (Ахмад, III, 103, 178, 235, 250; Абу Дауд,
Салят, 239/1134; Насаи, ‘Ийдайн, 1/1554).
Праздники являются проявлением милости Всевышнего. Это особые дни, когда царят прощение, сострадание, взаимопомощь, забота о других, любовь, взаимоуважение и милость.
Мусульмане, сосредоточенные на поклонении в период месяца Рамадан и хаджа, достигшие божественное благоволение (рида), в дни праздников с большим удовольствием пользуются благами Аллаха. Если вдуматься, то праздником для мусульман, которые достойно прошли испытание этим суетным миром, будет обретение благ Рая и райской жизни, лишенной зависти, ревности и злобы. Собственно, такими днями являются праздники Разговения (Айд-уль Фитр) и Жертвоприношения (Айд-уль Адха). Друзья Аллаха говорят:
«Истинный праздник бывает не для того, кто надел новую одежду, а для того, кто обрел спасение от наказания Аллаха».

В первом хадисе сообщается, что не умрут сердца людей, которые проводят ночи двух Праздников, совершая намаз тахаджуд, занимаясь поминанием (зикр), восхвалением (тасбих) и размышлением (тафаккур). Потому что они, постигнув вкус поклонения, отказались от желаний нафса. Если обычные люди постоянно заняты удовлетворением желаний и соблазнов нафса, то эти, не опускаясь до преходящих удовольствий, получают наслаждение только от поклонения.
Если наступит время, когда от обилия грехов сердца людей умрут, их сердца будут живы, не погрузятся в любовь к этому миру, не предпочтут этот мир миру вечному и не впадут в неверие (куфр). Итогом их жизни будет добро. Эти люди в смертный миг, в могиле и Судный день не впадут в замешательство и расстройство, а, наоборот, с праведным сердцем (калби-салим) предстанут перед своим Господом. Потому что они преисполнены любви к поклонению. Они понимают, что этот мир – лишь место испытания и, пока не пришла смерть, нужно стараться использовать все представляемые им возможности для обретения будущей жизни.
Если обретение и выполнение чего-либо сопряжено с трудностями, то и ценность этого повышается. То, что лишь некоторые проводят ночи в бдении, когда все люди в праздничном настроении забывают о поклонении, показывает веру их сердец и верность в любви к Аллаху.
Даже если умрут все сердца, эти сердца, исполненные веры и любви, никогда не умрут.

Во втором хадисе сообщается, что Праздники – это дни солидарности и единства общины, когда нужно дарить друг другу подарки, оказывать помощь, проявлять уважение к другим, пользоваться благами, дарованным Аллахом и поминать Всевышнего. Это не время для забав и отдыха.
Вместе с этим, для создания радостного настроения в дни свадеб и Праздников разрешены игры и развлечения, если они проводятся таким образом, что не возбуждают низменных желаний.
Потому что в нашей религии принято радоваться в дни Праздников. (Ahmed Naim, Tecridi Sarih Tercumesi, III, 157).
Однажды в праздничный день две девушки пели для Айши о сражении при Бу’асе.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), накрыв голову одеждой, отдыхал. Тут пришел Абу Бакр (радыйаллаху анху) и хотел остановить их.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), откинув покрывало с головы, сказал:
«О Абу Бакр! У каждого народа есть свои праздники, а это наш праздник!» (Бахари, ‘Ийдайн, 3; Муслим, Салатуль-‘Ийдайн, 16).
Т.е. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), хотя сам не участвовал в этом, но разрешил мусульманам таким образом выражать свою радость. В другой раз, в праздничный день делегация, пришедшая из Эфиопии, для развлечения присутствующих показывала в мечети умение обращаться с щитами и копьями. Наш Пророк, спрятав за свою спину Айшу и накрыв ее своим плащом, наблюдал за их играми. (Бухари, ‘Ийдайн, 2; Салят, 69).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы эти развлечения, которые можно считать дозволенными (мубах), и радостная атмосфера не заходили за определенные пределы, всегда напоминал религиозную суть Праздников. В хадисах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которые поощряют в праздничные дни совершать поклонения, благие дела и поминание (зикр), говорится:
«Первым делом в этот день мы совершим намаз». (Бухари, ‘Ийдайн, 3, 10; Муслим, Адахи, 7).
«Украшайте ваши праздники произнесением такбира». (Хайсами, II, 197).
Так, сподвижники Пророка (радыйаллаху анхум), дни Праздников оживляли вдохновенным такбиром. Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) произносил такбир в своем маленьком шатре близ Мина, люди в мечети слышали его и начинали тоже произносить такбир.
Когда к ним присоединялись и люди на базарах, вся Мина наполнялась словами «Аллаху Акбар».
Ибн ‘Умар в тот день тоже много произносил такбир: после намаза, отдыхая на кровати, заходя в свой шатер, сидя, при ходьбе, короче говоря, пока не истекут все дни ташрика, при любой возможности. (Бухари, ‘Ийдайн, 12).
Как мы видим, мусульмане отмечают праздники, совершая поклонение Всевышнему и возвышая Его религию. Их радость не отмечена печатью нафса. Они никогда, даже в ликовании, не преступают установленные рамки, не расточительствуют и не делают запретного (харам).
В эти праздничные дни они спешат совершать деяния, к которым благоволит Аллах, стараются утешить
нуждающихся и лишенных. Они помогают нищим, одиноким, сиротам, вдовам, немощным и обездоленным, стремятся чем-то доставить радость детям, особенно сиротам и неимущим.
Праздники, приводя в движение духовные стремления мусульман, укрепляют дружбу и родственные связи, возносят на вершину такие прекрасные человеческие качества, как милосердие, сострадание другим, верность и забота о других.
Какой прекрасный образец взаимопощи и браства являет собой следующий пример!
У одного человека ничего не было, кроме 100 динаров. Приближался праздник, когда пришло письмо от одного его друга, в котором говорилось: «Наступает праздник, но у нас нет денег на детей» и содержалась просьба о помощи. Тогда тот человек, положил свои 100 динаров в кошелек, запечатал его и отправил своему другу. Кошелек дошел до его друга, к которому некоторое время спустя приходит письмо от их третьего друга, в котором тот жаловался на неимение денег для праздника и просил помощи. Тогда друг, который получил кошелек с деньгами, отправил его как есть просящему помощь.
В это время тот, кто первым отправил кошелек, не имея средств, написал письмо другому своему товарищу. А это был тот самый третий друг, которому был отправлен кошелек. И он, не открывая его, как есть, запечатанным, отправил первому человеку. Получив кошелек, он очень удивился, увидев, что это его собственные деньги. Взяв их, он пришел к третьему другу и спросил:
– Откуда ты взял кошелек, который прислал мне?
Тот объяснил. Тогда человек сказал:
– Пойдем, навестим нашего второго товарища.
Они пришли к своему товарищу, рассказали ему обо всем, потом открыли кошелек и разделили между собой динары. (Хатыб Багдади, Тариху Багдад, XIV, 282).
Праздник следует начинать с поминания наших близких, покинувших этот мир. Они ждут, чтобы мы просили за них прощение (истигфар), совершали молитвы (ду’а) и раздавали милостыню (садака) за них. Следует доставить радость их душам (рух), посвящая им вознаграждение (саваб) за чтение аль-Фатихи и раздачу милостыни. Видя назиданием себе их состояние, следует проникнуться пониманием того, что нам нужно готовиться к истинному празднику. Потом, навещая своих родсвенников, знакомых и друзей, надо расспрашивать их о делах. Следует простить друг другу и забыть обиды.
По Исламу, в праздничные дни следует совершать действия, являющиеся поощряемыми.
Вот некоторые из них:
Встать рано утром; совершить полное омовение (гусуль); почистить зубы мисваком;
использовать благовония; надеть чистую праздничную одежду, выражая благодарность Всевышнему Аллаху за Его милость и блага, своим видом выражать радость и удовольствие…
Более предпочтительно совершать праздничный намаз на открытом просторном месте.
Такое место называется мусалла/намазгах , и собираются там все – мужчины, женщины, дети.
Даже для женщин, которые временно не совершают намаз, будет поощряемым действием принять
участие в благих делах и ду’а му’минов. Потому что многолюдность в праздничный день показывает безбожникам силу мусульман и возвышает религию Аллаха.
В день Айд-уль Фитр, перед тем как пойти в мечеть, является сунной угоститься чем-то сладким. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не выходил на праздничный намаз, не угостившись финиками. Он обращал внимание на то, чтобы их количество было нечетным – три, пять и т.д. (Бухари, ‘Ийдайн, 4).

В день Айд-уль Адха является поощряемым действием ничего не есть до возвращения из мечети и начать еду мясом курбана. Потому что этот образ действий показывает уважительное отношение к обряду жертвоприношения .
Красивыми действиями в праздничные дни считается: направляясь на намаз, произносить такбир: в Праздник Разговения – про себя, в Праздник Жервоприношения – вслух; возвращаясь с намаза, идти другой дорогой ; встретив мусульманина, встречать  его улыбкой и разговаривать приветливо; по возможности раздавать милостыню.
Есть еще одно обстоятельство: Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при отсутствии опасности со стороны врага в праздничные дни не поощрял ношение оружия в мечетях, на базарах и там, где собираются люди. (Бухари, ‘Ийдайн, 9; Салят, 66, Фитан, 7; Муслим, Бирр, 120-124; Ибн Маджа, Икама, 168; Абдурразак, Мусаннаф, III, 289).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *