19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

4. Пятничный намаз
٤٩. عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ اللٰ هُ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ اللٰ هِ صَلّى اللٰهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ: «مَنِ اغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ غُسْلَ الْجَنَابَةِ ثُمّ
رَاحَ فَكَأَنّمَا قَرّبَ بَدَنَةً وَمَنْ رَاحَ فِي السّاعَةِ الثّانِيَةِ فَكَأَنّمَا قَرّبَ بَقَرَةً وَمَنْ رَاحَ فِي السّاعَةِ الثّالِثَةِ فَكَأَنّمَا قَرّبَ كَبْشاً أَقْرَنَ وَمَنْ رَاحَ فِي السّاعَةِ
.«الرّابِعَةِ فَكَأَنّمَا قَرّبَ دَجَاجَةً وَمَنْ رَاحَ فِي السّاعَةِ الْخَامِسَةِ فَكَأَنّمَا قَرّبَ بَيْضَةً فَإِذَا خَرَجَ الِْمَامُ حَضَرَتِ الْمَلَئِكَةُ يَسْتَمِعُونَ الذّكْرَ

1.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал:
«Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение (гусуль), какое совершают после осквернения (джанаба), а затем (пораньше) отправится на молитву в мечеть, получит такое же вознаграждение, как принесший в жертву верблюда. Отправившийся во второй час – как принесший в жертву корову; отправившийся в третий час – как принесший в жертву рогатого барана; отправившийся в четвертый час – как принесший в жертву курицу, а отправившийся в пятый час – как принесший в жертву яйцо. Когда же выйдет имам, явятся ангелы, чтобы послушать проповедь (хутбу)». (Бухари, Джум’а, 4; Муслим, Джум’а, 10. Отдельно
см. Абу Дауд, Тахарат, 127/351; Тирмизи, Джум’а, 6/499; Насаи, Джум’а, 14/1386).

٥٠. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللٰ هُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللٰ هِ صَلّى اللٰ هُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ: «مَنْ تَوَضّأَ فَأَحْسَنَ الْوُضُوءَ ثُمّ أَتَى
.«الْجُمُعَةَ فَاسْتَمَعَ وَأَنْصَتَ غُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ الْجُمُعَةِ وَزِيَادَةُ ثَلَثَةِ أَيّامٍ وَمَنْ مَسّ الْحَصَى فَقَدْ لَغَا

2.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал:
«Тот, кто совершил омовение самым прекрасным образом, а затем пришел на пятничную молитву, молча, с вниманием выслушал проповедь (хутбу) имама, тот искупил все грехи от пятницы до пятницы и еще за три дня. Кто, слушая проповедь, играл камешками, тот занимался бесполезным и упустил благо пятничной молитвы». (Муслим, Джум’а, 27. Отдельно см. Абу Дауд, Салят, 202-203/1050; Тирмизи, Джума, 5/498; Ибн Маджа, Икама, 62, 81).
٥١. عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ اللٰ هُ عَنْهُ أنّ رَسُولَ اللٰ هِ صَلّى اللٰهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ ذَكَرَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ فَقَالَ: «فِيهِ سَاعَةٌ لَ يُوَافِقُهَا
.عَبْدٌ مُسْلِمٌ وَهُوَ قَائِمٌ يُصَلّي يَسْأَلُ اللٰ •هَ تَعَالَى شَيْئاً إلّ أَعْطَاهُ إيّاهُ» وَأَشَارَ بِيَدِهِ يُقَلّلُهَا

3.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал о пятнице:
«В пятницу есть такой промежуток времени, что если мусульманин, как раз совершая намаз, попросит что-либо у Аллаха, Аллах обязательно дарует ему это».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал знак рукой, давая понять, что этот промежуток времени очень мал. (Бухари, Джум’а, 37; Таляк, 24; Да’ват, 61; Муслим, Масафирин, 166, 167; Джум’а, 13-15. Отдельно см. Тирмизи, Джум’а, 2/490, 491; Насаи, Джум’а, 45/1428; Ибн Маджа, Икамат, 99).
٥٢. عَنْ عَبْدِ اللٰهِ بْنِ عُمَرَ وَأَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللٰ لهُ عَنْهُمَا أَنّهُمَا سَمِعَا رَسُولَ اللٰ ‘هِ صَلّى اللٰ هُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَقُولُ عَلَى
أَعْوَادِ مِنْبَرِهِ: «لَيَنْتَهِيَنّ أَقْوَامٌ عَنْ وَدْعِهِمُ الْجُمُعَاتِ أَوْ لَيَخْتِمَنّ اللٰ سهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ
.«ثُمّ لَيَكُونُنّ مِنَ الْغَافِلِينَ

4.
Абдуллах бин ‘Умар и Абу Хурайра (радыйаллаху анхума) передали, что слышали, как
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал с минбара:
«Есть некоторые люди, которые, если не перестанут отсутствовать на пятничных намазах, то Всевышний Аллах запечатает их сердца, и они останутся среди беспечных (гафиль)». (Муслим, Джум’а, 40. Отдельно см. Насаи, Джум’а, 2/1368; Ибн Маджа, Масаджид, 17).

Комментарии
Пятничный намаз (джум’а) в числе других предписаний Ислама показывает нам, какое важное значение в нашей религии придается единству. Собственно, само слово джум’а – пятничный намаз – происходит от арабского корня джам’, который имеет значение «собирать, охватывать, объединять». Пятница (джум’а) в Исламе считается праздничным днем, относительно достоинств которого существует множество хадисов. Достоинства пятницы обуславливаются тем, что именно в этот день совершается пятничный намаз (джум’а), который является самым важным из поклонений (ибадат) и собирает вместе всех мусульман; в этот день
есть час, в который принимаются молитвы (ду’а); в этот день произошло много важных событий в истории Ислама. Также Всевышний Аллах бывает доволен, если Его рабы совершают поклонение, собравшись вместе. Поэтому Он сделал поклонения, которые следует совершать группой, такие как коллективный, пятничный и праздничный намазы, паломничество (хадж), во много раз превосходящими поклонения, которые совершаются в одиночку.
В священном аяте так говорится о пятничном намазе (смысл) :
«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете» (аль-Джум’а, 62/9).
В приказах Всевышнего, который безмерно милостив к Своим рабам, содержится только благо для Его рабов. И одно из подобных повелений – услышав азан, бежать на пятничную молитву. Потому что это помогает обрести вечное счастье.
Если человек перед пятничным намазом совершит некоторые приготовления к нему и придет в мечеть как можно раньше, то его награда (саваб) еще более увеличится. Выражения «во второй час, в третий час», которые используются для пояснения этого в первом хадисе, означают не обычный час, а небольшие отрезки времени, которые разделяют приход разных групп людей в мечеть до появления имама на минбаре. Таким образом, поощряя людей к одному из важнейших поклонений (ибадат), обеспечивается и соблюдение точности при этом.
Готовясь к пятничному намазу, прежде нужно совершить полное омовение (гусуль).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто в пятницу совершит (малое) омовение, сделает прекрасное дело; кто совершит полное омовение, тот превосходит (первого)». (Абу Дауд, Тахарат, 128/354; Тирмизи, Джум’а 5/497).
Чтобы не задеть чувства верующих, еще до пятничного намаза следует почистить зубы,
привести в порядок ногти, волосы и бороду, затем, надеть чистую одежду и использовать благовония. (Бухари, Джум’а, 6, 9; Абу Дауд, Тахарат, 128/353).
Мечети также следует прибрать, наполнить благовониями, по возможности в утреннем намазе следует читать суры ас-Сажда и аль-Инсан, в пятничном намазе суры аль-Джуму’а и аль-Мунафикун или аль-А’ля и аль-Гашийа, в течение дня – суру аль-Кахф, много совершать ду’а,
произносить поминание (зикр) и благословения (саляту ва салям) Посланнику Аллаха. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пятница – самый лучший день из ваших дней… Поэтому в этот день возносите мне много благословений (саляту ва салам), ибо ваши благословения будут доставлены мне». (Абу Дауд, Салят, 201/1047).
Мусульманин, готовящийся к пятничной молитве, должен, по возможности, не ехать до мечети на транстпорте, а прийти пешком. Потому что это более приличествует смирению и благоговению. По дороге в мечеть и по приходе туда человек не должен причинять неудобства людям, доставляя беспокойство другим, стараться пробраться в первый ряд. Если до начала намаза произносят проповедь или читают Коран, он должен молча слушать, если – нет, то заняться такими дополнительными (нафиля) поклонениями, как поминание (зикр) и размышление (тафаккур). Во время проповеди (хутба) следует, оставив все дела, внимательно в молчании слушать имама.
Во втором хадисе сообщается, что пятничный намаз, совершенный с соблюдением всех его условий, стирает малые грехи за десять дней. Т.е. Всевышний Аллах, вознаграждающий десятикратно за одно благое дело, проявляет милосердие к Своим рабам. А дополнительные три дня, за которые прощаются грехи именно за пятничный намаз, показывают его превосходство над другими поклонениями (ибадат). Из этого и подобных хадисов можно понять, что наш Всевышний Господь при всякой возможности старается простить Своих рабов.
В приведенном нами хадисе сообщается, что человек, во время проповеди (хутба) играющий камешками, считается занятым бесполезным делом и упускающим благо пятничного намаза. Таким образом, мусульманам следует внимательно слушать проповедь и, не оставаясь в стороне от вопросов, волнующих общину, проявлять заинтересованность ими.
Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в мечетях был земляной пол, покрытый песком и мелкими камешками. Сегодня этот хадис непосредственно касается тех, кто совершает намаз за пределами стен мечети. Но основной смысл этого хадиса в том, что во время проповеди не следует, занимаясь чем-то посторонним, не слушать имама и отвлекать внимание других. Как на камешки, так же можно отвлекаться на сотовый телефон, рисунок на ковре или еще что-либо. Это предостережение Пророка сделано для того, чтобы мы смогли получить большую долю из блага пятничной молитвы (джум’а).
Во время пятничной молитвы сначала совершают четыре ракаата сунны, потом два обязательных (фард) ракаата, потом четыре и два – вместе шесть ракаатов сунны.
Есть еще и состоящий из четырех ракаатов намаз Зухр-и Ахир (завершающий полуденный намаз), который совершают перед последними двумя ракаатами. История этого намаза такова: ученые выдвинули несколько условий того, чтобы пятничный намаз считался действительным (сахих). Это такие условия, как «в небольших поселениях или каждом районе большого населенного пункта пятничный намаз должен совершаться только в одном месте», «пятничный намаз должен совершаться только с разрешения главы государства». Некоторые ученые, опасаясь, что эти условия не будут соблюдены, посчитали более осмотрительным после пятничного намаза совершать четыре ракаата намаза Зухр-и Ахир.
Другие же ученые говорят, что ни в Коране, ни в Сунне не содержится ни одного доказательства, что для пятничного намаза необходимо разрешение главы государства, город, определенное число молящихся, соборная мечеть и совершение его в одной мечети. По их мнению, если в любом населенном пункте – в малом или большом – имеется малочисленная или многочисленная община и имам, за которым можно совершать намаз, то пятничный намаз проводить нужно.

«Какой-то час в пятницу, в который принимаются молитвы (ду’а)» определен очень коротким и время его скрыто для того, чтобы мусульмане были более внимательными и проявляли больше усердия в вере. Возможно, что он совпадает с тем моментом, когда имам всходит на минбар или совершает обязательную (фард) часть пятничного намаза, или же в промежуток времени между началом времени послеполуденного намаза (аль-‘аср) и заходом солнца.
Относительно выражения «если мусульманин, как раз совершая намаз, попросит что-либо у
Аллаха» возникает вопрос, как можно что-то просить (ду’а) во время намаза? На это некоторые
сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) так отвечают в следующем хадисе:
«Кто, сидя на одном месте, ожидает намаз подобен совершающему в это время намаз».
(Абу Дауд, Салят, 201/1046).
В таком случае, более ясным становится смысл хадисов, запрещающих разговаривать или
отвлекаться на что-либо во время проповеди (хутбы) имама. Естественно, в тот час, когда
принимаются молитвы (ду’а), надо просить у Аллаха не то, что дурно и запретно (харам), а то, что
принесет пользу в этом мире и следующем.
После совершения пятничного намаза можно вернуться к своим делам. Но с таким условием, что бы в суете мирской ни на миг не забывать Аллаха…
В священных аятах говориться (смысл) :
«Когда обрядовая молитва будет завершена, то разойдитесь по земле, взыщите милости Аллаха и поминайте Его многократно, – быть может, вы преуспеете. Но они, едва представится им [случай] заняться торговлей или предаться развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять [на возвышении для чтения проповедей].
Скажи [Мухаммад]: «То, что у Аллаха, лучше забав и торговли, и Аллах – наилучший из тех,
кто дает удел» (аль-Джума’, 62/10-11).
Значит, правоверный (му’мин) никогда не должен дела жизни земной предпочитать пятничному намазу. Следует знать, что милость Аллаха к Его рабам, направляющимся на пятничный намаз, – лучшее, что можно пожелать. В беспокойстве за свой удел (ризк) проявлять небрежение к пятничному намазу в пятницу – значит забыть имя Аллаха Ар-Раззак – «Дарующий пропитание». Ведь только от Аллаха зависит пропитание (ризк) каждого человека. То познание (ма’рифат), милость и Рай, которые Он пожалует, лучше всего, что существует в этом мире.
Забыв об этом, без уважительной причины оставлять пятничный намаз чревато погибелью в мире
вечном. Эта истина, о которой сообщается в четвертом хадисе, так разъясняется в другом хадисе:
«Аллах запечатает сердце того человека, который, не считая это важным, пропустит три пятничных намаза». (Абу Дауд, Салят, 203-204/1052; Тирмизи, Джум’а, 7/500).
А человек, сердце которого запечатано, оставшись обделенным милостью и щедростью Аллаха, перестанет стремиться к истине и добру. Чтобы избавиться от этого состояния сердца, он
должен тут же раскаяться и просить прощения своих грехов, а также, показывая искренность
своего желания, раздать милостыню и совершать добрые дела». (Абу Дауд, Салят, 203-204/1053-
54).  (Ханафитский мазхаб)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *