Рамадан для истинных верующих – это целый месяц праздника. Это время больших возможностей и многочисленных приобретений. Это время, когда мы можем заслужить довольство Всевышнего и заступничество благодеяний в Судный день.
Соблюдение поста подразумевает воздержание от потребления пищи, питья, а также интимной близости от рассвета до заката солнца. Однако настоящий пост подразумевает не только это. Крайне важно всячески избегать слов и деяний, которые осуждаются, а также являются запретными в Исламе.
Пост одновременно воспитывает человека, помогает ему лучше понять, что такое голод и жажда. Кроме того, в посте заключается много пользы для бренной и для вечной жизни, для тела и для души. В то же время пост — это поклонение, напоминающее нам об общественной жизни и её реалиях. Это воспитание нафса.
Пост способствует появлению и укреплению чувства любви и сострадания. Пост смягчает сердца, способствует оживлению доброты, которая очень необходима в нашей вере. Пост дарит человеку хорошее самочувствие, учит быть терпеливым и экономным. Пост – это щит против грехов. Пост – это закят тела.
Пост также является одним из лучших поклонений человека, приближающих его ко Всевышнему Аллаху. Пост – это привычка праведников и признак богобоязненных. Пост очищает тело, воспитывает дух и улучшает нрав.
Множество священных текстов разъясняют нам пользу поста и огромную награду, которую получают постящиеся.
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقُلْتُ: مُرْنِي بِأَمْرٍ آخُذُهُ عَنْكَ، قَالَ: عَلَيْكَ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ لَا مِثْلَ لَهُ
«Однажды я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал ему: «О Посланник Аллаха! Научи меня чему-нибудь». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Усердствуй в посте, ничто не сравнится с ним»». (Ан-Насаи, 2220)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) этими слова указал на то, что ни одно поклонение не приближает раба к Всевышнему Аллаху так, как приближает соблюдение поста. Также пост заступится за нас в Судный день.
От ‘Абдуллаха ибн Амра ибн Аль-‘асса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
الصِّيَامُ وَالْقُرْآنُ يَشْفَعَانِ لِلْعَبْدِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، يَقُولُ الصِّيَامُ: أَيْ رَبِّ، مَنَعْتُهُ الطَّعَامَ وَالشَّهَوَاتِ بِالنَّهَارِ، فَشَفِّعْنِي فِيهِ، وَيَقُولُ الْقُرْآنُ: مَنَعْتُهُ النَّوْمَ بِاللَّيْلِ، فَشَفِّعْنِي فِيهِ ، قَالَ: فَيُشَفَّعَانِ
«Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день. Пост скажет: «О мой Господь! Я лишил его еды и страстей днём, так позволь же мне заступиться за него». Коран скажет: «О мой Господь! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него». И тогда они оба заступятся за этого раба». (Имам Ахмад, 6626)
Эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о величии поста и важности чтения Корана. Мы же надеемся, что заступничество поста поможет стереть плохие деяния, а заступничество Корана поднимет нашу степень. Пост также является дорогой в Рай и одним из ворот.
От Сахля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ فِي الجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ، يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّائِمُونَ يَوْمَ القِيَامَةِ، لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ، يُقَالُ: أَيْنَ الصَّائِمُونَ؟ فَيَقُومُونَ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ، فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ
«Поистине, у Рая есть врата, которые называются «Ар-Райян». В них войдут в Судный день соблюдавшие пост, и не войдёт в них никто другой. Спросят: «Где постящиеся?» И они встанут и войдут через них, и не войдёт в них никто другой. А когда они зайдут, эти врата закроются, и не войдёт в них больше никто». (Бухари, 1896; Муслим, 1156)
Пост также заступится за нас в могиле. Поистине, пост будет защищать того, кто соблюдал его, от могильных мук. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الْمَيِّتَ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ إِنَّهُ يَسْمَعُ خَفْقَ نِعَالِهِمْ حِينَ يُوَلُّونَ عَنْهُ فَإِنْ كَانَ مُؤْمِنًا كَانَتِ الصَّلَاةُ عِنْدَ رَأْسِهِ وَكَانَ الصِّيَامُ عَنْ يَمِينِهِ وَكَانَتِ الزَّكَاةُ عَنْ شِمَالِهِ وَكَانَ فِعْلُ الْخَيْرَاتِ مِنَ الصَّدَقَةِ وَالصِّلَةِ وَالْمَعْرُوفِ وَالْإِحْسَانِ إِلَى النَّاسِ عِنْدَ رِجْلَيْهِ فَيُؤْتَى مِنْ قِبَلِ رَأْسِهِ فَتَقُولُ الصَّلَاةُ: مَا قِبَلِي مَدْخَلٌ ثُمَّ يُؤْتَى عَنْ يَمِينِهِ فَيَقُولُ الصِّيَامُ: مَا قِبَلِي مَدْخَلٌ ثُمَّ يُؤْتَى عَنْ يَسَارِهِ فَتَقُولُ الزَّكَاةُ: مَا قِبَلِي مَدْخَلٌ ثُمَّ يُؤْتَى مِنْ قِبَلِ رِجْلَيْهِ فَتَقُولُ فعل الخيرات من الصدقة والصلة والمعروف وَالْإِحْسَانِ إِلَى النَّاسِ: مَا قِبَلِي مَدْخَلٌ
«Поистине, когда покойного погребают в могиле, он слышит топот обуви, когда они (те, кто хоронил его), отвернувшись, уходят от него. Если он был верующим, то намаз будет у его изголовья, пост справа, закят слева, а благодеяния в виде милостыни, поддержки родственных уз и добра к людям будут у его ног. К нему приблизятся с изголовья, но намаз скажет: «Нет входа с моей стороны». К нему приблизятся справа, но пост скажет: «Нет входа с моей стороны». К нему приблизятся слева, но закят скажет: «Нет входа с моей стороны». К нему приблизятся со стороны изножья, но благодеяния скажут: «Нет входа с моей стороны»». (Ибн Хиббан, 3113)
Однако пост не будет заступаться за каждого, кто постился, но при этом не отказывался от всего, что лишает постящегося награды. Если человек, постясь, не отказался от запретного, вряд ли такой пост заступится за него.
Аль-Хафиз Ибн Раджаб Аль-Ханбали сказал об этом следующее:
«Пост будет заступаться за человека, которого лишил еды и всех запретных страстей, вне зависимости от того, относился запрет к посту (еда, питьё, интимная близость и предшествующие ей действия) или не относился (лишние запретные речи, слушание запретных разговоров, запретный взор, а также запретный заработок).
Если пост отдалял человека от всех этих запретных действий, то такой пост в Судный день непременно заступится за него пред Всевышним Аллахом и скажет: «О мой Господь! Я лишил этого человека всех его страстей, так позволь же мне заступиться за него».
Это всё касается только того, кто соблюдал и оберегал свой пост, и пост лишал его страстей. Что же касается того, кто погубил свой пост, и пост не отдалял его от того, что запрещал Всевышний Аллах, то он заслуживает только того, чтобы его пост был брошен ему в лицо, и он (пост) сказал ему: «Да погубит тебя Аллах, как ты погубил меня!»». («Латаиф аль-ма‘ариф»)
По мере того, насколько добросовестно человек соблюдал пост, в Судный день этот пост будет заступаться за него. Поэтому каждый, кто соблюдает пост, должен оберегать свой пост от болтовни, вздора, сквернословия и непристойностей. Ведь в хадисе, который передаётся Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الصِّيَامُ جُنَّةٌ؛ فَلا يَرْفُثْ وَلا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ
«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет: “Поистине, я пощусь!”». (Бухари, 1894, Муслим, 1151)
Муслим Абдулаев
Источник: islamdag.ru