БИОГРАФИЯ ШЕЙХА ХАСАНА ХИЛЬМИ-АФАНДИ
Шейх Хасан Хильми ибн Мухаммад ибн Хусейн аль-Кахи ан-Накшбанди аль-Халиди аш-Шазили ад-Дагестани, куддиса сирруху, родился в селении Кахиб в 1852-м году. В 1937-м году его посадили в тюрьму. В то время верующих преследовали и убивали, а грешники совершали множество мерзостей. В те годы Всевышний из-за зульму, то есть из-за того, что мусульмане друг друга притесняли, наказал мусульман, поставив над ними тирана. Из-за небараката тиранов множество людей тогда сгинуло в тюрьмах. Хасан-устар, куддиса сирруху, вырос в небогатой семье, его молодость не прошла в получении наслаждений, он не утопал в роскоши. Хасан-устар, куддиса сирруху, вырос сиротой. Его отец аль-Хадж Мухаммад умер в городе Джидда, возвращаясь из хаджа. Тогда Хасан-устар, куддиса сирруху, ещё был грудным младенцем. Его воспитывала мать, которая отличалась богобозянненостью и зухдом, то есть была равнодушна к мирскому. Её звали Зубайдат. Она учила его только хорошему, а ведь очень многое зависит от матери и от того, как она воспитывает ребёнка.
Хасан-устар, куддиса сирруху, начал изучать чтение Кур`ана уже в 7-летнем возрасте. Он начал изучать основы Ислама под руководством алима из Кахиба аль-Кади Хасанбека. Каждое утро он брал у него урок, а потом весь день чабановал и повторял пройденное. Так Хасан-устар, куддиса сирруху, получал знания, причём получал он их не только от Хасанбека.
Рассказывают, что Хасан-устар, куддиса сирруху, никогда не спал на мягком, потому что от этого человек становится ленивым и потом не может поклоняться Аллаhу должным образом.
Повзрослев, Хасан-устар, куддиса сирруху, начал заниматься канатоходством. Когда мать носила его в чреве, она увидела юношу-канатоходца, и ей захотелось, чтобы её будущий сын тоже этим занимался. И поэтому в юношестве Хасан устар, куддиса сирруху, занялся канатоходством, чтобы порадовать мать и исполнить её желание. Никто не знает, как он этому научился, ведь сам Аллаh научил его этому. Когда он ходил по канату, то наставлял окружающих. Он спрашивал их со слезами на глазах: «Сможем ли мы в Судный день пройти по мосту Сират так же просто, как проходим по канату?» Идя по канату, Хасан устар, куддиса сирруху, постоянно читал силсилу устазов.
И вот однажды Хасан-устар, куддиса сирруху, пришел в селение Кулецма, чтобы ходить там по канату. Забираясь на канат с шестом в руках, он всегда громко произносил: «Аллаh». Тогда дети этого селения прочертили на земле линию, взяли в руки палки и стали ходить по этой линии, произнося: «Аллаh». Приезжий спросил у них, чем они занимаются. Дети рассказали, что приезжал канатоходец, который запрыгивал на канат, произнося имя Аллаhа, и что они подражают ему. Тогда приезжий сказал: «Это не просто канатоходец, это вали Аллаhа, иначе вы не стали бы тут же повторять его действия». Это очень важно усвоить. Если мы хотим, чтобы за нами следовали и к нам прислушивались, то нужно направить сердца только к Аллаhу. Один вали Аллаhа говорил, что, когда домашняя скотина переставала ему подчиняться, он понимал, что ослушался своего Господа. Он говорил: «Если я не слушаюсь своего Господа, как животные могут слушаться меня?». Дети тут же начали копировать действия Хасан-устара, куддиса сирруху, потому что его сердце было направлено к Аллаhу. Поэтому все так быстро его полюбили.
В предисловии к книге «Сыфруль асна» написано про богобоязненность и праведность Хасан-устара, куддиса сирруху. Следует знать, что вали определяется не по караматам. Ибн Атаилля Искандери пишет в «Хикамах», что иногда Аллаh может одарить своего раба караматами, даже если этот раб не достиг праведности. Кашфу-карамат – это испытание для раба. Аллаh испытывает человека: не возгордится ли он из-за своих караматов, не собьется ли с пути… Пророк Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям, говорил, что поседел после ниспослания первых Аятов из суры «Худ». Почему Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, так сказал? Дело в том, что в этой суре есть Аят, смысл которого таков: «Будь праведным, как тебе было приказано, не отклоняясь ни вправо, ни влево, чётко следуй приказу». Имам Газали приводит такой пример: муравей, оказавшийся в огненном кругу, остановится в центре, ровно посредине, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Человек тоже должен оставаться в середине, никуда не отклоняясь.
Покончив с канатоходством, Хасан-устар, куддиса сирруху, продолжил изучать ильму. Он получал пользу как от алимов захира, так и от алимов батына. Книги Хасан-устара, куддиса сирруху, демонстрируют его красноречие. Он красноречиво разъясняет то, что не получилось разъяснить многим арабам.
Хасан-устар, куддиса сирруху, пришел в тарикат, после того как посетил одного из мюридов шейха Абдуррахмана Асави, куддиса сирруху. Он увидел, как этот мюрид делает сердечный зикр с двумя чётками, как это принято у накшубандийцев. Они поговорили про тарикат, про устазов, и Хасан-устар, куддисcа сирруху, захотел посетить Абдуррахмана Асави, куддиса сирруху, чтобы взять вирд. Перед встречей с Абдуррахманом Асави Хасан-устару приснилось, как в мечети течет чистая белая вода. Он понял, что в его поездке к устазу будет баракат. Когда Хасан-устар, куддиса сирруху, наконец встретился со своим устазом, шейх Асави, куддиса сирруху, сказал: «Я никогда не радовался так сильно, как сегодня, ведь сегодня я встретил тебя». Шейх Асави, куддиса сирруху, сказал так, потому что видел своим духовным оком (фираса), что Хасан-устар, куддиса сирруху, станет его преемником и обновит тарикат в Дагестане, а его книги принесут огромную пользу мусульманам как в Дагестане, так и во всём мире. В одном из Хадисов сказано: «Бойтесь фирасы, то есть духовного взора, верующего, потому что он смотрит нуром Аллаhа».
Хасан-устар, куддиса сирруху, прошел воспитание под наставничеством Абдуррахмана Асави, куддиса сирруху, который любил его как своего сына, довел до уровня муракаба сири и дал ему иджазу на наставничество. Хасан-устару, куддиса сирруху, не понравилось, что ему дали иджазу. Он даже возненавидел её, потому что понимал, что перед ним стоит непростая задача и что ему придется пройти через множество испытаний как в этом мире, так и в следующем. Хасан-устар, куддиса сирруху, скрывал иджазу в течение семи лет. Лишь после того как Абдуррахман Асави, куддисса сирруху, приказал ему наставлять мюридов, Хасан-устар, куддиса сирруху, занялся этим, потому что знал, что, ослушавшись устаза, он духовно погибнет.
Шейх Абдурахман Асави, куддиса сирруху, умер возвращаясь домой из повторного хаджа, в городе Джидда. Так Хасан-устар, куддиса сирруху, стал сиротой во второй раз. Сначала умер его отец, а потом – его устаз Абдуррахман Асави, который был преемником Джабраиля-афанди, который, в свою очередь, был преемником Махмуда-афанди, куддиса сиррухум. Получив весть о том, что его устаз умер, Хасан-устар, куддиса сирруху, глубоко опечалился.
В «Мактубат» приведено письмо Сайфулла-кади, куддиса сирруху, в котором тот выражает соболезнование Хасан-устару, куддиса сирруху, по поводу смерти Абдуррахмана Асави, куддиса сирруху. Сайфулла-кади и Хасан-устар хорошо относились друг к другу еще до того, как Хасан-устар стал мюридом Сайфулла-кади. Хорошие люди всегда хорошо относятся друг к другу, даже если один – на западе, а другой – на востоке. Хасан-устар, куддиса сирруху, не хотел получать иджазу, смирившись с ней лишь тогда, когда его заставили подчиниться. Он знал, что в одном из Хадисов, которые приводит имам Муслим, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал Абдуррахману Самарте: «Не стремись к власти. Если Аллаh даст тебе власть, о которой ты не просишь, Он поможет тебе. А если ты стремишься к ней, то Аллаh оставит тебя без Своей помощи». Хасан-устар, куддиса сирруху, знал и другой Хадис, который приводит Бухари: «Поистине, вы стремитесь к власти, но в Судный день будете сожалеть об этом». Хасан-устар, куддиса сирруху, понимал всю ответственность, которая возложена на него, он понимал, что в Судный День ему придется отвечать, и Аллаh дал ему тауфик, потому что Хасан-устар, куддиса сирруху, вовсе не стремился к власти.
Книга «Аль-Бурудж» которую он написал за две недели, уже будучи устазом, в полной мере показывает, каким тауфиком Аллаh его наделил. Мы изучаем эту книгу целый год под руководством муаллима! Это и есть божественное знание, которым был наделен Хасан-устар, куддиса сирруху. Когда Абдуррахмана Асави, куддиса сирруху, хоронили, собралось столько ангелов, что некуда было поставить ногу. Об этом пишет сам Хасан-устар в книге «Сираджу Садат».
Затем Хасан-устар переходит под наставничество Шуайба аль-Багини, куддиса сирруху. Аль-Багини – это село в Чародинском районе, однако Шуайб аль-Багини, куддиса сирруху, был родом из Хунзахского района, из села Буцари. Потом он переселился в аль-Багини. Его отца звали Идрисом. Шуайб аль-Багини довёл Хасан-устара, куддиса сиррухум, до уровня аль-Машрабуль Мухаммадия и покинул этот мир.
Обратите внимание: Хасан-устару, куддиса сирруху, дал иджазу Абдуррахман Асави, который, в свою очередь, получил её от Джабраиля-афанди, а тот – от Махмуда-афанди, куддиса сиррухум. Но после смерти своего первого устаза Хасан-устар, куддиса сирруху, ничуть не возгордился и продолжил обучение под наставничеством Шуайба аль-Багини, куддиса сирруху, хотя сам был не ниже его уровнем. Но он чувствовал свою ничтожность перед Аллаhом и считал себя ниже великих устазов, поэтому Аллаh так его возвысил.
После смерти Шуайба аль-Багини, куддиса сирруху, наставником Хасан-устара, куддисса сирруху, стал Сайфулла-кади, куддиса сирруху. Хасан-устар говорит, что сила воспитания Сайфулла-кади, куддиса сирруху, превышала силу воспитания его предыдущих наставников в 22 раза, ведь тот испил воды из двух великих духовных источников: Махмуда-афанди, куддиса сирруху, и Зияуддина Гумушханави, куддиса сирруху, великого алима по акыде, тасаввуфу и Хадису. Сайфулла-кади, куддиcа сирруху, получил иджазу от его маъзуна Зайнуллы Шарифи, куддиcа сирруху. Посмотрите, как Сайфулла-кади и Хасан-устар любили друг друга, несмотря на то, что один был лакцем, а другой аварцем. Когда люди делают что-то ради Аллаhа, никакого национализма быть не может. Сайфулла-кади любил Хасан-устара больше родного сына, больше других родственников. Это все можно узнать, прочитав «Мактубат» Сайфулла-кади, куддиса сирруху. Там всё это невероятно красноречиво описано.
Перейдем теперь к важнейшему вопросу: какие именно духовные реки впадают в Хасан-устара, куддиcа сирруху? Но сначала мы приведем строки Саида-афанди, куддиcа сирруху, из его Назмаби.
Кутбу своего времени, озаривший страну,
(Это обращение к Хасан-устару, куддиcа сирруху.)
Абу Мухаммад Ариф Хасан-афанди,
Получивший изну от аль-Асави,
Удивлявший алимов океан знаний.
Что значит «удивлявший алимов»? В Хунзахе был съезд алимов по вопросам тариката. Когда Бадруддин-афанди, куддиcа сирруху, приехал в Сирию, он рассказал нам об этом. Так вот, собралось много алимов, и каждый раз, когда задавали какой-либо вопрос по тарикату, муташейхи принимались перелистывать книги, постоянно путались и не могли найти ответ. А когда спрашивали Хасан-устара, куддиса сирруху, он тут же находил нужный ответ в книгах. Да и как могло быть иначе, ведь, читая его книги, мы видим, что он прекрасно знал те труды, на которые ссылался?! Мы еще увидим это, читая «Аль-Бурудж».
Далее Саид-афанди, куддиcа сирруху, пишет:
Второй изумруд – это Ахмад Талали
Через аль-Хафиза Шуайба аль-Багини.
Его называют аль-Хафизом, потому что он за 6 месяцев выучил Кур`ан наизусть. Иджаза на Иршад идет от шейха Талали. Таким образом, Шуайб аль-Багини получил иджазу от Ахмада Талали, куддиса сиррухум. Ахмад Талали – это маъзун Махмуда-афанди, куддиса сирруху. Хасан-устар, куддиса сирруху, черпает воду жизни из золотых желобов, и очевидно, что он наместник Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Ветви Асави и аль-Багини, куддиса сиррухум, восходят к Махмуду-афанди, куддиса сирруху.
И третий изумруд, источающий баракат, – это Мухаммад Закир.
Мухаммад Закир, куддиса сирруху, – это тоже маъзун Махмуда-афанди. Он учился у него, когда Махмуда-афанди, куддиса сирруху, сослали в Астрахань. В книге «Тухфатуль-Ахбаб» – книге восхвалений Махмуда-афанди, куддиса сирруху, – написано, что Мухаммад Закир Чистави, куддиса сирруху, достиг совершенства, по одному сообщению, за 20 дней, по другому, за год. Он был хорошо подготовлен. Если металл ровный, то кузнецу не нужно долго его выпрямлять. Хватает пары ударов. Зато над нами, такими кривыми, устазы работают долгие годы.
Затем Саид-афанди, куддиса сирруху, пишет:
Равхани дало иджазу – и он стал увайси.
Это случилось уже после того, как он вступил под воспитание живого устаза. Его истинный халиф – это Халид Сайфулла. У Сайфулла-кади, куддиса сирруху, есть и другая ветвь иджазы – от Зайнуллы Шарифи, куддиса сирруху, который получил иджазу от Зияуддина Гумушханави, тот – от Сулеймана Зухди, тот – от шейха Халида аль-Багдади, куддиса сиррухум. Хасан-устар, куддиса сирруху, не делал таваджух мюридам Гумушханави, пока тот был жив. Так он соблюдал адаб. Гумашханави, куддиса сирруху, озарил мир своими книгами и знанием. Он написал «Джами усууль аль-Авлияъ» (книгу по тарикату), многотомник «Шарх румууз аХадис». Также он написал несколько книг по акыде. У него была своя типография, где он печатал книги по тарикату и раздавал их тем, кто не мог себе позволить их купить.
Саид-афанди, куддиса сирруху, в том же назмаби говорит о Хасан-устаре, куддисса сирруху:
Чтобы понять, что ты наместник Пророка, солляллаху алейхи ва саллям,
Людям будет достаточно книги «Аль-Буруджуль Мушайядат».
И понять, что твоя грудь наполнена божественными знаниями, которые не получают через обучение, поможет книга «Сифр аль-асна».
Приведем ещё пару строк о книге «Аль-Бурудж», чтобы слушатель понял, о книге какого уровня идет речь. Закария аль-Ансари сказал следующее (эти слова приводятся в «Бахджату ссания»): «Чтобы сердце смягчилось, как лепешка, намазанная маслом, нет книги, равной «Ихья». Среди книг на аджаме, приблизившихся к «Ихья», я не знаю равной «Танбиху саликин». Не оставляйте книги по тарикату без внимания, ведь это войско из войск Аллаhа. Чтение книг о жизни шейхов, о жизни сподвижников, о жизни Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, не может не повлиять на человека. Такие книги удаляют от касавата и смягчают сердца.
За свою жизнь Хасан-устар, куддиса сирруху, написал 12 книг. По крайней мере, это то, что нам известно.
Первая книга – это «Танбиху саликин». Эта книга играет важную роль в том, чтобы муташейхи не могли обмануть людей. Хасан-устар, куддиса сирруху, написал её, потому что и в его время было много муташейхов.
Следующая книга – «Аль-Бурудж аль-Мушаяда».
Дальше идёт «Талхысуль-маариф».
Дальше – «Ас-Сифруль-Асна фи рабитатиль-Хусна». Эта книга посвящена рабите. Враги тариката часто критикуют тарикат в связи с рабитой. Но как можно не принимать рабиту, ведь даже в «Фатихе» есть Аят: «Веди нас прямым путем, путем тех, кем ты доволен». Как можно не представлять тех, кем Аллаh доволен?! Тема рабиты постоянно поднимается, потому что у людей нет понимания…
Следующая книга – «Сираджу Саадат». Это жизнеописание шейхов накшубандийского тариката.
Потом идут небольшие книги: «Ад-Дурату дайда фи радд аль-бидаа ва хава», «Файзу Рахман».
Потом книга фетв «Маджмуатуль-фатави».
Затем «Хуласатуль-адаб».
Далее – «Васаилуль- мюрид» – сборник писем, который сейчас известен как «Мактубат». Эта книга очень нужна и полезна мюриду.
Мухаммад Ясуби, куддиса сирруху, задавал много вопросов Хасан-устару , куддиса сирруху. Хасан-устар даже задумался, не много ли вопросов тот задаёт. Через какое-то время Мухаммад Ясуби, куддиса сирруху, принёс книгу и сказал: «Отец, я задавал столько вопросов, чтобы собрать вот эту книгу». Он собрал для нас ответы на свои вопросы и вопросы других. Это сокровища, которые нам оставили наши предки. Кто знает им цену, тот ценит, а кто не знает, тот не ценит.
И, наконец, последняя книга – «Сейр ва сулук».
АВТОР: Алихаджи аль-Кикуни аль-Чиркави