По свидетельству Посланника Аллаха (мир ему и благословение), являющийся одним из обладателей веры и мудрости, возвысивший истинную суть вероучения и унизивший приверженцев нововведений, внесший огромный вклад в сохранение именно веры, которую передают сподвижники от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и результат трудов которого не исчезнет до Судного дня, величайший ученый уммы, имам вероучения Ислама Абуль-Хасан Али Аш’ари родился в 260 году, в семье исламского ученого Абу-Бишра бин Исмаила.
Основание мазхабов
Убеждения сподвижников и табиинов были правильными и чистыми, благодаря встречам с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и близости ко времени посланничества. По этой причине среди них было очень мало разногласий. И ввиду того, что была возможность даже самое незначительное уточнить у тех, кто восхваляем Всевышним в Его Книге, и Посланником Аллаха в хадисах, не было необходимости составлять самостоятельные науки в области вероучений, хадисов, толкования Корана, тасаввуфа, одним словом – шариатских наук.
Позднее произошло следующее. С одной стороны, среди мусульман старались утвердить свое мнение об Исламе иудеи и христиане, с другой стороны, такие же усилия прикладывали толкующие Коран по-своему, веря в исключительную истинность своих идей. С третьей стороны наступали взвешивающие понятное и непонятное, известное и неизвестное на ложных весах «разума» философы-материалисты и софисты. Таким образом, влияние различных культур меняло истинное понимание веры у мусульман. И данное обстоятельство вынудило выдающихся ученых Ислама уточнить убеждения веры, которые были у сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и передать их последующим поколениям.
Тщательно проанализировав тексты Корана и хадисов, они доказали ложность неправильных воззрений и указали на основы и правила, которые содержатся в убеждениях сподвижников лучшего из всех творений, показали их истинность, развеяли сомнения несведущих людей, объяснили незначительные разногласия среди сподвижников во второстепенных вопросах веры, разделили убеждения по классам, создали разделы, упорядочили их.
Словом, создали мазхабы, ибо все вышеуказанное и означает – создать мазхаб! Среди тех ученых, кто выполнил эту работу в совершенстве, были Абуль-Хасан Али Аш’ари и Абу-Мансур Матуриди. Абу-Мансур завершил огромный труд, который начал имам Абу-Ханифа и его выдающиеся ученики. Имам Аш’ари всю работу проделал сам. Они жили в одну эпоху, но в работе разногласий получилось меньше, чем в двадцати второстепенных вопросах, большая часть из которых – словесного характера. Например, когда можно говорить «иншааллах, я мусульманин» (если угодно Аллаху, я мусульманин), или же блага неверующего – являются ли таковыми, так как упрочат его в неверии и тому подобных вопросах.
Аш’ариты и матуридиты
Со времени основания имамами Аш’ари и Матуриди мазхабов их последователей стали называть аш’аритами и матуридитами.
Большая часть приверженцев четырех мазхабов являются последователями имама Аш’ари в вопросах вероубеждения, и об этом свидетельствуют слова выдающегося ученого шафиита Изза бин Абдуссалама, которого называли повелителем ученых, а также знаменитого ученого маликитского мазхаба Ибн-Хаджиба, и корифея наук ханафитского мазхаба – Хасири.
Когда еще имам Абульхасан был маленьким, умер его отец Исмаил. Сам Исмаил тоже был ученым, придерживающимся пути ахлю-сунна. Перед смертью Исмаил завещал известному ученому, имаму в науках фикх и хадисов Закарие ас-Саджи присмотреть за сыном и воспитать его. Закария ас-Саджи придерживался шафиитского мазхаба, и впоследствии передал имаму Абульхасану большое количество хадисов, которые тот использовал в толковании к Корану в 50 томах.
Имам Абульхасан Али рос во второй половине 3 века по хиджре. Это было время расцвета противоречий в политике и идеях. В течение его жизни поменялось шесть халифов:
1. Аль-Му’тамид ‘ала-ллах (256–279 гг. х.).
2. Аль-Му’тазид (279–288).
3. Аль-Муктафи би-ллах (288–295).
4. Аль-Муктадир би-ллах (295–320).
5. Аль-Кахир (320–322).
6. Ар-Рази (322–332).
При жизни имама персидские правители – бану Бувейх – отобрали власть у аббасидов, но аббасиды оставались духовными предводителями мусульман.
При его жизни негры сделали политический переворот (революцию) на территории между Шамом и Бахрейном, бесчинствовали курмути (ортодоксальная группа – шииты).
Отречение от му’тазилизма
Абульхасан Али до сорока лет придерживался взглядов му’тазилизма и был их имамом. В этом он следовал за Абу-Али Джубаи – большим ученым среди му’тазилитов. Абу-Али был женат на матери будущего имама. Абульхасан всегда отличался высоким мастерством в ведении диспутов, а Джубаи был силен в письменности. Если кто-либо приходил к Джубаи на диспут, он назначал вместо себя Абульхасана.
Но Аллаху было угодно направить Абульхасана Аш’ари на путь истины, Сам имам Аш’ари рассказывал так: «Однажды во время урока я задал Джубаи вопросы, и он не дал ответов, которые бы меня удовлетворили. Ночью в душе возникло нечто вроде неприязни к моим убеждениям. Я встал, помолился и попросил Аллаха направить меня на путь истинный. Затем лег спать. Это было начало месяца Рамазан. И я увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он сказал мне: «О Али, следуй тем убеждениям, которые переданы от меня – они правильные». Я проснулся. Увиденное сильно озадачило, и я долго размышлял над ним. Где-то в середине Рамазана я вновь увидел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) во сне, он спросил: «Что ты сделал с моим велением?».
Я ответил: «Я не знаю, что делать: люди, которые передавали от тебя убеждения, и на которых можно полагаться, умерли». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Помогай тем убеждениям, которые переданы от меня – они правильные». Я проснулся и меня охватила печаль. Затем появилась стойкая решимость отвернуться от науки «калям» и заниматься только лишь Кораном и хадисами. А когда наступила 27 ночь Рамазана, я находился в мечети. Обычаем нашего города (Багдада) было собираться в мечети на 27 ночь Рамазана и до утра заниматься богослужением – читать Коран, совершать намазы. Я боролся со сном, понял, что не смогу бодрствовать и пришлось пойти домой. Сокрушаясь невозможности провести ночь в мечети, я лег спать и вновь увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он спросил: «Что ты сделал с моим велением?». Я ответил ему: «Я отвернулся от науки калям и придерживаюсь только речи Всевышнего и твоей сунны».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я не приказывал тебе отвернуться от науки калям, а велел помочь убеждениям, которые передают от меня люди, эти убеждения правильные». Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Как же я оставлю путь, убеждения и доказательства которого я изучал в течение тридцати лет, только лишь из-за увиденного сна?».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Если бы я не знал, что сам Всевышний тебе поможет, не встал бы с этого места, пока не разъяснил бы тебе их основы. Ты словно считаешь мой приход сном…[1]. Неужели ты думаешь, что и посещение меня ангелом Джабраилом было сном?! Отныне ты не увидишь меня, призывающим к этому же. Поэтому старайся выполнить то, что я велел, тебе поможет Сам Аллах!». Я проснулся и понял, что увиденное мною – истина и начал искать доказательства совершения шафаата (заступничества) Пророком (мир ему и благословение) в ахирате, возможности увидеть Всевышнего глазами и других убеждений, которые передают от Посланника Аллаха».
«Му’тазилиты ходили с высоко поднятой головой, пока Всевышний не направил на истину имама Аш’ари, он же их загнал в чашечку сезама». (Имам Абу-Бакр ас-Сайрафи)
После случившегося имам Аш’ари не выходил из дому 15 дней. На 16-й день он пришел в большую мечеть города и, встав на табуретку, воскликнул: те, кто меня знает, и узнали, а тем, кто меня не знает, говорю: я, Али Абульхасан – сын Исмаила. Я до сих пор говорил, что Коран является сотворенным, что Всевышнего невозможно увидеть, и что я сам совершаю плохие деяния… Сейчас я каюсь во всем сказанном, и отказываюсь от убеждений му’тазилитов также, как отказываюсь сейчас от этой одежды, – и сняв с себя халат, продолжил, – раньше, когда я не мог отличить истину от лжи, я попросил Аллаха направить меня на истинный путь, и Он направил на истину, которой придерживались сподвижники, и я изложил ее в этих книгах». Сказав так, алим отдал людям книги «Лума» и «Кашфуль асрар ва хаткуль асрар».
Абу-Сахль Ас-Сулуки говорит: «Мы вместе с имамом Аш’ари посетили маджлис [2] ученого в Басре, и имам дискутировал там с му’тазилитами. Их там было много. Когда имам побеждал в споре одного, приходил другой. В конце концов уже никто не мог противостоять имаму. Когда мы во второй раз пришли на маджлис, из му’тазилитов никого не было. И, оставшись наедине с Алави, имам сказал мне: «Напиши на двери: му’тазилиты убежали».
Имам Абу-Бакр ас-Сайрафи говорил: «Му’тазилиты ходили с высоко поднятой головой, пока Всевышний не направил на истину имама Аш’ари, он же их загнал в чашечку сезама».
Аль-хафиз Ибн-Асакир в книге «Табйинуль Кизбиль муфтари» пишет: «Если кто-либо спросит: может ли человек отвернуться от ошибочного нововведения, которого придерживался большую часть жизни, и примет ли Аллах его покаяние? Если даже его покаяние примется, не будет ли он презираем Всевышним? Мы ему ответим: «Эти слова не имеют под собой основы и бездоказательны. Ибо грех ошибочного нововведения не больше, чем грех многобожия. А если кто так говорит, то он лжец. Всевышний принимает и христианина, и иудея, принявших Ислам. Также, если кто-либо из мусульман отвернулся от Ислама, а затем вернулся к нему, того тоже принимает Аллах. И также, если кто-либо вырос и жил в неверии, а затем пришел к истинной вере, то и его принимает Создатель…
И разве после этого невозможно принятие Всевышним покаяния у приверженца ложных нововведений, который не вышел за рамки Ислама?!
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Поистине, Аллах не прощает приравнивание к Нему кого-либо (ширк) и (если от него отвернется и не покается) и прощает меньше этого тому, кому Он пожелает».
Всевышний, который принимает покаяние того, кто совершил непростительный грех, отвергнет ли покаяние приверженца нововведений, который не отрицал Создателя и не приравнивал Ему никого?! Большая часть исламских ученых говорит, что Всевышний принимает покаяние даже у зиндика, целью которого было разрушение Ислама, который отрицает Создателя, Судный день, и придерживается грязных убеждений. А приверженец нововведений не отрицает величия Аллаха, но по причине недальновидности, самолюбия и невежества попирает обязанности. Мы знаем множество великих ученых, которые вначале ошибались, а затем пришли к истине.
Поистине, большая часть сподвижников была в вере многобожия, затем они стали выдающимися личностями в Исламе, имамами истинной веры. Были подобные случаи и среди тех, кто пришел после сподвижников. Например, Абу-Савр говорит: «Я, Исхак бин Рахавия и Хусейн Карабиси (он перечислил, помимо этих трех, еще многих иракских ученых) придерживались ложных нововведений, пока не увидели имама Шафии». Абдуллах Фасави передавал от Абу-Савра: «Когда имам Шафии приехал в Ирак, ко мне пришел Хусейн Карабиси. Мы тогда, если находили противоречия между разумом, Кораном и хадисами, то считали (не совсем правильном толковании) разум более правильным, и Карабиси сказал мне: «Сюда пришел человек, который опирается только лишь на хадисы Пророка (мир ему и благословение), пойдем, подшутим над ним». Мы пришли к Шафии, и Хусейн задал ему вопрос. Отвечая на него, имам Шафии не переставал говорить: «Аллах сказал…», «Посланник (мир ему и благословение) сказал…», «Аллах сказал…», «Посланник (мир ему и благословение) сказал…», пока не потемнел белый свет. И мы отказались от заблуждений и последовали за имамом Шафии».
В конце каждого столетия приходят обновители веры
В достоверном хадисе, переданном от Абу-Хурайры, говорится: «В конце каждого столетия Всевышний посылает умме обновителя веры» (Табарани, Байхаки, Абу-Давуд, Хаким). То есть, Создатель посылает ученого, который объясняет людям, что есть сунна, а что – вредное нововведение. Его знания так огромны, что на них часто указывают, он сведущ в эзотерических и экзотерических (захир и батын) науках веры. Польза от этого ученого распространяется на всех мусульман, и при его жизни заканчивается столетие (по лунному календарю). Некоторые понимают, толкуя хадис, что такой ученый может быть только один. Но такое мнение ошибочно, ибо в оригинале говорится: «манн юджаддиду лаха динаха», что может в равной степени означать: «того, кто обновит им их веру» и «тех, кто обновит им их веру». Следовательно, в конце столетия может быть как один обновитель веры, так и несколько.
Некоторые ученые, в частности, Захаби считал, что обновителей веры в конце каждого столетия бывает несколько. Опираясь на хадис, ученые указали обновителем веры в конце первого столетия Умара бин Абдулазиза, а в конце второго – имама Шафии. Обновителями веры в конце третьего столетия являются имам Аш’ари – в науке вероучения, Насаи – в науке хадисов и Ибну Сурайж – в фикхе шафиитского мазхаба. И среди них на самом высоком уровне находится имам Аш’ари, ибо наука вероучения является самой важной из всех наук исламской веры.
В конце четвертого столетия обновителями веры указаны: Исфирайини, Сулуки, Бакиллани, Ширази. Обновителем веры пятого столетия является худжат уль-Ислам имам Газали. В шестом – Фахру Рази и Аль-Хафиз Абуль-Гани, в седьмом – Ибн Даких Аль-Ид, в восьмом – Булкини и Ираки и так далее. Вопрос обновителей веры – отдельная тема. Мы хотим тут отметить, что обновителем третьего века, на которого указывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), является Абульхасан Али Аш’ари, который искоренял вредные нововведения и призывал к пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение), тем самым возвысив Ислам. Да смилуется над ним Аллах! Амин.
Диспут с Джубаи
Всевышний сотворил человека и послал его на землю, дав право выбора – истина или ложь, добро или зло. И в зависимости от сделанного выбора Творец наказывает или награждает.
Всевышний не взялся оберегать человека от совершения зла. Ведь в таком случае земная жизнь человека не была бы испытанием на право вечной жизни. Му’тазилиты утверждали, что Всевышний обязан давать нечто более целесообразное человеку. Однажды, утверждавшему так Абу-Али Джубаи имам Аш’ари задал вопрос: «Что ты скажешь о троих, один из которых умер в младенчестве, второй умер неверным после того, как встал взрослым, а третий – вырос, был хорошим верующим и умер. Что будет с ним в день Суда?». Джубаи ответил: «Умерший в младенчестве попадет в Рай, тот, кто был после совершеннолетия неверным, попадет в Ад, и тот, кто был хорошим верующим, получит высокие степени в Раю».
«А если ребенок спросит Творца: «О Всевышний, было бы более целесообразным оставить меня до совершеннолетия, чтоб и я совершил благие деяния и получил высокие степени в Раю?» – спросил имам Аш’ари. Джубаи ответил: «Всевышний скажет, что Он знал, если бы тот вырос, то стал бы плохим человеком, и потому было более целесообразно умереть ему маленьким». Тогда имам Аш’ари снова спросил: «А если взрослый, ставший неверным, спросит Всевышнего: «О мой Господь, Ты же знал, что я совершу, почему же Ты не умертвил и меня в младенчестве?». Джубаи не нашел, что ответить. Тогда имам Аш’ари воскликнул: «Ты не можешь взвесить решения Аллаха весами му’тазилитов!».
Книги, составленные имамом Аш’ари
Имам Аш’ари составил более трехсот книг, вот некоторые из них: «Аль-‘амду фи рруяти», «Аль-фусулю фи ррадди ‘алал мулхидин», «Аль-муджиз», «Имамату-Ссидик», «Халкуль ‘амаль», «Аль-Истита’а», «Ассифат», «Арруят», «Аль-Асмау валь ахкам», «Аррадду ‘алал муджассимат», «Аль-Изах», «Аллума’у ссагир», «Аллума’уль-кабир», «Ашшарху ва ттафсил», «Аль-мукаддима», «Аннакзу ‘алал Джубаи», «Аннакзу ‘алал Балхи», «Макалятуль мулхидин», «Аррадду ‘ала Рраванди». Имам Аш’ари также составил толкование к Корану в 50 томах.
Некоторые труды были искажены последователями ложных учений, такая участь постигла книги «Аль-ибана» и «Hисаляту ахли ссугур», но это уже тема для отдельного разговора.
Да поможет нам Аллах истину видеть истиной и ложь ложью! Амин.
[1] В достоверном хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Кто увидел меня во сне, тот увидел меня, поистине, сатана не может принять мое обличье» (Муслим).
[2] Маджлис – место ученых собраний и диспутов.