Мечеть имени Утыз-Имяни в Казани
ГАБДРАХИМ УТЫЗ-ИМЯНИ: как совершенствовать душу
Многие выдающиеся татарские богословы посвящали свои труды вопросам тасаввуфа. Одним из таких учёных является Габдрахим Утыз-Имяни (1754-1834).
Он рассматривает проблемы суфизма в следующих трактатах: «Сайф ас-сарим» («Острый меч»), «Инказ ал-халикин» («Спасение погибающих») и «Джавахир ал-байан» («Жемчужины разъяснений»).
Для Утыз-Имяни суфизм в целом и накшбандийский тарикат в частности – это органичное продолжение Сунны, пути Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение).
В своей книге «Джавахир ал-байан» он приводит следующую цитату из «Мактубат» имама Раббани: «Знай, что накшбандийский тарикат является путем сподвижников (пророка Мухаммеда), да будет доволен им Аллах, они в данном случае ничего не убавили и не добавили. Этот путь является продолжением явных и скрытых богослужений. Он призывает следовать Сунне, придерживаться наиболее трудных и объемлющих законоположений, оставлять бидʻа и более лёгкие законоположения и ощущать постоянное существование Аллаха».
«Сайф ас-сарим» («Острый меч») Габдрахим Утыз-Имяни пишет, что перед тем как перейти к исправлению и совершенствованию души необходимо изучить законы шариата.
Он приводит следующий отрывок из книги Суфи Аллахияра «Мурад ал-ʻарифин» («Цель познавших [Аллаха]»): «Тасаввуф – это знание о состоянии, которое связано с деяниями человека. Правильное состояние может быть только у того, кто совершает правильные деяния. Правильные деяния – это соблюдение законов шариата, а правильное состояние – это [духовная] чистота. Тот, кто не заботится о своих деяниях, никогда не достигнет правильного состяния [души]».
В этой же книге Утыз-Имяни поясняет, что истинные суфии строго соблюдают предписания шариата. Приводя цитату из комментария к книге Абу Бакра ал-Калабади «ат-Таʻарруф» он утверждает:
«Путь суфиев заключается в том, что они избирают наиболее сложные положения шариата. Если среди факихов по какому-либо вопросу есть разногласия, например, одни выносят фетву о том, что определённое деяние является дозволенным, а вторые недействительным, то суфии избирают второй вариант, так как это способствует исполнению фарда, которым является уверенность в деяниях. Если одни факихи выносят фетву о дозволенности какого-либо деяния, а другие о запретности, то суфии избирают запретность и воздерживаются от него. Ведь оставление дозволенного не приносит вреда, а совершение запретного влечет за собой грех».
Габдрахим Утыз-Имяни кроме множества своих оригинальных стихотворных произведений и трактатов написал комментарии и словари к таким известным произведениям по тасаввуфу как «Ихья ʻулум ад-дин» имама ал-Газали, и «Маснави» Джалаладдина Руми.
Н.Сабиров. Тасаввуф.
Источник: islam-today.ru