19.04.2024

АБУ БАКР АШ-ШИБЛИ —
«КОРОНА СУФИЗМА»

..Аш-Шибли, Абу Бакр Дулаф бин Джахдар (бин Джа’фар) (861–946) — багдадский суфий. Родился в деревне Шиблиййа возле города Самарра в Ираке. Шибли был тюркского происхождения, его предки переехали в Ирак с территории княжества Ушрусана, располагавшегося между современными Худжандом и Самаркандом в Средней Азии.

Согласно некоторым историческим данным, отец Шибли занимал должность великого хаджиба[1] при дворе аббасидского халифа (Хатиб, XIV, 389). По другой версии, что на наш взгляд более верно, отец Шибли занимал высокую должность в тюркском военном сословии Самарры, являвшейся в то время средоточием тюркских воинов, которых Аббасиды охотно нанимали на воинскую и государственную службу. Сообщается также, что родной дядя Шибли руководил египетской Александрией, до 935 года, как и вся территория Египта, входившей в состав халифата Аббасидов.

Относительно настоящего имени Шибли нет точных данных. Саррадж[2], Калабази[3] и Худжвири[4] утверждают, что Шибли звали Дуляф бин Джафар, Сулеми[5] считает, что его звали Джафар бин Юнус. По его мнению, этим именем к Шибли обращался его друг Хусейн аш-Шафии и это имя указано на надгробии Шибли (Табакат, с. 337). Слово «Шибли» является нисбой (араб. نسبة — «отношение», «связь») — частью арабо-мусульманского имени, указывающую на место рождения человека.

Шибли рос с детьми принцев и чиновников, получил хорошее образование. Во время регентства Абу Ахмада аль-Муваффака Талхи ибн Джафара[6] Шибли находился с ним в дружественных отношениях. Это обстоятельство и принадлежность к тюркскому военному сословию обеспечило ему стремительный рост по карьерной лестнице. Он выполнял функции хаджиба, позже был назначен губернатором провинции Дуваменд на южном побережье Касписйского моря (Хатиб, XIV, 389).

Однажды, будучи на посту губернатора Дуваменда, Шибли по поручению халифа прибыл в Багдад. После аудиенции халиф подарил Шибли дорогой плащ. Возвратившись в Дуваменд, в один из дней Шибли, чихнув, вытер свой нос и рот рукавом плаща, подаренного халифом. Об этом сразу доложили государю. Узнав об этом, халиф приказал конфисковать халат и освободить Шибли от должности. Тогда Шибли, поразмыслив, сказал: «Если человека лишают должности из-за того, что он использовал одежду, подаренную халифом вместо носового платка, то какого отношения достоин раб, который использует «плащ» Аллаха вместо носового платка? (В данном случае под словами «плащ Аллаха» подразумеваются познание и любовь, которыми Аллах наделяет своих рабов.) Придя к халифу, Шибли не стал просить восстановления его в должности, хотя халиф ждал именно этого. На вопрос халифа о том, почему он отказывается продолжать карьеру государственного чиновника, Шибли ответил: «О халиф! Ты, будучи Божьим рабом, проявил недовольство тем, что неуважительно обошлись с подаренным тобою плащом, так какого отношение Аллаха, властелина миров ко мне, когда я использую любовь и познание, дарованное Им как носовой платок, служа Его созданию?»

Уйдя с государственной службы, Шибли направился к шейху Хайру ан-Насаджу[7]. По сообщениям Худжвири, Хайр ан-Насадж, испытывавший большое уважение к Джунейду аль-Багдади[8], являвшегося на тот момент самым лучшим знатоком суфизма, направил к нему Шибли (Кашфуль-махджуб, с. 259). В суфийской литературе существует подробный рассказ, повествующий о том, как аль-Багдади принял Шибли в ряды своих учеников.

Джунейд аль-Багдади принял, направленного шейхом Хайр ан-Насаджем Шибли как принимал всех остальных своих посетителей. Когда Шибли сказал шейху о том, что он хочет стать его учеником, аль-Багдади сказал ему: «Иди, продавай дрова!»

В течение года, повинуясь своему будущему наставнику, Шибли продавал дрова. Этот год прошёл на пыльных улицах Багдада, наполненных насмешливыми детьми и женщинами, смотрящими на бывшего государственника с сарказмом.

По прошествии года Шибли вновь пришёл к аль-Багдади. Шейх сказал ему: «Твои мысли до сих пор наполнены любовью к мирскому». Аль-Багдади приказал Шибли ещё в течение одного года выполнять тяжёлую работу. Так бывший губернатор большой провинции очищал места омовения, мыл посуду, поливал сад.

По окончании года, Шибили пришёл к шейху. Аль-Багдади сказал: «Этот год работай здесь». По прошествии третьего года аль-Багдади поинтересовался у Шибли его делами и его духовным состоянием. Шибил сказал: «Больше я не чувствую себя выше других людей». На это аль-Багдади сказал: «Вот теперь ты спас себя».

После трёхлетнего испытания Шибли стал полноценным учеником аль-Багдади. Он проникся идеями суфизма, став самым передовым учеником своего шейха. Джунейд впоследствии сказал о нём: «У каждого общества есть своя корона, короной суфизма является Шибли». Таким образом, шейх указал на степень, которой достиг его ученик в изучении суфизма. В этой связи Абу Абдулла Мухаммад ар-Рази[9] сказал: «Я не видел никого более знающего среди суфиев, чем Шибли». После смерти Джунейда аль-Багдади Шибли возглавил братство, воспитав большое количество последователей.

Наряду с суфизмом Шибли также изучал исламское право и хадисоведение. Он наизусть выучил труд имама Малика «Муватта». Он брал знания по исламским наукам у более чем пятисот шейхов. Однако в итоге он пришёл к мнению, что эти науки недостаточны для полноценного понимания духовной составляющей ислама. Он считал, что истинной наукой является божественный фикх, раскрывающий вопросы взаимоотношений раба и Создателя. Шибли утверждал, что он не нашёл учителя, который бы обучил его этой науке (Саррадж, с. 486). Он советовал своим последователям читать Коран, погружаясь в глубокое размышление о смыслах аятов. Сообщается, что таким способом он сам за 43 года смог прочесть лишь одну четвёртую Корана (Хатиб, 14, 392). Его отрицательное отношение к классическому хадисоведению и исламскому праву в последующем были переняты отдельными направлениями внутри суфийского течения.

Абу Бакр аш-Шибли осмыслил и дал своё разъяснение относительно всех аспектов суфизма, таким образом, внеся большой вклад в становление суфийского понимания ислама как самостоятельной науки. А. Дж. Арберри[10] называет Шибли передовым мыслителем суфизма X века и одним из его теоретиков (Тасаввуф, с. 61). Взгляды Шибли упоминаются во всех классических трудах по суфизму. Отличительными особенностями его идей являются особый путь познания Аллаха и собственное понимание единобожия. Согласно Шибли, начало суфизма – это познание Аллаха, конечная точка – единобожие. Истинное познание оберегает человека от всего кроме Аллаха. Познавший истину не будет произносить никаких речей, кроме речи Аллаха и не будет смотреть ни на что кроме как духовно лицезреть Всевышнего. Познание – это тропа, ведущая к пути, который приводит к Аллаху. Важным аспектом на этом пути является проявление любви к Создателю. Согласно Шибли, через этот путь суфий достигает главной цели суфизма – истинного единобожия. Он считал, что пока человек не одолеет своё эго, он не сможет достичь единобожия.

Познать и дать определение Богу, по мнению Шибли возможно только с помощью определений, которые Он сам применяет по отношению к себе. «Тот, кто пытается объяснить единобожие словами, тот атеист. Тот, кто пытается сделать это жестами – двоебожник. Тот, кто считает, что достиг Бога, не достиг ничего. Тот, кто говорит о Боге – беспечный. Тот, кто думает, что близок к Богу, далёк от него. Единобожие – это непрерывное чувство любви, испытываемое рабом по отношению к Богу. Это абсолютная преданность Богу и безграничное упование на Него».

Согласно Шибли, знание и дела – это неразрывные понятия. Условием действия является искренность. Прозрение истины, дарованное пророкам намного величественнее прозрения, даруемого угодникам Бога. Если бы Аллах даровал угодникам хотя бы частичку прозрения, которое Он даровал пророкам, то они перестали бы быть святыми угодниками и стали бы пророками.

Шибли, рассуждая о жизни и поклонении говорил: «Делай для мирского столько, сколько нужно, чтобы оставаться в мирской жизни. Делай для вечности столько, сколько нужно, чтобы оставаться в вечной жизни. Поклоняйся Богу столько, насколько ты нуждаешься в нём. Совершай грехи столько, насколько ты готов стерпеть адские муки».

Шибли был известен своим современникам практикой шатхии, включавшей в себя сжигание дорогих одежд, благовоний, самоистязаний, повышенную эмоциональность и состояние экстаза. Одна из глав книги Сарраджа «аль-Люма» посвящена этому вопросу (с. 478-491). Автор подробно разбирает ряд эксцентричных действий Шибли и пытается раскрыть их значение с точки зрения духовной практики суфизма. В книге, в том числе, указывается, что первооткрывателем шатхии был близкий друг Шибли Халладж Мансур, которого в итоге власти казнили. При этом отмечается, что даже во время казни Шибли не покидал своего друга, а впоследствии часто говорил: «Я и Халладж были одним целым. Меня спасло моё сумасшествие, его уничтожил его разум». Таким образом, автором высказывается мнение, что подобное нестандартное поведение Шибли спасло его от карательных мер правительства, направленных против движения крайних суфиев, вольно трактовавших религиозные устои мусульманского общества того времени. Часть исследователей также отмечает, что, возможно Шибли в отличие от Халладжа и подобных им деятелей не подвергся ликвидации из-за своего высокого происхождения и статуса госслужащего, которым он обладал до того как погрузился в суфизм.

Экстравагантный для своего времени суфий Шибли оказал огромное влияние на весь последующий процесс развития суфизма. Его особое понимание священных текстов, духовная практика и взгляды находят отражение практически во всех трудах средневековых и современных авторов по суфизму. Отдельный интерес вызывает поэтическое наследие Шибли. Его стихи, переполненные глубоким философским смыслом стали источником вдохновения для многих кто ступил на путь познания истины. Такие гиганты суфийской богословской мысли как Мухйиддин Ибн аль-Араби и Джалалуддин Руми в своих произведениях часто ссылаются на поэзию Шибли, который занимает достойное место в цепочке духовной преемственности таких тарикатов как Кадириййа, Мевлевиййа, Рифаиййа и Шазалиййа.

Бывший государственный деятель Абу Бакр аш-Шибли в молодом возрасте, оставивший мирскую суету и посвятивший себя пути познания истины скончался в 946 году в Багдаде в возрасте 87 лет. Его могила находится на древнем кладбище Хайзуран в старинном районе Азамия, где похоронено множество учёных исламской уммы, в том числе, имам Азам Абу Ханифа. Могила Шибли, как и могилы других известных духовных наставников средневековья почитается членами суфийских тарикатов Багдада и других городов Ирака.

 


[1] Хаджибуль-худжаб — третья по значимости должность в государстве Аббасидов после правителя и визиря. Официальной обязанностью хаджибуль-худжаба было охранять халифа, контролировать дворцовых служителей и организовывать церемонии.

[2] Абу Наср Абдулла бин Али бин Мухаммад ас-Саррадж ат-Туси (у. 988). Автор книги «аль-Люма», в которой подробно описаны основы суфизма.

[3] Абу Бакр Таджуль-ислам Мухаммад бин Абу Исхак Ибрахим бин Якуб аль-Бухари аль-Калабази (у. 990). Учёный в области исламского права, хадисоведения и суфизма. Автор одного из главных средневековых трудов по суфизму «ат-Тааруф».

[4] Абуль-Хасан Али бин Усман бин Аби Али аль-Джулляби аль-Худжвири (у. 1072). Автор книги «Кашфуль-махджуб», которая включает в себя биографию главных суфиев средневековья.

[5] Абу Абдуррахман Мухаммад бин аль-Хусейн бин Мухаммад ас-Сулями (у. 1021 Нишапур, Иран). Толкователь Корана, хадисовед.

[6] Абу Ахмад аль-Муваффак Талха ибн Джафар (842 — 5 июня 891) — военачальник, регент Багдадского халифата. Один из младших сыновей халифа аль-Мутаваккиля. После смерти его отца началась анархия в Самарре, халифов возводили на престол тюркские войска. Абу Ахмад близко сошёлся с тюркскими военачальниками и заслужил авторитет среди них. Возглавлял войска своего старшего брата Аль-Мутазза против Аль-Мустаина, выступившего против тюрок. При халифе Аль-Мутамиде Абу Ахмад был назначен губернатором восточной половины Халифата. В 875 году Абу Ахмад возглавил администрацию в Багдаде и вскоре, фактически отстранив от власти слабого Аль-Мутамида, стал управлять страной.

[7] Абуль-Хасан Мухаммад бин Исмаил аль-Багдади (817, Самарра-934, Багдад). Суфий, аскет.

[8] Абу́-ль-Ка́сим аль-Джуна́йд ибн Муха́ммад аль-Багдади (араб. ابو القاسم الجنيد ابن محمد الخزاز القواريري البغدادي ‎, перс. جنید بغدادی‎; род. в промежутке 816—826, или 201—210 по Хиджре, Багдад — ум. около 909, там же). Суфий.

[9] Абу Мухаммад Абдулла бин Мухаммад бин Абдулла ар-Рази аш-Шаарани (умер 964). Известный суфий из Нишапура (Иран). Обучался суфизму в Багдаде.

[10] Артур Джон Арберри (1905-1969) — британский востоковед. 

Источник:  alhakk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *