24.04.2024

КАК ИМАМ АБУ ЮСУФ СТАЛ ШЕЙХОМ 

Хотелось бы также упомянуть о Абу Юсуфе (р.а), который изучал право у Абу Ханифы (р.а), был из очень бедной семьи и, проводя много времени со своим учителем, не мог помогать семье зарабатывать на жизнь. Даже отец однажды забрал его из медресе и отдал работать на рынок. И когда Абу Ханифа не обнаружил его утром на занятиях, пришел к нему домой и уговорил отца отпустить сына учиться, пообещав при этом возместить ту прибыль, которую мог бы приносить Абу Юсуф, если бы работал на рынке. И сказал отцу: «Я обучу его так, что он будет лакомиться миндальной халвой с фисташками на царском столе».

После этого Абу Ханифа дал ему мешочек с 100 дирхемами и сказал: «Когда закончатся деньги, скажи мне, я тебе еще дам, но не оставляй учебу».

И за все время Абу Юсуф и рта не раскрыл, чтобы попросить денег, но Абу Ханифа давал ему сам, еще до того как заканчивались его деньги. И таким образом, Абу Юсуф стал учиться и постигать законы шариата, вероубеждений, историю и тафсир и другие науки.

Абу Ханифа возлагал на него большие надежды, и готовил его к тому, чтобы он занял его место после смерти. Фазл Ганим рассказывал, что однажды Абу Юсуф сильно заболел. Многие думали, что он умрет. И сильнее всех печалился Абу Ханифа, так как то, что он строил годами, рушилось перед его глазами. Он постоянно посещал его, и посетив его в последний раз, увидел что он очень ослаб и сожалея сказал: «Я надеялся, что после меня для мусульман останешься ты, но если ты умрешь, то пропадет очень много знаний».

Абу Юсуф выздоровел и через несколько дней вышел из дома, чтобы идти на урок Абу Ханифы.

Конечно, Абу Юсуф тех слов Абу Ханифы не слышал, но так как с учеными были постоянно люди, кто-то из них встретившись Абу Юсуфу по дороге, рассказал ему об этом.

Абу Юсуф очень обрадовался, и, посчитав себя уже шейхом и ученым, пришел в мечеть и собрал свой кружок, и начал давать уроки по фикху (праву).

Абу Ханифа усмехнулся этой новости и отправил к нему одного человека и сказал:

— Задай ему вот этот вопрос и как бы он не ответил, скажи ему: «Ты ошибся».

Этот человек подошел к Абу Юсуфу и спросил у него: «Один человек отдал укоротить чапан портному. Придя на следующий день, он обнаружил, что портной присвоил его чапан и не собирается его отдавать. Он позвал полицию, описал свой чапан и они, обнаружив его у портного, спросили его о хозяине этого чапана. Портной не стал отпираться и сказал, что хозяином является этот человек. Чапан уже был укорочен. Надо ли этому человеку заплатить портному за работу?»

— Конечно, надо, он же сделал свою работу, — ответил Абу Юсуф.

— Ты не прав, — сказал ему спрашивающий.

— Ну да, вообще-то, он же хотел его украсть, — согласился Абу Юсуф.

— Ты опять не прав, — сказал ему тот человек.

Абу Юсуф все понял и подошел к Абу Ханифе, урок которого был на другой стороне огромной Багдадской мечети.

— О, учитель, скажи мне ответ, — взмолился он. Абу Ханифа даже не посмотрел на него. И лишь закончив урок, в уединении сказал ему:

— Ты же шейх, великий ученый, разве не знаешь ответа? Имам, у которого отдельный кружок не знает вопросов найма? Слушай. Если портной укоротил одежду по своему размеру, значит, он сначала украл и только потом укоротил для себя и не заслуживает оплаты. Если же размер чапана соответствует его хозяину, то значит, портной сначала сделал свое дело, а только потом решил украсть этот чапан и имеет право на оплату. Поэтому, тебе еще надо учиться, не оставляй нас, Абу Юсуф. И Абу Юсуф продолжал учиться у Абу Ханифы и не оставил учителя до самой его смерти. После этого он стал судьей у Харуна ар-Рашида.

Абу Юсуф рассказывал, что когда он стал служить у Харуна ар-Рашида и снискал его расположение, однажды подали миндальную халву с фисташками.

«Когда я отведал этого лакомства, — сказал он, — я вспомнил Абу Ханифу и слезы навернулись мне на глаза. Харун ар-Рашид спросил меня, почему я так взволновался, и я рассказал ему историю, как я стал учеником Абу Ханифы, а слезы навернулись из-за того, что я вспомнил его обещание о миндальной халве».

Он смог разделить науку фикх на главы: глава тахарата, глава намаза, глава уразы и таким образом заложивший фундамент целой науки — фикх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *